- ГРИГОРИЙ XVI
(18.09.1765, Беллуно - 1.06.1846, Рим; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831). Происходил из низшего дворянства. Вопреки воле родителей 23 окт. 1783 г. поступил послушником в мон-рь св. Михаила на о-ве Мурано, принадлежавший ордену камальдулов. В 1786 г. принес обеты и был пострижен в монашество с наречением имени Мауро. В 1787 г. рукоположен в сан пресвитера. Получив образование в бенедиктинских коллегиях, преподавал философию и богословие в коллегии мон-ря св. Михаила. В 1790 г. назначен цензором книг (censor librorum) ордена камальдулов и конгрегации Вселенской инквизиции в Венеции. В 1795 г. переведен в Рим в камальдульский мон-рь св. Григория (Сан-Грегорио аль Челио), где стал помощником (socius) генерального прокуратора ордена камальдулов.
Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ)
Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ)В 1799 г. опубликовал кн. «Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa» (Триумф Святого Престола и Церкви), посвященную папе Римскому Пию VI, в к-рой защищалось учение о папской безошибочности (непогрешимости) и светской власти пап. С 1800 г. викарий аббата, с 1805 г. аббат мон-ря св. Григория в Риме. В 1801 г. участвовал в основании Академии католич. религии (Accademia della Religione Cattolica). В 1807 г. назначен генеральным прокуратором ордена камальдулов. В 1808 г. из-за оккупации Рима французами удалился на о-в Мурано в мон-рь св. Михаила, где преподавал в местной камальдульской коллегии.
В 1814 г. с восстановлением власти папы Римского Пия VII вернулся в Рим и был назначен аббатом мон-ря св. Григория. С 1818 г. генеральный прокуратор, с 1823 г. генеральный настоятель ордена камальдулов. В качестве советника участвовал в работе рим. конгрегаций Чрезвычайных церковных дел (с 17 сент. 1814), Вселенской инквизиции (с 10 марта 1816), Пропаганды веры (с 29 февр. 1820) и По проверке книг Вост. католич. Церквей (с 23 мая 1821). С 31 марта 1818 г. занимал должность экзаменатора епископов по богословию. При папе Римском Льве XII выполнял миссию апостольского визитатора ун-тов в Перудже, Камерино, Мачерате и Фермо.
21 марта 1825 г. папой Львом XII тайно (in pectore) возведен в достоинство кардинала. 13 марта 1826 г. объявлен кардиналом, 16 марта принял кардинальские знаки и 3 июля получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Каллиста. 1 окт. того же года назначен префектом конгрегации Пропаганды веры. Содействовал заключению соглашения между бельг. католиками и нидерландским протестант. кор. Вильгельмом I (1827), а также между арм. католиками и Османской империей (1829).
После смерти папы Пия VIII (30 нояб. 1830) созванный для избрания нового папы конклав проходил в обстановке революционного брожения в Центр. Италии и заседал в течение 7 недель. После длительных переговоров при поддержке Австрийской империи 2 февр. 1831 г. конклав избрал папой кард. Мауро Каппеллари, принявшего имя Григорий XVI. 6 февр. в соборе св. Петра декан коллегии кардиналов, кард.-еп. Остии и Веллетри Бартоломео Пакка рукоположил Г. во епископа и в тот же день короновал папской тиарой.
Управление Папским государством
Одновременно с вступлением Г. на Папский престол произошли восстания в Папской области (в Романье и Марке) и в герц-ствах Модена и Парма (февр. 1831). В Болонье открылся конгресс депутатов восставших городов Папской области, провозгласивший отмену светской власти папы и учреждение Союза итал. соединенных провинций; образовалось Временное правительство во главе с Дж. Вичини. Направленный для подавления восстания кард. Джованни Антонио Бенвенути был арестован повстанцами и доставлен в Болонью. Намеченное на 12 февр. 1831 г. восстание в Риме было предотвращено гос. секретарем кард. Томмазо Бернетти. В этой обстановке Г. обратился за помощью к австр. имп. Францу I, направившему в Папскую область австр. войска ген. И. М. Ф. фон Фримона, к-рые в нач. марта 1831 г. подавили революционное движение в Модене и Парме, 21 марта осадили Болонью и 25 марта нанесли повстанцам поражение при Римини. Временное правительство бежало из Болоньи в Анкону, где 29 марта капитулировало.
В апр. 1831 г. в Риме собрались представители Австрии, России, Франции, Пруссии и Англии, принявшие 21 мая совместный меморандум, призывавший Г. начать реформы в Папской области. В числе рекомендаций папе предлагалось создать Гос. совет из мирян, параллельный коллегии кардиналов, устранить кардиналов и др. духовных лиц от управления финансами, ввести народные выборы коммунальных и муниципальных советов, преобразовать судебную систему. Г. согласился на частичное проведение реформ, отвергнув предложение создать Гос. совет и выборные советы. 5 июля того же года Г. издал эдикт о начале реформ, в основном коснувшихся адм. управления (организация центральных, провинциальных и коммунальных правительств, во главе к-рых стояли назначаемые папой пролегат, губернатор или мэр). В области судопроизводства было сокращено число трибуналов (в Риме упразднялось 12 трибуналов из 15), устанавливались 3 судебные иерархии (для Рима, для легатств, для Романьи и Марке), каждая из к-рых состояла из 3 гражданских судов; согласие 2 любых судов по тому или иному делу препятствовало дальнейшей апелляции. Уголовные суды радикальному реформированию не подверглись. Духовенство сохраняло за собой главную роль в администрации и в сфере образования, осуществляло строгий надзор за соблюдением гражданами религ. предписаний и обрядов; сурово каралось святотатство и членство в тайных об-вах и масонских ложах. Проведенные реформы не удовлетворили революционную партию, требовавшую упразднения светской власти папы, отмены инквизиции, свободы образования и коренной реформы судопроизводства.
В дек. 1831 г. в Папской области и в легатствах вновь началось восстание, для подавления к-рого были направлены папские войска. Назначенный чрезвычайным комиссаром в легатствах кард. Джузеппе Альбани по собственной инициативе обратился за помощью к главнокомандующему австр. армией в Сев. Италии ген. Й. В. Радецкому. В янв. 1832 г. австр. войска вновь вступили в Папскую область и разбили мятежников. Франция, пытаясь создать противовес росту влияния Австрии в Италии, без согласия папского правительства оккупировала Анкону. Г. и гос. секретарь кард. Т. Бернетти протестовали против этих действий Франции, к-рые также осудили Россия и Пруссия, однако франц. войска продолжали оставаться в Анконе до нояб. 1838 г., когда австр. армия покинула Папскую область.
При Г. в Папском гос-ве было завершено строительство туннеля Монте-Катилло, в порту Остии введены в эксплуатацию пароходы, установлена десятичная монетная система и предпринята попытка таможенной реформы, учреждено статистическое бюро в Риме, созданы гос. больницы, приюты и бани.
В 1843 г. сторонники широких реформ вновь попытались поднять восстание в Романье и Умбрии, но были подавлены специальными легатами кард. Луиджи Ванничелли-Казони и кард. Франческо Саверио Массимо. В сент. 1845 г. произошло восстание в Романье, повстанцы захватили Римини, но затем были принуждены отступить и бежать в Тоскану.
Внешнеполитическая деятельность
Понтификат Г. ознаменовался конфликтами между католич. Церковью и рядом европ. гос-в. В 1832-1834 гг., в борьбе за престол Португалии между доном Мигелом и его братом доном Педру, Г. поддерживал дона Мигела, выражавшего интересы клерикальной партии и восстановившего в стране орден иезуитов. После прихода к власти дона Педру в Португалии проводились либеральные реформы: была вновь запрещена деятельность иезуитов, упразднены церковная десятина и монашеские ордены, закрыто большинство мон-рей, а их собственность и земли были национализированы, гос-во установило жесткий контроль за назначениями на епископские кафедры и др. церковные должности. Португ. правительство разорвало дипломатические отношения с Римом и закрыло нунциатуру в Лиссабоне. Протесты Г. вызывали ужесточение антиклерикальной политики, пока народное недовольство не побудило кор. Марию II да Глорию начать переговоры с Римом (1841); в 1844 г. по соглашению между Г. и Португалией в Лиссабоне возобновила деятельность нунциатура.
В Испании во время Карлистской войны (1833-1840) Г. поддержал дона Карлоса Старшего, оспаривавшего престол у кор. Изабеллы II. В борьбе с доном Карлосом Старшим, пользовавшимся поддержкой клерикалов («апостолическая партия»), регентша при Изабелле II Мария Кристина опиралась на либералов, побуждавших ее проводить антиклерикальную политику. С 15 июля 1834 г. в Испании упразднялась инквизиция, в следующем году была запрещена деятельность иезуитов (4 июля) и большинства др. монашеских орденов и конгрегаций (окт.), отменена церковная десятина, закрыты мон-ри, за счет конфискации церковного имущества для духовенства устанавливалось содержание от гос-ва. С 1835 г. дипломатические отношения с Папским престолом были разорваны. В 1840 г. Мария Кристина выразила намерение примириться с Римом, но в том же году была свергнута и новый регент ген. Б. Эспартеро продолжил антиклерикальную политику. В 1843 г., после свержения Эспартеро, восшествия на престол Изабеллы II и установления правительства ген. Р. М. Нарваэса, сближение с Римом возобновилось. В 1845 г. было заключено соглашение, основанное на взаимных уступках, но полностью отношения между Испанией и Папским престолом были восстановлены только после смерти Г.
В 1834 г. в Швейцарии представители протестант. кантонов приняли «Баденские статьи», подчинявшие католич. Церковь гос. контролю, обязывавшие духовенство приносить присягу на верность конституции своего кантона и вводившие свободу образования. 17 мая 1835 г. Г. осудил этот документ энцикликой «Commissum Divinitus». Несмотря на то что заявленные в «Баденских статьях» меры не получили реализации, конфликт между католич. и протестант. кантонами продолжал расти. В 1841 г. в протестант. кантоне Аргау были закрыты все католич. мон-ри; в то же время католич. кантон Люцерн объявил католицизм гос. религией (1842) и разрешил открыть иезуитскую коллегию (1844). В 1845 г. 7 католич. кантонов (Люцерн, Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг, Фрибур и Вале (Валлис)) объединились в союз (Зондербунд). Противостояние привело к гражданской войне между протестант. кантонами и Зондербундом, завершившейся поражением католиков (1847).
Острый конфликт между Римом и правительством Пруссии возник в 30-х гг. XIX в. по вопросу о смешанных браках между католиками и протестантами. Согласно нормам прусского законодательства, дети от смешанных браков должны были воспитываться в конфессии отца; католич. духовенству запрещалось отказывать в венчании, если не давалось обещание воспитывать детей в католичестве. Однако большинство католич. клириков не выполняли этого предписания. 25 марта 1830 г. папа Пий VIII издал бреве «Litteris», требовавшее католич. воспитания детей от смешанных браков, получивших венчание в католич. церкви; это же требование было выражено Г. в энциклике «Summo iugiter studio» (27 мая 1832). После безрезультатных переговоров с Римом прусское правительство в тайном соглашении с Кёльнским архиеп. Ф. А. фон Шпигелем, епископами Мюнстера, Трира и Падерборна определило, что для заключения католич. брака было достаточно наличия религ. убеждений у лиц, вступивших в брак, без обещания воспитывать детей в католич. вере. В 1837 г. новый Кёльнский архиеп. К. А. фон Дросте-Вишеринг, следуя указаниям Римской курии, отказался от соблюдения этого соглашения и 20 нояб. того же года был арестован по обвинению в гос. измене. Католич. епископы Пруссии (кроме Бреславльского еп. Л. Седльницкого) не пошли на уступки в вопросе о смешанных браках, что вызвало ряд новых репрессивных мер со стороны прусского правительства, в т. ч. арест Гнезненского и Познанского архиеп. М. Дунина (1838). Г. неоднократно выражал протест против действий прусских властей; была опубликована «Красная книга», содержащая хронологический перечень действий против католич. Церкви в Пруссии. После смерти прусского кор. Фридриха Вильгельма III (1840) новый кор. Фридрих Вильгельм IV согласился пойти на уступки, все требования прусского правительства по смешанным бракам были отменены, в прусском Мин-ве образования и культов был создан католич. департамент, прусским католич. епископам были дозволены непосредственные сношения с Римом.
Вопрос о смешанных браках возник также в Венгрии, где Пештский сейм постановил подвергать денежному штрафу каждого католич. пресвитера, к-рый откажется благословить смешанный брак. 30 апр. 1841 г. Г. направил венг. епископату энциклику «Quas vestro», в к-рой осудил это решение. Твердая позиция в данном вопросе папы и венг. епископов привела к изданию имп. Фердинандом I указа, по к-рому католич. клирики не должны были принуждаться к венчанию смешанных браков.
Взаимоотношения с Российской империей
В начавшемся в нояб. 1830 г. восстании в Царстве Польском активное участие принимали мн. католич. клирики и монахи, одной из опор восставших были католич. мон-ри. Восстание поддержали Люблинский еп. Ян Дзенцельский и Плоцкий еп. Адам Пражмовский; находившийся вне пределов Царства Польского Краковский еп. Кароль Скорковский осуществлял связь повстанцев с Веной и Римом. 15 февр. 1831 г. Г. направил польск. католикам послание, в к-ром осудил восставших как нарушителей гос. порядка, установленного Богом. Послание, отвергнутое польск. повстанцами, объявившими его «русской фальшивкой», не удовлетворило правительство Российской империи, к-рое сочло его недостаточно жестким. 9 июня 1832 г. папа выпустил энциклику «Cum primum», где повторно осудил восставших и заявил, что он молится о том, чтобы как можно скорее увидеть польск. провинции успокоенными и возвращенными к послушанию законной власти. Имп. Николай I Павлович через посланника в Риме кн. Г. И. Гагарина выразил Г. свое удовлетворение энцикликой, разрешив публикацию составленного на ее основе администратором Виленской епархии еп. Андреем Клонгевичем наставления «касательно долга верноподданнического», распространенного в католич. приходах Российской империи.
12 февр. 1839 г. в Полоцке представители униатского духовенства во главе с Литовским еп. Иосифом (Семашко), Оршанским еп. Василием (Лужинским) и викарием Литовской епархии, Брестским еп. Антонием (Зубко) приняли соборное постановление о воссоединении с Православием (см. ст. Униатов воссоединение с РПЦ в XIX-XX вв.). 22 нояб. 1839 г. в аллокуции «Multa qui Deum» Г. осудил воссоединение униатов, но не выразил резкого протеста против церковной политики российских властей.
В 1840 г. при посредничестве австр. канцлера К. фон Меттерниха начались переговоры между Россией и Папским престолом. 1 марта 1841 г. Г. утвердил назначенного имп. Николаем I в 1839 г. еп. Игнатия Павловского архиепископом Могилёвским, митрополитом римско-католич. церквей в России. В том же году папа сообщил Николаю I о согласии принудить к отречению конфликтовавшего с рус. правительством и арестованного в 1840 г. Подляшского еп. Яна Гутковского. Желая воспрепятствовать наметившемуся сближению между Российской империей и Римом, польск. круги оказывали на Г. влияние при помощи папского архивиста пресв. А. Тейнера и иезуита пресв. А. Секки, имевших непосредственный доступ к папе. Основываясь на составленном Тейнером сборнике документов о положении католич. Церкви в России и Польше (опубл. под назв. Vicissitudes de l'Église catholique des deux rites en Pologne et en Russie. P., 1843), 22 июля 1842 г. в аллокуции «Haerentem diu» Г. обвинил российское правительство во враждебных действиях против польск. католиков. В окт. того же года российское правительство выступило с протестом, отметив, что речь папы на заседании коллегии кардиналов вызвала новые беспорядки, прикрываемые религ. мотивами. В ответ со стороны гос. секретаря кард. Луиджи Ламбрускини последовали извинения и заявление Римской курии, что она надеется на продолжение переговоров с Россией.
16 марта 1843 г. Г. обратился к имп. Николаю I с посланием, в к-ром упоминал о стараниях Папского престола в деле воспитания российских и польск. католиков послушными подданными императора. В ответном послании папе от 11 июля Николай I перечислил совершенные им в отношении католич. Церкви в России деяния и подчеркнул, что репрессивные меры против польск. католиков имеют политический характер и не затрагивают их религ. убеждений. Переговоры России с Римом продолжились, с июля 1843 г. с рус. стороны их вел А. П. Бутенёв, его деятельность была положительно воспринята Римской курией. Российское правительство пошло на ряд уступок, в т. ч. касавшихся процедуры избрания кандидата на католич. епископские кафедры в Российской империи.
Осенью 1845 г., во время поездки на о-в Сицилию, имп. Николай I выразил желание посетить Рим и встретиться с папой. Накануне встречи Г. с императором в нояб. 1845 г. мон. ордена воскресенцев А. Еловицкий привез в Рим некую Макрину Мечиславскую, выдававшую себя за игумению униатского василианского мон-ря в Минске и рассказавшую о жестоких истязаниях со стороны рус. властей и лично еп. Иосифа (Семашко), к-рый якобы избил ее за отказ принять Православие. История Мечиславской вызвала широкий резонанс в европ. обществе (в англ. парламент был подан запрос о религ. преследованиях в Российской империи, во Франции Мечиславскую принимали как мученицу за веру). 5 нояб. Г. дал аудиенцию Мечиславской и Еловицкому, поручив организовать комиссию по факту гонений на католиков в России. В янв. 1846 г. российское правительство на основании проведенного расследования опровергло факт существования жен. василианского мон-ря в Минске; впосл. историк иезуит Я. Урбан доказал, что Мечиславская была самозванкой (Urban J. Makryna Mieczysławska w świetle prawdy. Kraków, 1923), действовавшей по указке представителей польск. политических кругов.
Несмотря на прием, оказанный в Риме Мечиславской, 13 и 17 дек. 1845 г. состоялись 2 личные встречи Николая I с Г. Император обратил внимание папы на действия польск. эмиграции, препятствовавшей налаживанию отношений России с Римом, и на недопустимость участия польск. католич. духовенства в революционно-освободительной борьбе. Со своей стороны Г. подтвердил неизменность позиции Папского престола по польск. вопросу, но указал на законодательные ограничения деятельности католич. Церкви в Российской империи и на необходимость усиления контроля со стороны Папского престола над католич. Церковью в России.
После отъезда Николая I в Риме в течение месяца проводились переговоры между рус. канцлером К. В. Нессельроде и гос. секретарем кард. Л. Ламбрускини, итогом к-рых стала договоренность о подготовке конкордата между Россией и Папским престолом, заключенного в 1847 г. при преемнике Г., папе Римском Пии IX.
Церковная деятельность
Г. подверг критике и осуждению либерализм и религ. индифферентизм Ф. Р. де Ламенне (энциклики «Mirari vos» от 15 авг. 1832, «Singulari nos» от 25 июня 1834), рационализм Г. Гермеса (бреве «Dum acerbissimas» от 26 сент. 1835) и фидеизм Л. Ботена. В изданной Г. энциклике «Inter praecipuas» (8 мая 1844) порицалась деятельность библейских об-в, особенно Лондонского Библейского об-ва и Нью-Йоркского христ. союза, занимавшихся в Италии антикатолич. пропагандой, а также предписывалось использовать в богослужебных целях только те переводы Свящ. Писания на национальные языки, к-рые получили одобрение католич. Церкви.
Большое внимание Г. уделял миссионерской деятельности католич. Церкви: за время его понтификата было назначено 95 епископов-миссионеров, учреждено 15 новых миссионерских еп-ств и 36 апостольских викариатов на Ближ. Востоке, в Африке, в Индии, в Австралии и в Океании, а также в Великобритании и Сев. Америке, создано неск. ин-тов по подготовке миссионеров и учреждены об-ва по сбору средств для миссий.
29 апр. 1836 г. Г. утвердил устав основанного в 1816 г. Общества Марии, одной из главных целей к-рого являлась миссионерская деятельность. В 1837 г. Г. возвел в ранг аббатства общину бенедиктинских монахов в Солеме (впосл. стала одним из главных центров литургического движения) и назначил аббатом этой общины видного ученого-литургиста П. Л. П. Геранже. При Г. аббат Ж. Б. А. Лакордер (в прошлом соратник де Ламенне) восстановил орден доминиканцев во Франции (1841).
Г. интересовался искусством и различными отраслями знания. Он расширил Ватиканскую б-ку, основал Египетский и Этрусский музеи в Ватикане и положил основание Христианскому музею в Латеране, содействовал восстановлению рим. базилики Сан-Паоло фуори ле Мура и базилики Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи, поощрял проведение раскопок на Римском форуме и в рим. катакомбах, оказывал покровительство скульптору Б. Торвальдсену и худож. И. Ф. Овербеку. Г. возвел в сан кардинала Анджело Маи (филолог и палеограф, 1837) и Джузеппе Меццофанти (лингвист, 1838); оба кардинала были членами Российской имп. АН.
Погребен в соборе св. Петра, над его могилой воздвигнуто надгробие работы скульптора Л. Амичи.
Соч.: Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa contro gli assalti dei novatori respintti e combattuti colle stesse loro armi. R., 1799; Acta Gregorii Papae XVI. R., 1901-1904. Vol. 1-4; Окружное послание «Mirari vos» // Покров: Альм. рос. католиков. 1999. № 1. С. 5-14.
Лит.: Baraldi G. Pio VIII e Gregorio XVI. Modena, 1831; Wagner B. Papst Gregor XVI., sein Leben und sein Pontificat. Sulzbach, 1846; Sylvain C. Grégoire XVI et son pontificat. Lille; P., 1889; Helfert J. A., von. Gregor XVI. und Pius IX.: Ausgang und Anfang ihrer Regierung, Okt. 1845 - Nov. 1846. Prague, 1895; Starowieyski F. Z dziejów Stolicy Św. za pontyficatu Grzegorza XVI. Kraków, 1911; Bastgen H. Forschungen und Quellen zur Kirchenpolitik Gregor XVI. Paderborn, 1929. 2 t.; Vercesi E. Tre pontificati: Leone XII, Pio VIII, Gregorio XVI. Torino, 1936; Federici D. Gregorio XVI tra favola e realtà. Rovigo, 1948; Gregorio XVI: Miscellanea commemorativa. R., 1948. 2 vol.; Demarco D. Il tramonto dello Stato Pontificio: Il papato di Gregorio XVI. Torino, 1948. Napoli, 1992; Leflon J. Le Pontificat de Grégoire XVI // La Crise révolutionnaire, 1789-1846. P., 1949. P. 426-516; Morelli E. La Politica estera di Tommaso Bernetti, segretario di Stato di Gregorio XVI. R., 1953; Винтер Э. Папство и царизм. М., 1964; Cárcel Ortí V. Gregorio XVI y España. R., 1974; La condamnation de Lamennais: dossier / Presente par M.-J. et L. Le Guillou. P., 1982; Имп. Николай I и папа Григорий XVI // Николай Первый и его время. М., 2000. С. 333-341.
В. П. Пономарёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.