- ГОЛУБЦОВ
А. П. Голубцов. Фотография. 80-е гг. XIX в.
А. П. Голубцов. Фотография. 80-е гг. XIX в. Александр Петрович (1862, погост Ильинский Галичского у. Костромской губ.- 4.07.1911, Москва), проф. церковной археологии и литургики в МДА, д-р богословия. Род. в семье священника. Окончил Галичское духовное уч-ще, Костромскую ДС (1882). В 1886 г. окончил МДА и со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и литургики. 15 дек. 1891 г. Г. защитил магист. дис. «Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны». С 1887 г. преподавал в МДА литургику и с 1893 по 1896 г.- франц. язык. В 1891 г. Г. был назначен зав. Церковно-археологическим музеем. С 1896 г. экстраординарный, а с 1907 г. ординарный профессор. В 1898 г. стал внештатным преподавателем церковной археологии в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. С 1890 по 1909 г. представлял МДА на обл. и всероссийском археологических съездах.Г.- автор более 50 статей по литургике, церковной истории и археологии. Центральное место среди его работ занимает серия изданных Чиновников крупных кафедральных соборов России: Софийского в Новгороде (1899), Преображенских в Холмогорах и Н. Новгороде (1903-1905) и Успенского в Москве. Текст Чиновников воспроизводится с соблюдением их орфографии (исключая титла, замену слав. цифр арабскими, опущение надстрочных знаков и введение в текст принятой ныне пунктуации). Каждое издание сопровождается предисловием и подробными указателями.
Итог серии подвел труд «Соборные чиновники и особенности службы по ним» (М., 1907), за к-рый Г. была присуждена докторская степень. В этом исследовании объясняется происхождение названия «Чиновник», описывается богослужение ц. Св. Софии в К-поле, разбираются особенности рус. кафедральных соборов, численность соборного клира, торжественные выходы на праздничных вечерне, утрене и литургии, возглашение т. н. великой похвалы, осенение архиереем народа дикирием и трикирием, начальные действия литургии верных и др.
Г. написал множество работ по церковной археологии, к-рую он считал неотъемлемой частью литургики. Впервые в рус. науке был сделан особый акцент на связи внутреннего устройства правосл. храма с историей формирования богослужения. Г. также занимался историей иконописи, рим. катакомб и погребальных обычаев первых христиан (часть материалов опубл. посмертно). Ряд его работ посвящен проблемам рус. церковной истории XVII в. (в частности, издан сборник памятников прений о вере (ЧОИДР. М., 1892. Кн. 2. С. I-XXVI, 1-350)). Небольшое рукописное собрание находится в РГБ ОР (Ф. 596. № 1-47).
Архив Г. хранится в ОПИ ГИМ (Ф. 504).
Соч.: Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения: [Пробная лекция] // ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 113-130; О греческом иконописном подлиннике: [Пробная лекция] // Там же. С. 131-151; К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры»: [Рукоп. соч. XVII в.] // Там же. С. 152-176; Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патр. Московского // Там же. С. 327-381; Из истории изображений креста // Там же. 1889. Ч. 43. С. 236-299; О перемене темных облачений на светлые на литургии в Вел. субботу // Радость христианина. 1893. Кн. 4. С. 32-39; О путешествиях др. христиан и наших старинных паломников в Св. Землю, Рим и Царьград // БВ. 1894. Т. 1. № 3. С. 446-462; Т. 2. № 4. С. 63-88; Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней…» // Радость христианина. 1894. Кн. 5. С. 40-46; Церк.-археол. музей при МДА // БВ. 1895. Т. 2. № 4. С. 120-140; Молитвенные храмы и открытые христианские храмы первых трех веков // Там же. 1896. Т. 1. № 3. С. 351-369; О древнейших изображениях Божьей Матери // БВ. 1897. Т. 1. № 1. С. 25-48; Происхождение, назначение и устройство рим. катакомб // Там же. Т. 2. № 4. С. 68-91; Из истории древнерусской иконописи // ДЧ. 1897. Т. 3. С. 8-24; Об особенностях архиерейского служения с т. зр. древнецерк. обряда // БВ. 1903. Т. 1. № 3. С. 499-515; О мере среди церкви в связи с вопросом о происхождении орлеца // Там же. Т. 2. № 5. С. 46-64; О начале, первых деятелях (1744-1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой лавры // Там же. № 6. С. 237-258; К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии // Там же. № 7/8. С. 414-430; Об отношении христиан II-III ст. к искусству // Там же. Т. 3. № 10. С. 173-196; О выходах на воскресных вечерне и утрене в Др. Руси и их происхождении // Там же. 1905. Т. 2. № 5. С. 1-26; О предносной архиерейской лампаде // Там же. № 7/8. С. 560-569; О старом архиерейском месте в храме // Там же. С. 570-583; О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным // Там же. Т. 3. № 9. С. 69-75; О наружном виде и изображениях Иисуса Христа // ПБЭ. Т. 6. Стб. 665-676; О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха // БВ. 1909. Т. 2. № 6. С. 260-279; Мат-лы для истории древнерус. иконописи: (Опись церквей Иосифово-Волоколамского мон-ря 1545 г.) // Там же. 1910. Т. 2. № 5. С. 182-195; Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери // Там же. 1911. Т. 3. № 10. С. 364-371; Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. П., 1911; Из чтений по церковной археологии и литургике: В 2 ч. Серг. П., 1918. (репр.: Ч. 1: Археология. СПб., 1995; Ч. 2: Литургика. М., 1996).
Лит.: Проф. А. П. Голубцов († 4 июля 1911 г.) // БВ. 1911. Т. 2. № 7/8. Прил. С. 1-47; Список лит. трудов проф. А. П. Голубцова // Там же. Прил. С. 41-44; Голубцов С. [А.], протодиак. А. П. Голубцов: (К 75-летию со дня кончины) // ЖМП. 1989. № 3. С. 18-22; Рыков Ю. Д. Собрание А. П. Голубцова (Ф. 596) // Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1996. Т. 1. Вып. 3. С. 285-293.
С. В. Заплатников
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.