- ГЕОРГИЙ ПАНАРЕТ
Георгий Панаре́т [греч. Γεώργιος Πανάρετος], визант. мелург. Согласно Г. Пападопулосу, Г. П.- сын и ученик мелурга Панарета Патзады Прасина. Впервые его имя встречается в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). В Пападики 1-й пол. XV в. (Philoth. 122) он назван доместиком. М. Герберт, изучавший рукописи с мелосом Г. П., называет его лаосинактом (см.: Παπαδόπουλος. Σ. 257). По предположению М. Фогеля и В. Гардтхаузена, автографом Г. П. являются недатированные фрагменты певч. рукописи Hieros. Patr. 602. Поскольку авторство песнопений может быть обозначено в сокращенном виде - Παναρέτου, следует различать творения Г. П. и свящ. Мануила Панарета, к-рые могут встречаться в одних и тех же рукописях (Cutl. 457, 2-я пол. XIV в.; Ivir. 973, нач. XV в.; Cutl. 456, 1443 г.; РНБ. Греч. № 126, 2-я пол. XV в.). Распевы Г. П. обычно помещаются рядом с творениями визант. мелургов Иоанна Кукузеля, Георгия Контопетриса, Андрея Сигира, Иоанна Глики, Иоанна Клады, Мануила Хрисафа.
Из произведений Г. П. наибольшим количеством списков представлены стихи больших аниксандариев Пс 103. 29б, 30 на 4-й плагальный (8-й) глас (Ivir. 985, 1425 г.; БАН. РАИК. № 154, 1430 г.; № 44, 1796 г.; № 64, сер. XIX в.; Konstamon. 86, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. № 130, нач. XVIII в.; № 711, кон. XVIII в.; Александро-Невская лавра Ю I2, нач. XIX в., и др.). В нач. XIX в. они были переписаны хартофилаксом Хурмузием с помощью нотации нового метода (автограф: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 703. 16-17, 18v - 19, 1818 г.), а позднее напечатаны (Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1824. Τ. 1. Σ. 7-9; Πανδέκτη τῆς ἱερὰς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ. Κωνσταντινούπολις, 1850. Τ. 1. Σ. 7-9).
Довольно часто в певч. рукописях встречаются распетые Г. П. cтихи непорочнов по усопшим мирянам и монахам на 2-й, 1-й плагальный и 2-й плагальный гласы (Cutl. 457; 456; Ivir. 985; 974, 1-я пол. XV в., 973; Philoth. 122; Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в., и др.), причастны на 1-й плагальный глас: «Хвалите Господа с небес» (Lesb. Leim. 238 et 459, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. № 42, сер. XVIII в., и др.), «Блажени яже избрал» (Lesb. Leim. 258, 1527 г.; РНБ. Греч. № 130; 132, посл. треть XVIII в., и др.; в ркп. БАН. РАИК. № 42 указан 1-й глас) и «Во всю землю» (БАН. РАИК. № 154; Philoth. 122), стихи полиелея на 1-й плагальный глас (Ivir. 985), а также на 2-й (Ibid.; Cutl. 457) и 4-й гласы (Konstamon. 86), стихи из антифонов на полиелее: в Богородичные и Господские праздники «Вся слава дщери царевы» и «Приведутся в веселии» на 1-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154; Cutl. 457; РНБ. Греч. № 126; в списках Philoth. 122, Ivir. 973 и 974 указан 1-й глас), преподобным, мученикам и иерархам «Господа, аллилуия - Блажен муж» на 4-й глас (Cutl. 457; Ivir. 974), в дни памяти царей «В день скорби, аллилуия: Услышит тя Господь» на 1-й глас τετράφωνος (Ivir. 974; Konstamon. 86), стихи антифона «Блажен муж» на 4-й плагальный глас (Cutl. 457; 399, сер. XIV в.; Ivir. 974; 985; 973; Philoth. 122; БАН. РАИК. № 154). Причастны Г. П. также были транскрибированы Хурмузием (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 119-119v, 171v - 172, 1829 г.).
Менее известными произведениями Г. П. являются: «Честнейшую» (после канона на утрене) на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 974), сопровождаемый ремаркой «краткое» (συνοπτικόν - Konstamon. 86, συνοπτική - Ivir. 985), песнопения на литургии свт. Василия Великого «Свят - Тебе поем» на 2-й глас ἔσω (Ivir. 993, сер. XVII в.), богородичны (Xeropot. 229, 1-я пол. XVIII в.). По данным Л. Алляция, Г. П. сочинял также светские песни (Παπαδόπουλος. Σ. 257).
Лит.: Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 257; Vogel M., Gardthausen V. Die griechischen Schreiber des Mittelalters. Lpz., 1909. S. 374; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. T. 1. Σ. 363; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 586-587; 1999. Т. 2. С. 447-448.
С. И. Никитин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.