ГЕЕННА

ГЕЕННА

[греч. γεέννα; арам.    ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада. Арам. термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.   («к долине Енномовой» - Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от      («перед долиною сына Еннома» - Нав 18. 16; 2 Пар 33. 6) или      («на долине сыновей Еннома» - 4 Цар 23. 10). Это наименование получила расположенная в юж. части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16. 3; 21. 6). Oк. 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23. 10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на к-ром сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой лит-ре (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической лит-ре стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впосл. название Г. стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse... de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о Г. в НЗ. Греч. термин γεέννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых (Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τάρταρος (Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40).

Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180)

Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180)


Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180)

В НЗ Г. встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак 3. 6). НЗ следует представлениям ВЗ о Г. как о месте, где «червь… не умирает и огонь не угасает» (Ис 66. 24 / Мк 9. 44). В огне Г., к-рый не угасает (Мк 9. 43; 9. 48), гибнут и душа и тело грешников (Mф 10. 28). Мучение в Г. изначально уготовано диаволу и его ангелам (Mф 25. 41). Из сопоставления параллельных мест видно, что «осуждение в геенну» (κρίσεως τῆς γεέννης - Mф 23. 33) является «будущим гневом» (μελλοῆσης ὀργῆς - Mф 3. 7) Господа. Упоминание о Г. служит этическим целям, пробуждая совесть грешника, его благоговейный страх перед гневом Небесного Судии (Mф 10. 28; Лк 12. 5). Наказание Г. ожидает даже учеников Спасителя, если они будут презрительно относиться к своим братьям (Mф 5. 22). Эта мысль аллегорически выражена и у ап. Иакова, к-рый предупреждает об опасности «воспаления» огнем Г. языка человека (Иак 3. 6). Угроза Г. прежде всего обращена к фарисеям (Мф 23. 33) и их ученикам, к-рых они приобщили к своему лжеучению (Мф 23. 15). Чтобы избежать Г., верующий должен идти на самые серьезные жертвы (Мф 18. 9; Mк 9. 43 сл.). Описанию наказания Г. соответствуют в НЗ понятие бездны (ἄβυσσος) и такие выражения, как «печь огненная» (κάμινος τοῦ πυρός - Мф 13. 42, 50; ср.: Откр 9. 2) и «озеро огненное» (λίμνην τοῦ πυρός - Откр 19. 20; 20. 10, 14 сл.), где будут также истреблены как безбожники, так и зверь (сатана) с его лжепророком.

В Талмуде встречается упоминание не только о наказующем, но и об искупительном характере Г. (Санхедрин. 13. 3) для тех грешников, чьи заслуги и прегрешения уравновешивают друг друга. Возможно, что представление об очистительном характере последнего огня нашло отражение в ряде книг НЗ (Мк 9. 49; 1 Кор 3. 13-15; 2 Петр 3. 7-13).

Долина Еннома, юго-запад Иерусалима

Долина Еннома, юго-запад Иерусалима


Долина Еннома, юго-запад Иерусалима

Святоотеческое богословие продолжает раскрывать библейское учение о Г., определяя ее как место мучения для неправедно живших и не поверивших во Христа (Iust. Martyr. I Apol. 19. 8). У Климента Александрийского сохранилось предание о Г. как об огненной реке (Сlem. Alex. Strom. V 14; Exc. Theod. 2. 38 // PG. 9. Col. 677 b). Наказание Г. разделяется по степеням и мере осуждения прегрешивших (Macar. Aeg. Hom. Spiritual. 40. 3 // PG. 34. Col. 764 c). В святоотеческом учении, как и в новозаветном богословии, особый акцент делается на нравственно-этическом понимании наказания Г., к-рое наиболее подробно раскрыто в трудах свт. Иоанна Златоуста. Ярким прообразом наказания Г. в ВЗ является Всемирный потоп. Г. не менее обещания Царства Небесного показывает попечение Божие о нас, поскольку страх перед Г. подвигает людей к Царству Божию (Ioan. Chrysost. In ep. 1 ad Tim. // PG. 62. Col. 583 sq.). Господь уготовал Г., потому что Он благ, страх наказания Г. не позволяет добрым стать злыми. Если человек исправляется, то это наказание становится для него лишь угрозой (In ep. ad Philem. 3. 2 // PG. 62. Col. 717 sq.). Оскорбить Христа грехами для верующего мучительнее и ужаснее самой Г. (In Matth. 36. 4). Св. отцы подчеркивали вечность наказания Г. Свт. Иоанн Златоуст говорил: «Христос открыл нам, что гееннский огонь не имеет конца» (Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 9. 1; ср.: Cyr. Alex. Hom. div. 14.). Ориген подразумевал существование более тяжкого наказания для грешников, чем Г., мучениям в к-рой он приписывал очистительный характер (Orig. In Ier. hom. 19. 15 // PG. 13. Col. 497c).

Г.- символ ужаса грехов в настоящей жизни (Ioan. Chrysost. In Ep. ad Rom. 5. 8), ей подвергается тот, кто уже в этой жизни оказывается без лицезрения Бога (Ibid. 6. 14). Умереть для греха, прибегать к таинствам Церкви и исполнять заповеди Христовы - единственный возможный способ избежать Г. (Ibid. 12. 11; In Ioan. 25. 3).

Изображения Г. (ада) является одним из элементов иконографии «Страшного Суда».

Лит.: Jeremias J. Γεέννα // ThWNT. Bd. 1. S. 657-658; Apocalypse syriaque de Baruch. P., 1969. Vol. 2. (SC; N 145); Bailey L. R. Gehenna: The Topography of Hell // BiblArch. 1986. Vol. 49. P. 187-191; Milikowsky C. Which Gehenna?: Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts // NTS. 1988. Vol. 34. P. 238-249; Böcher O. Γεέννα // Exegetisches Wörterbuch z. NT. Stuttg., 19922. Bd. 1. S. 574-575; Allison D. C. Jr. Jesus and Gehenna // Testimony and Interpretation: Early Christology. L., 2004. P. 114-124. (JSNT. Suppl. ser.; 272).

А. Е. Петров


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГЕЕННА" в других словарях:

  • ГЕЕННА — (греч. geenna, от евр. gehlunom долина Гиннома, около Иерусалима, в которую сваливали всякую нечистоту). Ад, преисподняя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕЕННА ад, место мучения грешников по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • геенна — См …   Словарь синонимов

  • Геенна — (тартаръ). Ср. Погоди, не избѣжать тебѣ муки вѣчныя, тьмы кромѣшныя, скрежета зубовнаго... Огнь, жупелъ, смола кипучая, геенскія томленія... П. И. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 1, 3. Ср. Умомъ я простъ, а душу соблюдаю, Геенскаго огня боюсь безмѣрно!… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ГЕЕННА — (греческое geenna, от древнееврейское), в иудаизме, христианстве одно из обозначений ада геенна огненная (первоначально долина Хеннем к югу от Иерусалима, где происходили языческие обряды, в которых приносили в жертву детей) …   Современная энциклопедия

  • ГЕЕННА — (греч. geenna от др. евр.), в иудаизме, христианстве, исламе одно из обозначений ада геенна огненная …   Большой Энциклопедический словарь

  • Геенна — (долина Хинном) в иудаизме и христианстве символическое обозначение конечной погибели грешников и отсюда ада (Геенна огненная). Долина Хинном (или Бен Хинном) к югу от Иерусалима бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в… …   Исторический словарь

  • ГЕЕННА — ГЕЕННА, геенны, жен. (греч. geenna) (церк.). Ад, место вечных мук. Геенна огненная. (От др. евр. Gehinnern, название местности около Иерусалима.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ГЕЕННА — ГЕЕННА, ы, жен. В религии: место вечных мук грешников, ад. Г. огненная [ Геенна долина близ Иерусалима, где приносились жертвы Молоху, сжигались трупы и где постоянно горел огонь].. | прил. геенский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов …   Толковый словарь Ожегова

  • ГЕЕННА — ГЕЕННА, геена жен. ад, преисподняя, тьма кромешная, тартарь. Гееновый, геенский, аду принадлежащий или свойственный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ГЕЕННА — огненная. Книжн. Устар. 1. Одно из названий ада. 2.Место больших страданий, невыносимых мучений. ШЗФ 2001, 53; Янин 2003, 82. /em> Геенна от названия Генномской долины возле Иерусалима, где язычниками совершались человеческие жертвоприношения.… …   Большой словарь русских поговорок

  • Геенна — (греческое geenna, от древнееврейское), в иудаизме, христианстве одно из обозначений ада геенна огненная (первоначально долина Хеннем к югу от Иерусалима, где происходили языческие обряды, в которых приносили в жертву детей).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»