- ГРИГОР II ВКАЯСЕР
Григор II Вкаясер, армянский католикос
Григор II Вкаясер, армянский католикосГриго́р II Вкаясе́р [арм. Գրիգռր Բ Վկայյասեր] (1025? - 3.06.1105), арм. католикос (c 1066). В миру Вахрам, сын кн. Григора Магистра Пахлавуни, одного из известных деятелей арм. культуры. Получил от отца хорошее образование. Женившись в раннем возрасте, юноша вскоре обнаружил стремление к духовной жизни и, отказавшись от брака, стал монахом, приняв имя Григор. По смерти католикоса Хачика II Анеци (1065) визант. власти, стремясь ослабить Армянскую Церковь, препятствовали выборам его преемника. В 1066 г. бывш. царь Карса Гагик и царица Мариам добились от визант. имп. Константина X разрешения избрать католикоса, и на Соборе в Цамдаве под нажимом арм. князей Г. В. вопреки своему желанию принял сан католикоса. Движимый жаждой аскетических подвигов, Г. В. поставил наместником вардапета Геворга Лореци (1069), а сам удалился на Чёрную Гору (монастырский комплекс в Сирии), где вел подвижническую жизнь. В 1072 г., недовольный деятельностью Геворга, Г. В. отстранил его от должности и велел посвятить в сан католикоса Саргиса, племянника католикоса Петроса I Гетадардза († 1058), послав ему в дар жезл и патриаршее покрывало его дяди. В 1073 г. в Ани он рукоположил во епископа своего племянника Барсега. В следующем году Г. В. отправился в путешествие по христ. центрам; 3-4 года он жил в К-поле, затем в Риме, в Египте, посетил знаменитые мон-ри Скитской пустыни. Здесь католикос рукоположил др. племянника епископом, или католикосом, егип. армян, число к-рых в то время составляло 30 тыс. После долгих лет странствования Г. В. вернулся в Армению, чтобы и здесь осуществить данный им Богу обет - посетить св. места и навестить престарелую мать. Затем католикос уехал в Египет (1085), побывал в Мелитине (1092), в Иерусалиме (1099). Последние годы жизни (1101-1105) Г. В. провел в мон-рях Чёрной Горы. Скончался «странствующий католикос» в Красном мон-ре (Кесун, Киликия), куда его привез арм. кн. Васил.Прозвание Вкаясер (букв.- мучениколюбец) католикос получил за особую привязанность к паломничеству и за усердие в поминовении святых. Хотя Г. В. не писал пространных трудов (в основном толкования и редактирование синаксарей, послания), однако именно он был инициатором многочисленных переводов с греч., сир. и лат. языков, выполненных по его заказу и на его средства (Толкование на Деяния св. апостолов свт. Иоанна Златоуста, нек-рые сочинения прп. Ефрема Сирина, Похвальное слово св. Григорию Просветителю, написанное учеником свт. Иоанна Златоуста Феофилом, Жития свт. Григория Назианзина, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, Мученичество Евдоксии и Рамела и др.). Большинство этих переводов было сделано за пределами Армении, переводчиками с греческого зачастую были греки, знавшие арм. язык (риторы Кириак и Феопист). Деятельность Г. В. имела огромное значение и для развития арм. литургического песнопения, поскольку он был и поэтом-музыкантом; его имя связано с движением XI-XII вв. за обновление арм. церковного песнопения.
Лит.: (?)ամչեաճ Մ· Պատմռւթիւճ (?)այյռց· Վեճետիկ, 1785. (?)տ· 2. Էջ 989-996 (Чамчян М. История армян. Венеция, 1785. С. 989-996); Զարպ(?)աճալեաճ Գ· (?)այյկակաճ մատեճագիտռւթիւճ· Վեճետիկ, 1883. Էջ 596-602 (Зарбаналян Г. Древнеармянская письменность. Венеция, 1883. С. 596-602); Նռրայյր եպս· Պռղարեաճ· (?)այյ գրռղճեր՛ Ե-ԺԷ դար· Երռւսաղեմ՛ 1971. Էջ 194-199 (Норайр Погарян, еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 194-199).
М. Э. Ширинян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.