АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ это:

АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ

[лат. Aurelianus Reomensis], мон.-бенедиктинец, муз. теоретик. Жил во Франции, в мон-ре св. Иоанна в Реоме, поэтому в лит-ре его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» - сер. IX в.- можно судить по предисловию, в к-ром А. из Р. посвящает свой труд внуку Карла Великого - аббату Бернарду (о последнем известно, что в 843 г. он был архикантором, а впосл.- архиепископом - Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti in saeculorum classes distributa / Ed. J. Mabillon, L. d'Achéry. Venezia, 1733-17402. T. 4. Pars 2. P. 251). Наибольшую ценность представляют гл. VIII-XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах» - см. Григорианское пение, Modus), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные. А. из Р. подробно характеризует каждый из 8 тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика еще 4 «новонасажденных» (букв. «новообращенных» - neophyti) тонов, добавленных, по словам А. из Р., Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему, песнопений (Cap. 8, 16 / Ed. Gushee. P. 82, 110).

Важную часть модальной теории А. из Р. составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии - varietates, divisiones), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE (см. Мнемонические формулы). В своем трактате А. из Р. отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании нек-рых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину.

Уникальность трактата А. из Р. состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского, на основе к-рых составлены гл. I-VII) является первым из дошедших до наст. времени муз.-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. Антифон) и фиксирует певч. практику времени перехода от устной традиции к письменной.

Изд.: Gerber. Vol. 1. P. 28-63; Aureliani Reomensis Musica disciplina / Еd. L. Gushee // Corpus scriptorum de musica. [N. Y.], 1975. Vol. 21.

Пер.: Aurelian of Reome. The Discipline of Music (ca. 843) / Transl. by J. Ponte. S. l., 1968. (Colorado College Music Press Translations; 3); Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 183-186 (рус. пер. гл. 3, 5, 7).

Лит.: Waeltner E. L. «Die Musica disciplina» des Aurelianus Reomensis // Bericht über den VII. Intern. Musikwissenschaftlichen Kongress. Köln, 1958. S. 287-295; Bernhard M. Textkritisches zu Aurelianus Reomensis // Musica Disciplina. 1986. Vol. 40. Р. 49-61; Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. М., 1998.

С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ" в других словарях:

  • АВРЕЛИАН — Реоменский (Reomensis), монах из Реоме (Moutier St. Jean около Лангра) живший в 9 м веке; написал трактат по теории музыки, напечатанный у Герберта ( Script. , I) …   Музыкальный словарь Римана

  • Эстетика музыкальная — Эстетика музыкальная ( англ. Aesthetics of music, нем. Musikästhetik) искусствоведческое понятие, введённое в научный оборот немецким публицистом …   Википедия

  • Философия музыки — …   Википедия

  • БЕНЕДИКТИНЦЫ — Заслуги ордена б. по отношению к музыке, ее теории и истории чрезвычайно велики, особенно в средние века, когда монастыри б. служили средоточием научных занятий. Начиная с папы Григория Великого (См.) почти все значительные деятели, о которых… …   Музыкальный словарь Римана

  • Антифонное пение — Антифонное пение, хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля). Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии (где хор делился на 2 полухория) и, возможно, в древнееврейском… …   Википедия

  • ГЛАС — [греч. ἦχος, букв. звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ձայյճ; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»