GLOSSA ORDINARIA

GLOSSA ORDINARIA

[лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого. По форме G. o. представляет собой т. н. аппарат глосс (apparatus glossarum).

В XII в. термин «G. o.» распространяется по отношению к общепринятому комментарию, с XIII в. такой комментарий чаще обозначается просто как glossa в отличие от др. глосс, для к-рых было принято указывать имя автора. История возникновения и процесс формирования G. o. как явления мало изучены. Его появление в XII в. было связано со становлением ун-тов, в первую очередь Болонского и Парижского, с формированием юриспруденции и богословия в качестве отдельных учебных дисциплин, с унификацией в рамках ун-тов учебных программ и стандартов образования. Исследователи исходят из того, что G. o. содержала трактовку текста Библии или положений того или иного законодательного свода, входивших в состав изучаемых в ун-тах текстов, к-рая признавалась единственной общепринятой как во всех ун-тах, так и вне их, не вызывала возражений властей (церковных или светских), и ее трактовке следовали теологи и практикующие юристы. В др. университетских дисциплинах - в изучении artes liberales, прежде всего философии (диалектики, точнее логики), а также медицины - в средние века строгого набора обязательных текстов не сложилось, программы ун-тов различались, и соответственно не сформировались G. o. Механизм офиц. признания частного комментария и присвоения ему статуса G. o. неясен. Относительно исследована лишь история формирования жанра глоссовых аппаратов и создания глосс к конкретным правовым текстам и Свящ. Писанию, к-рые впосл. были признаны ординарными.

К наст. времени сохранилось достаточно большое количество рукописей и раннепечатных изданий Библии и правовых сводов, на полях к-рых содержатся G. o. Ссылки на G. o. встречаются в сочинениях средневек. юристов, теологов и др. ученых. Упоминания о G. o. сохранились также в различного рода университетских документах, в частности в устанавливаемых университетскими властями списках книг, использовавшихся в преподавании, и в договорах о переписке таких текстов.

Библейские глоссы занимают важное место в средневек. экзегезе. Обычно они представляют собой продолжительные цитаты из творений св. отцов и христ. писателей, сопровождающие текст Свящ. Писания (также см. ст. Катены). Впервые появляются в кон. VIII в. в рукописях англо-ирл. происхождения. В первую очередь глоссами сопровождался текст Псалтири и Апостола. Развитие библейского глоссаторства на Европейском континенте связано с именем Валафрида Страбона (Ɨ 849), к-рому традиция, подкрепленная авторитетом первопечатных изданий, приписывала создание G. o. В XX в. такая атрибуция была отвергнута.

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф (Ɨ 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский (Ɨ 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

В традиции G. o. были написаны «Postillae» доминиканца Гуго Сен-Шерского, «Postilla literalis» и «Postilla moralis» францисканца Николая Лиры (Ɨ 1349), «Additiones» Павла из Бургоса (Ɨ 1435). Кризис глоссаторства был связан с упадком авторитета средневек. традиции и распространением идеи Sola Scriptura.

Первые аппараты глосс, созданные в 1-й пол. XII в., принадлежали теологам и юристам-глоссаторам юстиниановских сводов. В 80-х гг. XII в. появились аппараты глосс канонистов (напр., «Ordinaturus magister» к Декрету Грациана, 1180/82), к-рые представляли собой совокупность комментариев к разделам текста Свящ. Писания или постановлениям правовых сводов и дописывались на полях рукописей. Они содержали различные виды глосс: на отдельные слова, фразы, параграфы, главки, разделы, на названия рубрик и титулов и т. д.- и носили характер компиляций, в них часто использовались глоссы различных авторов. Объем аппаратов обычно превосходил объем комментируемых текстов в 2 и более раза.

В юридических школах Болоньи из-за борьбы сторонников Булгара и Мартина Госиа в сер.-2-й пол. XII в. единые авторитетные комментарии появились лишь на рубеже XII и XIII вв.: в кон. XII - нач. XIII в. большим влиянием пользовались глоссы Аццоне († 1220) к Кодексу, Институциям, Дигестам и «Новеллам», а в качестве G. o. во 2-й пол. XIII в. были признаны аппараты глосс Аккурсия к Кодексу, Дигестам, Институциям и Новеллам Юстиниана (закончены в нач. 30-х гг.; состоят почти из 100 тыс. отдельных глосс), а также его комментарии к своду феодального права «Ломбарда» (Libri feodorum). Аппарат глосс Аккурсия, получивший название «Magna Glossa», в XIII-XVI вв. стал объектом активного комментирования постглоссаторов.

G. о. к правовым сводам использовались как в преподавании (заучивались студентами наряду с текстами законов), так и на практике, в судопроизводстве и адм. управлении. Они не обладали обязывающей силой закона, но являлись источниками права, служили основой для правового толкования, для применения положений закона в конкретных ситуациях. Наибольшее развитие институт G. o. получил в каноническом праве, что было обусловлено особым вниманием к этой области знаний церковных властей, контролировавших сферу вероучения и церковной дисциплины. Первыми появились G. о. к Декрету Грациана и сборникам папского законодательства - декретальным сводам «Compilationes antiquae I, II, III» из числа «Quinque Compilationes antiquae». Созданный ок. 1216/17 г. аппарат глосс Иоанна Тевтона к Декрету Грациана довольно быстро, как считают ученые, получил в Болонском ун-те, а затем и в др. школах права статус G. o. При его создании Иоанн Тевтон активно использовал сочинения предшественников-канонистов, в первую очередь аппарат глосс Лоренцо Испанского и Сумму на Декрет Гугуччо. Вскоре после 1245 г. глосса Иоанна Тевтона была переработана др. болонским канонистом, Бартоломео Брешианским, с учетом нового декретального права из свода «Liber Extra», этот текст стал G. o. В рукописях и раннепечатных изданиях комментарии Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского отмечались соответственно сиглами Jo., Joannes, Jo. Teut. и B., B. B., Barth., Bart. Brix. К самой G. о. также было создано множество комментариев, в нач. XVI в. в нее были внесены добавления.

Практически одновременно с аппаратом Иоанна Тевтона к Декрету Грациана между 1210 и 1220 гг. появился аппарат глосс болонского канониста Танкреда к первым 3-м «Compilationes antiquae», к-рый также был вскоре признан в Болонском ун-те как G. о. Ординарной глоссой к «Compilatio IV» стал аппарат Иоанна Тевтона (между 1215 и 1217), а к «Compilatio V» - комментарий болонского канониста Джакопо да Альбенга, созданный вскоре после обнародования этого свода в 1226 г. После создания в 1234 г. испан. канонистом Рамоном Пеньяфортским на основе «Quinque Compilationes antiquae» декретального свода «Liber Extra» папы Григория IX предыдущие ординарные глоссы, как и сами «Compilationes», официально вышли из употребления. Их материал был использован болонским декреталистом Бернардом Пармским (Бернардо ди Ботоне). Бернард создавал аппарат глосс на «Liber Extra», к-рый был признан G. о., в неск. этапов, известно, по меньшей мере, 4 редакции (1234-1266). В тексте глоссы его комментарии отмечались сиглами B., Bern. С XIV в. большим авторитетом пользовались комментарии «Novella» на «Liber Extra» болонского канониста Иоанна Андреа, они нередко вставлялись в текст G. о. и отмечались как Add. Jo. Andr.

По мере обнародования папских Новелл в сер.-2-й пол. XIII в. на них также писались комментарии, нек-рые из них получали статус G. о. Так, к наиболее пространному из этих декретальных сводов - Новеллам Иннокентия IV (1245-1253) - ординарной глоссой, очевидно, считался аппарат папского субдиакона канониста Бернарда Компостельского Младшего, написанный в 50-х гг. XIII в. В 10-х гг. XIV в. Иоанн Андреа создал аппарат к своду «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (обнародован в 1298), а в нач. 20-х гг. XIV в.- аппарат глосс к сборнику постановлений папы Римского Климента V, т. н. Клементинам (Clementinae), к-рые были обнародованы папой Иоанном XXII в 1317 г. Эти аппараты быстро получили статус G. о.

Комментарии писались также к своду «Extravagantes Ioannis XXII» (Экстраваганты Иоанна XXII, т. е. папские декреталии, не вошедшие в состав офиц. сборников) и постановлениям из «Extravagantes communes» (Общие экстраваганты - папские декреталии от Бонифация VIII до Сикста V), но ни один из комментариев не стал в XIV-XV вв. G. o. Наиболее авторитетным среди них считался комментарий южнофранц. канониста Жеслена де Кассаня (Ценцелина), к-рый ок. 1325 г. составил и глоссировал свод декреталий папы Иоанна XXII. Франц. канонист XVI в. Жан Шапюи, подготавливая парижское издание «Corpus iuris canonici» (1500-1503), включил в него наряду с G. o. к Декрету, «Liber Extra», «Liber Sextus» и «Клементинам» в качестве комментариев к «Экстравагантам Иоанна XXII» глоссы Жеслена де Кассаня и предисловие Джованни Франческо де Павини († после 1484), а к «Общим экстравагантам» - комментарии Жана Лемуана († 1313), Гильома из Монлозёна († 1343) и Франческо де Павини. Статус G. o. к обоим сборникам экстравагант вышеперечисленные комментарии вместе с добавлениями, сделанными в 1521 г. парижским канонистом Жаком Фонтанем к глоссам на «Общие экстраваганты», получили после публикации в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» 1582 г.

С появлением G. o. к тому или иному правовому своду изучение его текста сокращалось и внимание канонистов переключалось на комментирование глоссы, что привело во 2-й пол. XIV-XV в. к стагнации в развитии церковной юриспруденции.

Критические издания G. o. к Свящ. Писанию и правовым сводам отсутствуют, их тексты существуют лишь в изданиях XV-XVII вв. Нек-рые из них вышли репринтом во 2-й пол. XX в. В раннепечатных изданиях сводов канонического права в текст G. о. вносились добавления из сочинений др. канонистов, трактовка к-рых тем самым приобретала большое влияние и авторитет. Так, в текст G. о. Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского к Декрету Грациана вставлялись такие добавления, как глоссы из сочинений канонистов Бененказы Сиенского (Бененказы из Ареццо; † 1206, соч. «Casus decretorum»), из «Розария» Гвидо ди Байзио, архидиакона по занимаемой им должности в болонском кафедральном соборе († 1313), а также декреталии позднесредневек. пап и исправления, сделанные для рим. издания «Corpus iuris canonici» 1582 г. комиссией Correctores Romani в соответствии с решениями Тридентского Собора. В тексте ранних изданий Декрета и глоссы до 1582 г. содержатся разночтения, в изданиях до 1500 г. много ошибок в сиглах с именами канонистов. Последнее издание G. о. к Декрету вышло в Лионе в 1671 г., впосл. Декрет публиковался без нее.

В раннепечатные издания ординарных глосс Бернарда Пармского к «Liber Extra» и Иоанна Андреа к «Liber Sextus» и «Clementinae» также вставлялись комментарии др. канонистов. В глоссу на декреталии Григория IX вставлялись комментарии из «Новелл» на «Liber Extra» Иоанна Андреа (напр., в изданиях, выпущенных в Венеции в 1489, 1581 и др.). В текст G. о. к декреталиям Бонифация VIII в нек-рых изданиях добавлялись отдельные глоссы из аппарата глосс на «Liber Sextus», созданных Жаном Лемуаном и Гвидо ди Байзио. Глосса Иоанна Андреа на «Clementinae» дополнялась комментариями из созданной в кон. XIV в. «Lectura super Clementinis» Франческо Дзабареллы. Тексты ординарных глосс к декретальным сводам «Liber Extra», «Liber Sextus», «Clementinae», равно как и самих сводов, были подвергнуты изменениям в соответствии с решениями Тридентского Собора для одобренного папой рим. издания 1582 г. и в этой редакции публиковались в кон. XVI-XVII в. Издания «Corpus iuris canonici» XVIII-XIX вв. выходили уже без G. o.

Ист.: Petrus Lombardus. Commentaria in Psalmos // PL. 191. Col. 61-1297; idem. Commentaria in Epistolas D. Pauli // Ibid. Col. 1297-1696; idem. Collectaneorum in Paulum continuatio // PL. 192. Col. 1-519; idem. Sententiarum libri quattuor // Ibid. Col. 519-964; Walafridus Strabus. Glossa ordinaria // PL. 113, 114. Col. 1-975 [текст ошибочно атрибутирован Валафриду Страбону]; Accursius. Glossa ordinaria [in collectionibus Corporis iuris civilis]. Venetia, 1487-1489 [repr.: Torino, 1968-1969 (Corpus glossatorum juris civilis / Cur. Juris Italici Historiae Instituto Taurinensis Universitatis rectore ac moderatore M. Viora; T. 7/8)]; Johannes Teutonicus. Glossa in «Compilatio IV» // Antiquae Collectiones Decretalium / Ed. A. Agustin. Lérida, 1576 [repr.: R., 1533. P., 1609, P., 1621]; idem // Opera omnia. Vol. 4. Lucca, 1769. P. 610-692; idem. Glossa ordinaria ad Decretum Gratiani // Will E. Decreti Gratiani Incunabula: Beschreibendes Gesamtverzeichnis der Wiegendrucke des Gratianischen Dekretes. Bologna, 1959. P. 1-280. (Studia Gratiana; 6); Adversi A. Saggio di un Catalogo d. edizioni del Decretum Gratiani posteriori al secolo XV // Ibid. P. 281-451; Biblia latina cum Glossa ordinaria. Strasbourg, 1480. Turnhout, 1992r. 4 vol.

Лит.: Schulte J. F., von. Die Glosse zum Decret Gratians von ihren Anfängen bis auf die jüngsten Ausgaben // Denkschriften der philos.-hist. Classe der kaiserlichen Akad. d. Wissenschaften in Wien. W., 1872. Bd. 21; Gillmann F. Die Entstehungszeit der Glossa ordinaria zum Gratianischen Dekret // Idem. Zur Lehre der Scholastik vom Spender der Firmung und des Weihesakraments. Paderborn, 1920. S. 184-220 (repr.: Gesammelte Schriften zur klassischen Kanonistik v. F. Gillmann / Hrsg. R. Weigand. Würzburg, 1988. Bd. 1, N 12); Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937. P. 93-122, 327-385. (ST; 71); Kuttner S., Smalley B. The Glossa Ordinaria to the Gregorian Decretals // EHR. 1945. Vol. 60. P. 97-105; Blic J., de. L'œuvre exégétique de Walafrid Strabon et la glosse ordinaire // RTAM. 1949. Vol. 16. P. 5-28; Smalley B. The Study of the Bibel in the Middle Ages. Oxf., 1952. P. 44-66; Weimar P. Die legistische Literatur und die Methode des Rechtsunterrichts der Glossatorenzeit // Ius commune: Zschr. f. europäische Rechtsgeschichte. Fr./M., 1969. Bd. 2. S. 43-83; Laubrichon G. Une nouveauté les gloses de la Bible // Le Moyen Age et la Bible / Éd. P. Riche, G. Laubrichon. P., 1984. P. 95-114; Pennington K. Johannes Andreae's Additiones to the Decretals of Gregory IX // ZSRG. K. Bd. 74. 1988. S. 328-347; Weigand R. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. zu den frühen Glossen und Glossenkompositionen. R., 1991. (Studia Gratiana; 25-26); Лобришон Г. Библия // Словарь средневек. культуры / Ред.: А. Я. Гуревич. М., 2003. C. 48-49.

Е . В . Казбекова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "GLOSSA ORDINARIA" в других словарях:

  • Glossa Ordinaria — A glossa ordinaria (pl. glossae ordinariae ) was an assembly of glosses which came to be widely accepted in universities, esp. in the 13th century. Such books were official commentaries which professors read after the ordinary. Many important… …   Wikipedia

  • Glossa ordinaria — Glọssa ordinaria,   aus der Zusammenfassung und Bearbeitung lateinischer Glossen entstandene Glossenapparate des Mittelalters, die als Standardkommentarwerk theologischer und v. a. (bis ins 17. Jahrhundert) auch juristischen Handschriften oder… …   Universal-Lexikon

  • Glossa Ordinaria — Lit. regular or standard gloss . The Glossa of the *Vulgate was begun in the school of Laon under Anselm of Laon (d. 1117) and added between the lines of text. However, it drew upon earlier collections which had been used since the 7c. Bede laid… …   Dictionary of Medieval Terms and Phrases

  • Glossa ordinaria —  (лат общепринятая интерпретация) глосса или комментарий на латинскую Вульгату, ставший в средневековье одним из важных средств для толкования Священного Писания. Заметки, добавленные на полях библейских текстов, были выписаны из сочинений отцов… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • glossa — /glosa/ A gloss, explanation, or interpretation. The glossal of the Roman law are brief illustrative comments or annotations on the text of Justinian s collections, made by the professors who taught or lectured on them about the twelfth century… …   Black's law dictionary

  • glossa — /glosa/ A gloss, explanation, or interpretation. The glossal of the Roman law are brief illustrative comments or annotations on the text of Justinian s collections, made by the professors who taught or lectured on them about the twelfth century… …   Black's law dictionary

  • Accursius — (Statue an den Uffizien in Florenz) Accursius (* 1182/85 in Bagnolo all Impruneta bei Florenz; † 1260/63 in Bologna) gehörte zur Gruppe der Glossatoren. Er studierte an der Universität von Bologna die Rechtswissenschaften. Einer seiner Lehrer …   Deutsch Wikipedia

  • Zemeke — Johannes Teutonicus Zemeke (auch Zemeken, Semeca, Cemeca, Semeko; * ???? in der Nähe von Halberstadt; † 25. April 1245 in Halberstadt) ist der Verfasser der „Glossa ordinaria“ zum „Decretum Gratiani“ und der Glosse zu den Konstitutionen des… …   Deutsch Wikipedia

  • Glosses, Glossaries, Glossarists — • To gloss is to interpret or explain a text by taking up its words one after another. A glossary is therefore a collection of words about which observations and notes have been gathered, and a glossarist is one who thus explains or illustrates… …   Catholic encyclopedia

  • Scriptural Glosses —     Scriptural Glosses     † Catholic Encyclopedia ► Scriptural Glosses     I. ETYMOLOGY AND PRINCIPAL MEANINGS     The modern English word gloss is derived directly from the Latin glossa, itself a transcript of the Greek glossa. In classical… …   Catholic encyclopedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»