- ГЕЛАСИЙ I
[Гелазий; лат. Gelasius] († 21.11.496, Рим), папа Римский (март 492 - 21 нояб. 496), св. (пам. зап. 21 нояб.). Согласно Liber Pontificalis, род. в Риме, в семье, происходившей из рим. пров. Африка.
До избрания папой Римским был архидиаконом и вел переписку своего предшественника, св. папы Феликса III. Во время понтификата Г. Италия была завоевана остготами под предводительством кор. Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Г. активно заботился о пострадавшем от войны населении. Он предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой, продемонстрировав, однако, твердую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов Вселенского IV Собора (Халкидон, 451), выступал против монофизитства, тогда как визант. имп. Анастасий I продолжал придерживаться «Энотикона», эдикта имп. Зинона (482), призванного примирить сторонников ортодоксии и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры.
Опытный политик и организатор, Г. отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед К-польской. В сочинениях и письмах Г. представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 г. на Соборе 70 епископов в Риме Г. первым среди Римских пап был назван «наместником Христа» (vicarius Christi).
Сохранилась лишь небольшая часть сочинений Г., хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых 5 веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры. Г. выступил против празднования луперкалий, одного из рим. языческих праздников, введя празднование Сретения Господня. В послании имп. Анастасию I (491) сформулировал учение «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей, из к-рых первая представлялась ему более тяжким бременем, т. к. священники на Суде Господнем будут давать отчет и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Г., были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ - государю в делах мирских. Учение Г. и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впосл. были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру.
В полемике против монофизитов Г. для объяснения соотношения Божественной и человеческой природы Спасителя в качестве сравнения использовал Евхаристию.
Издав декрет, обязывавший принятие Причастия и духовенством, и мирянами под обоими видами, Г. способствовал выявлению многочисленных в то время манихеев. Поскольку, согласно учению манихейства, употребление вина считалось грехом, то при отказе принять Причастие можно было узнать сторонников ереси.
Г. приписывается составление «Декрета о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах». Окончательная редакция этого каталога, получившего имя Г., относится к нач. VI в. Также Г. ошибочно приписывается авторство «Sacramentarium Gelasianum» (см. ст. Геласия Сакраментарий).
За короткий понтификат Г. много сделал для активизации церковной политики, упорядочения богослужебной практики и укрепления дисциплины среди духовенства. Большое количество декретов Г. было включено в каноническое право католич. Церкви. При Г. также были установлены особые дни поста в начале каждого из времен года и деление всех церковных доходов, получаемых с состояний или от добровольных пожертвований, на 4 части (для бедных, на содержание храмов и проведение богослужений, на содержание епископа и духовенства).
Полностью сохранились 42 письма и фрагменты 49 др. писем, 6 трактатов, из к-рых 3 посвящены акакианской схизме («Gesta de nomine Acacii vel Breviculus historiae Eutychianistarum», «De damnatione nominum Petri et Acacii», «De anathematis vinculo»), один - ереси пелагианства («Dicta adversus Pelagianam haeresim»), еще один - ересям несторианства и евтихианства («De duabus naturis in Christo adversus Eutychem et Nestorium»), а 6-й направлен против луперкалий («Adversus Andromachum senatorem ceterosque Romanos, qui Lupercalia secundum morem pristinum colenda constituebant»).
Похоронен в рим. соборе св. Петра.
Соч.: PL. 59. Col. 9-190; CSEL. Vol. 35. P. 357-468; Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II / Ed. A. Thiel. Brunswick, 1868. T. 1. P. 285-613; Lettre contre les lupercales et dix-huit messes du sacramentaire léonien / Éd. G. Pomarès. P., 1959.
Ист.: LP. Vol. 1. P. 255-257; PL. 59. Col. 13-24; Jaffé. RPR. Bd. 1. P. 83-95; Löwenfeld S. Epistolae Pontificum Romanorum ineditae. Lpz., 1885. P. 1-38; Gönther O. Epistulae imperatorum pontificum aliorum // CSEL. Vol. 35. P. 218-233; Sacramentarium Gelasianum / Ed. A. H. Wilson. Oxf., 1894; Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis / Hrsg. v. Ernst v. Dobschötz. Lpz., 1912.
Лит.: Pichler A. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. Münch., 1864. Bd. 1. S. 74-80; 1865. Bd. 2. S. 639-650; Roux A. Le pape S. Gélase I: Étude sur sa vie et ses écrits. Bordeaux; P., 1880; Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Grossen bis Gelasius I. Paderborn, 1920. S. 123-150; Grzelak W. Nauka papie ża Gelazja I o Autorytecie Stolicy Apostolskiej: Przyczynek do historii prymatu i polityki papieskiej. Pozna ń, 1922; idem . Nauka chrystologiczna papie ża Gelazja. Lw ów, 1925; Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468-483) und Felix III. (483-492): Ein Beitr. z. Sprache des Papstes Gelasius I. (492-496) und früherer Papstbriefe. Münch., 1935; Dvornik F. Pope Gelasius and Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-129; Ensslin W. Auctoritas und Potestas: Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. // Hist. Jb. 1955. Bd. 74. S. 661-688; Ullman W. Gelasius I (492-496). L., 1979.
А. В. Чупрасов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.