ГИМНАРИЙ

ГИМНАРИЙ

[лат. Liber Hymnarius (hymnorum); Hymnarium], литургическая книга католич. Церкви, содержащая тексты гимнов, к-рые поются на службах суточного круга (оффиций).

Хотя гимны использовались в богослужении начиная с эпохи ранней Церкви, долгое время предпочтение отдавалось библейским текстам (см. ст. Гимнография). Включение гимнов в состав служб суточного круга было связано с развитием монастырского типа богослужения. Первоначально гимны помещались в конце Псалтири, в литургических Псалтирях - в текстах служб (древнейший образец - ркп. из Сев. Франции Vat. Reg. lat. 11, сер. VIII в.), иногда с дополнительным разделом-Г. в конце. Г. как отдельная книга, судя по упоминаниям в каталогах средневек. б-к, появляется во франк. мон-рях в кон. VIII - нач. IX в. Тем не менее более половины всех известных Г.- это сборники, к-рые включают дополнительные элементы (псалмы, а также молитвы-коллекты, библейские песни, чтения из Свящ. Писания, антифоны, инвитатории и проч.; напр. Vat. lat. 82 и 83, IX в.; Monac. Clm. 343, X в.) и т. о. могут рассматриваться как разновидности литургической Псалтири. В ранних рукописях гимны выписывались в порядке литургического года, но еще не содержали нотации (Mearns. 1913), к-рая появляется с X в. Обычно нотируется только 1-я строфа и не для всех песнопений, хотя известны и полностью невмированные Г. (Verona. Bibl. Cap. 109 (102); Vat. S. Pietro. B. 79; Huesca. Cathedral. 1; Farfa. Abbazia. A. 209, все - XI в.).

На протяжении всего средневековья Г. отличались большим разнообразием состава. Ранний репертуар латинских Г. классифицирован исследователями следующим образом: 1) т. н. Древний Г. (V-VI вв.), состоящий из амвросианских, галликанских и ранних брит. гимнов, всего 19 текстов; 2) т. н. Франкский Г., сложившийся в сев.-вост. Франции (Корби) и юго-зап. Германии (Райхенау) в кон. VIII - нач. IX в., а также т. н. Мосарабский Г., в общей сложности дающие 39 гимнов, более 2/3 к-рых пелись на протяжении всего года (т. е. не были связаны с отдельными праздниками или днями памяти святых) и в основном на службе Laudes. Новые (по сравнению с Древним Г.) песнопения Франкского Г. были предназначены для Laudes в разные дни недели, а также в периоды Великого поста и Пасхи (Lattke. 1991. S. 331; Gneuss. 1968. S. 25; idem. 1974. P. 409-410).

В нач. IX в. на смену Древнему и Франкскому Г. на всем лат. Западе, за исключением Миланского архиеп-ства (сохраняющего свои особенности богослужения вплоть до наст. времени - см. ст. Амвросианский обряд) и Иберийского п-ова (где унификация репертуара последовала в кон. XI в.), пришел т. н. Новый Г., составленный в нач. IX в. в Сев. Франции в ходе литургических реформ в правление Людовика Благочестивого, предположительно Бенедиктом Анианским (Ɨ 821), по др. версии - Валафридом Страбоном (Ɨ 849). Древнейшие сохранившиеся списки Нового Г. относятся к IX-X вв.: Österreich. St. Paul Stift. 25.2.31b; Karlsruhe. Badische Landsbibl. Aug. CXCV; Düsseldorf. Landes- und Stadtbibl. B. 3; Köln. Erzbischöfliche Diözesan- und Dombil. 106; Manchester. John Rylands University Lib. Deansgate Branch. 116; Trier. Stadtbibl. 1245/597, а также т. н. Босуортская Псалтирь (Lond. Brit. Lib. Add. 37517) и Дарэмский Ритуал (Durham Cathedral. A.IV.19) (Gneuss. 1974. P. 413). В состав Нового Г. входят как произведения IV-VI вв.: «A solis ortus cardine» Седулия, «Pange lingua» и «Vexilla regis» Венанция Фортуната, части из «Liber cathemerinon» Пруденция, так и Г., созданные в каролингскую эпоху, напр. «Ut queant laxis» и «Veni creator Spiritus», приписывающиеся традицией соответственно Павлу Диакону и Рабану Мавру. Новый тип книги включает в себя дополнительные гимны для вечерни и ночной службы в разные дни недели, праздники и дни памяти святых в течение года. Первоначальный репертуар Нового Г. насчитывал 41 песнопение, к кон. IX в. он увеличился до 62, в X в. он составлял ок. 100, в XI в.- от 200 до 300 гимнов. Расширение репертуара происходило гл. обр. путем составления особых гимнов для отдельных дней недели и для малых часов, для летнего и зимнего периодов, для дней памяти святых (особенно в многочисленных новых службах). Выявление нового репертуара затрудняется во-первых тем обстоятельством, что и старые, и новые тексты могли быть распеты как на традиционные, так и на вновь составленные мелодии, а во-вторых явлением divisio - делением пространных гимнов на группы строф в качестве отдельных песнопений, напр. для различных служб в рамках одного литургического дня.

Структура Г., как правило, следующая: 1) гимны праздников рождественского и пасхального периодов (Proprium de tempore); 2) гимны на дни памяти святых (Proprium de sanctis); 3) гимны, повторяемые в службах разным святым (Commune sanctorum). Иногда встречаются и др. способы организации певч. материала: напр., в Г., написанном П. Абеляром (Ɨ 1142), гимны сгруппированы по метрическому признаку (Peter Abelard's Hymnarius Paraclitensis / Ed. J. Szövérffy. Albany (N. Y.), 1975. 2 vol.). Поочередное использование в строфах красных и голубых (синих) инициалов служит свидетельством практики попеременного пения 2 хорами (alternatim). Мн. рукописи Г. (с IX в.) содержат глоссы различного характера (филологические, дидактические - для обучения грамоте или стихосложению,- аллегорические, мистические толкования и т. п.; Gneuss. 1968. Kap. 9; Boynton. 1994. P. 106).

Дальнейшее расширение Г. происходило в основанных в XII-XIII вв. орденских общинах, к-рые ориентировались гл. обр. на стандартный репертуар и отчасти на местные традиции: доминиканцы - на французские, францисканцы - на итальянские, цистерцианцы - на миланские. Репертуар Нового Г. послужил одним из источников для распространившегося в XII-XIII вв. римского Бревиария, а сам Г. как отдельная книга постепенно стал выходить из употребления (хотя известно мн. рукописей XIV-XVI вв., напр., БАН. F. 162/1 и 162/2). Очень часто Г. в качестве особого раздела помещается в конце Антифонария. Среди древних источников, хранящихся в российских собраниях, следует также упомянуть францисканскую Псалтирь-Гимнарий ГИМ. Щук. № 568 (1459-1482 гг.), являющуюся дополнением к Антифонарию ГИМ. Щук. № 567 (см.: Moskva J. The Issue of the Melodic of Chants of Franciscan Liturgical Music // Musica Antiqua Europae Orientalis, XII. Acta musicologica: 200 Years of Christian Tradition in Music. Bydgoszcz, 2000, Sept. 14th-17th / Ed. E. Harendarska. Bydgoszcz, 2003. P. 113-120).

Возвращение Г. в богослужебную практику связано с литургическими реформами, последовавшими за Ватиканским II Собором (подробнее см. ст. Novus Ordo). Совр. Г. включает ок. 350 гимнов, инвитатории и 46 пространных респонсориев служб суточного круга и мессы (изд.: Liber Hymnarius: Cum Invitatoriis and Aliquibus Responsoriis. Solesmes, 1983; Lentini. 1984).

Лит.: AHMA. Bd. 51-52; Mearns J. Early Latin Hymnaries: An Index of Hymns and Hymnaries before 1100. Camb., 1913; Stäblein B. Hymnen. Kassel, 1956. Bd. 1: Die mittelalterlichen Hymnenmelodien des Abendlandes. (MMMA; 1); Fiala V., Irtenkauf W. Versuch einer Liturgischen Nomenklatur: Zur Katalogisierung Mittelalterlichen und Neueren Handschriften // Zschr. f. Bibliothekwesen u. Bibliographie. Fr./M., 1963. Spezialbd. S. 123; Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 1963. P. 602-605. (Spicilegii friburgensis Subsidia; 1); Gneuss H. Hymnar und Hymnen im englischen Mittelalter. Tüb., 1968; idem. Latin Hymns in Medieval England: Future Research // FS R. H. Robbins / Ed. by B. Rowland. L., 1974. P. 407-424; Szövérffy J. Repertorium hymnologicum novum. B., 1983; Lentini A. Te decet hymnus: L'innario d. «Liturgia Horarum». Vat., 1984; Gy P.-M. Le trésor des hymnes // LMD. 1988. Vol. 173. P. 19-40; Huglo M. Les livres de chant liturgique. Turnhout, 1988; Baroffio G. I manoscritti liturgici: Guida a una descrizione uniforme dei manoscritti e al loro censimento / Ed. V. Jemolo, M. Morelli. R., 1990; Lattke M. Hymnus: Materialen zu einer Geschichte der antiken Hymnologie. Freiburg (Schweiz); Gött., 1991. (NT et orbis antiquus; 19); Boynton S. Recent Research on Latin Hymns // Plainsong and Medieval Music. 1994. Vol. 3. P. 103-112.

А. А. Ткаченко, Ю. В. Москва


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГИМНАРИЙ" в других словарях:

  • ГИМНАРИЙ — (греч., от hymneo пою). Собрание песней духовного содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГИМНАРИЙ греч., от hymneo, пою. Собрание духовных песней. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гимнарий —  ♦ (ENG hymnarium)  (от греч. hymnos хвалебная песнь)    богослужебная книга, используемая в Западной церкви вместе с гимнами для церковных служб в соответствии с различными обрядами литургического года …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • hymnarium —  Гимнарий …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ГИМН — [лат. hymnus; от греч. ὕμνος песнь]: 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов см. ст. Гимнография. 2. В зап. христ. традиции литургическое строфическое песнопение в куплетной форме со строго метризованным или,… …   Православная энциклопедия

  • Тынтесян Е. —         Егия (1834, Константинополь 1881, там же) арм. музыкант, композитор, педагог, муз. обществ. деятель. Видный теоретик церк. музыки. Записал константинопольские варианты мелодий многочисл. арм. духовных песнопений, изучал восьмигласие,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хазы —         род невм, применявшихся в ср. век. армянском культовом певч. иск ве, когда в монодии стали развиваться принципы формо и ритмообразования, независимые от структуры словесных текстов. Сравнительное изучение разл. ср. век. таблиц X.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шаракан —         общее название арм. оригинальных (небиблейских) духовных песен, официально принятых и канонизированных церковью. Ш. иногда называют также сборник, включающий эти песни и имеющий более точное наименование Шаракноц (букв. Гимнарий).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шнорали Нерсес —         Нерсес Шнорали (по уточнённым данным, 1101, крепость Цовк, близ Киликии по уточнённым данным, 1173, крепость Ромкла, близ Киликии) арм. поэт, композитор, певец, педагог и муз. теоретик. Католикос арм. церкви (1166 73). Автор муз. соч., гл …   Музыкальная энциклопедия

  • Нерсес Шнорали — (Нерсес IV Благодатный) (1112 1173), армянский поэт, музыкальный теоретик, композитор, с 1166 католикос. Переработал и дополнил Шаракноц (Гимнарий), Патаракаматуц (Литургиарий), систематизировал годовой цикл армянских церковных песнопений,… …   Энциклопедический словарь

  • Месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (музыкальное произведение). Месса (итал. messa, от лат. missa)  основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»