- ГЕРАСИМ
Герасим (Добросердов), еп. Фотография. 60-70-е гг. XIX в.
Герасим (Добросердов), еп. Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 26.10.1809, слобода Бельская Балаганского окр. Иркутской губ.- 24.06.1880, Астрахань), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), еп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства. Обучался в Иркутском ДУ, Иркутской ДС. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов. В нояб. 1827 г. из-за странного, по мнению нек-рых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, к-рый называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской ДС. В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят. 10 авг. 1832 г. Добросердов окончил ДС 2-м учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского ДУ. Женился, 12 апр. 1836 г. был рукоположен Иркутским еп. Иннокентием (Александровым) во священника, служил в Преображенской ц. Иркутска. На Добросердова были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории. В 1841-1845 гг. обучался в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской ДС. Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 окт. 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита.С 1846 г. Г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской ДС, с 16 апр. 1849 г.- ректором Кавказской ДС, с 31 окт. 1850 г.- ректором Симбирской ДС. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского об-ва о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты. С 1855 г. ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского Куряжского Преображенского мон-ря и благочинный епархиальных мон-рей. С 1860 г. ректор и профессор богословских наук в Калужской ДС, настоятель лихвинского Покровского мон-ря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни. особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым). В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова).
10 марта 1863 г. в Александро-Невской лавре Г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 13 янв. 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием С.-Петербургской епархии. Являлся председателем губ. присутствия по обеспечению правосл. духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. председателем миссионерского об-ва. 26 янв. 1866 г. Г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февр. прибыл в Самару. Трудами Г. в 1868 г. открылось епархиальное жен. уч-ще, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание ДС. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чуваш. языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Г. рекомендовал всем настоятелям церквей открывать б-ки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, Г. в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению правосл. духовенства квартирами и земельными угодьями. По инициативе Г. в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре.
8 дек. 1877 г. Г. был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе.
Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й и 3-й степени, черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени (за материальную помощь, оказанную Г. черногорцам во время войны с Турцией). Скончался с любимой молитвой на устах: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...» Погребение Г. в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский). Прославлен в Соборе Сибирских святых (1984). 17 апр. 2005 г. мощи Г. были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани. Изображение Г. помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.
Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1000; Ф. 356. Оп. 1. Д. 173.
Соч.: О собственном законодательстве в Правосл. Церкви // Странник. 1860. Февр. Отд. 2. С. 95-101; О Богоучрежденности 3 степеней церк. иерархии // Там же. Март. Отд. 2. С. 152-163; О степенях власти епископской // Там же. Июнь. Отд. 2. С. 412-430; Об отношении между верою и добрыми делами // Там же. Авг. Отд. 2. С. 5-82; Слова и речи на разные случаи. Калуга, 1860; Кр. очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. о. архим. схимника Моисея. СПб., 1865; Письмо к инокине о значении пострига в иноческом звании и о нек-рых обязанностях, условливаемых оным // Странник. 1865. Нояб. Отд. 2. С. 76-92; Слово в день памяти св. равноап. кн. Владимира // Самарские ЕВ. 1876. № 18; «Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии…» // Астраханские ЕВ. 1879. № 45. С. 719-724; № 46. С. 737-744; № 47. С. 750-756; Письма к духовной дочери А. Е. фон Руммель. М., 1883; Духовные советы в письмах к игум. [Симбирского Спасского мон-ря] Евпраксии: 1854-1857 гг. // ДЧ. 1887. Ч. 2. Май. С. 79-102; Июнь. С. 178-200; Июль. С. 313-339; Письма духовного отца к инокине [мон. Евсевии]: 1851-1855 гг. // ДЧ. 1888. Ч. 3. Сент. С. 74-94; Нояб. С. 317-336; Дек. С. 468-483; 1889. Ч. 1. Янв. С. 104-112; Февр. С. 231-245; Март. С. 351-360; Переписка духовного отца архим. Герасима с инокинями // Там же. 1889. Ч. 3. Сент. С. 103-119; Нояб. С. 360-376.
Лит.: Преосвящ. Герасим, еп. Астраханский и Енотаевский: (Некролог) // Астраханские ЕВ. 1880. № 26. С. 406-408; Ириней (Нестерович), архиеп. [Инструкция ученику Иркутской семинарии Е. Добросердову, командированному в улусы бурят... в качестве миссионера] // РС. 1880. Июль. С. 606-607; Алабин П. В. Трехвековая годовщина г. Самары. Самара, 1887; Кр. ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 226-228; 50-летний юбилей Самарской епархии. Самара, 1901; Благонравов М. Д., прот. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. С. 148-161; Саввинский И. И., свящ. Ист. зап. об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 21-25.
А. В. Дубаков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.