- ГИВА
Ги́ва (Гивея; Гивеаф) [евр. , - холм, возвышенность], г. в уделе колена Вениаминова, называемый в Книге Судей Гивой Вениаминов (Суд 19. 13-14 и др.), а в книгах Царств - Гивой Сауловой (1 Цар 11. 4 и др.) (см.: Симфония. М., 1988. Т. 1. С. 598-599). С названием Г. связан ряд городов, упоминаемых в ВЗ, расположенных к северу от Иерусалима, идентификация к-рых представляет значительные сложности в силу схожести звучания и написания (см. Гева, Гиввефон). Названия Гива и Гивея иногда взаимозаменяются. Большинство ученых сейчас считают, что это одно и то же место.
Г. известна как родной город и царская резиденция Саула (1 Цар 13-15). Она часто упоминается в истории борьбы Саула с филистимлянами; именно там были убиты гаваонитянами 7 потомков царя (2 Цар 21. 6). Вероятно, вблизи Г. находилось святилище - т. н. холм Божий, где прор. Самуил предсказывал Саулу встречу с сонмом пророков (1 Цар 10. 5). Позднее Г. упоминается у пророков Исаии (10. 29) и Осии (5. 8; 10. 9), у к-рого фраза «дни Гивы» символизирует синоним нечестия Израиля (ср.: Суд 19-20). Г. находилась на одной из главных дорог к Иерусалиму с севера, связывая его с г. Рама.
Локализация Г. остается предметом споров. Большинство археологов отождествляют ее с Телль-эль-Фуль, что впервые было сделано Э. Робинсоном в 1841 г., в 1868 г. там провел пробные раскопки Фонд исследований Палестины под рук. Ч. Уоррена. Основные работы велись под рук. У. Ф. Олбрайта (1922-1923, 1933) и П. Лаппа (1964). Телль расположен на высокой горе (840 м), в 5,5 км к северу от Иерусалима. Он был заселен с раннего железного века; исходный нижний слой уничтожен пожаром в XII в. до Р. Х. Следующий слой содержит основание башни и казематной стены XI в.- возможно, это военная крепость эпохи Саула. Раскопки Олбрайта позволили идентифицировать Телль-эль-Фуль как Г., а найденные там фундаменты башни - как остатки крепости эпохи Саула (1 Цар 11-15). Во всех библейских атласах Г. до сих пор совмещена с Телль-эль-Фуль. Однако после работ Лаппа возникли сомнения в такой интерпретации: остатки слоев поселения нач. железного века очень скудны, а материал для датировки ограничен; т. н. «крепость Саула» можно датировать в пределах 1025-950 гг. до Р. Х., т. е. она может относиться и к временам правления Давида и Соломона; слой эпохи развитого железного века, возможно, относится к более позднему периоду (кон. VII - нач. VI в. до Р. Х.), чем свидетельства о Г. у пророков VIII в.: Осии и Исаии.
Др. версия связывает расположения Г. с совр. пос. Джаба, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима. В основе такой идентификации также лежит более ранняя гипотеза Робинсона об отождествлении Г. и Гевы. Позже к этой локализации предложили вернуться Лапп, Дж. М. Миллер и П. М. Арнолд, указавшие, что это размещение соответствует библейским описаниям, эти города ассоциируются с районом Михмаса. Джаба окончательно не раскопана, хотя разведки М. Кохави показали присутствие материалов железного века и эпохи персид. нашествия.
Известна также Г. в нагорной области Иудеи, принадлежавшая сынам Халева (Нав 15. 57) и расположенная южнее Хеврона и юго-западнее Иерусалима. Точная идентификация Г. отсутствует.
Лит.: Albright W. F. Excavations and Results at Tell el-Ful (Gibeah of Saul) // AASOR. 1924. Vol. 4. P. 1-89; idem. A New Campaign of Excavation at Gibeah of Saul // BASOR. 1933. Vol. 52. P. 6-12; Sinclair L. A. An Archaeol. Study of Gibeah (Tell el-Ful) // AASOR. 1960. Vol. 34-35. P. 1-52; Lapp P. Tell el-Ful // BiblArch. 1965. Vol. 28. P. 2-10; Demsky A. Geba, Gibeah, and Gibeon: A Hist.-Geogr. Riddle // BASOR. 1973. Vol. 212. P. 26-31; Miller J. M. Geba/Gibeah of Benjamin // VT. 1975. Vol. 25. P. 145-166; Arnold P. M. Gibeah: The Search for a Biblical City. Scheffield, 1990. (JSOT. Suppl.; 79).
Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.