ГРИГОРИЙ СЕДНЕВСКИЙ

ГРИГОРИЙ СЕДНЕВСКИЙ

Церковь в честь Воскресения Христова в Седневе. Фотография. Нач. XXI в.

Церковь в честь Воскресения Христова в Седневе. Фотография. Нач. XXI в.


Церковь в честь Воскресения Христова в Седневе. Фотография. Нач. XXI в.

[Золотой Гриц] (Мирошников Григорий Акиндинович; 30.09.1821, с. Кучиновка Городнянского у. Черниговской губ.- 22.02.1855, мест. Седнев Черниговского у. и губ.), блж. Род. в бедной семье казенных крестьян. В раннем детстве умерли отец и сестра Евдокия. Вместе с ослепшей матерью Г. С. странствовал по окрестным селам, собирал милостыню. После ее кончины с 1831 г. жил в Кучиновке на подаяния соседей, односельчане считали его слабоумным. С 1834 г. служил поводырем у слепых, поселился в мест. Седнев, жил вместе с собаками под колокольней Покровской ц., под торговыми лавками, затем у казачки А. Шудрихи, на чердаке сарая, к-рый называл своим «кабинетом».

Юродствовал, обличал местных торговцев, заступался за обманутых ими, громил и переворачивал лавки на рынке. Суровый постник, Г. С. прикровенно обличал грехи односельчан, прилюдно вкушая скоромное, куря папиросы, нюхая табак. Жители Седнева прислушивались к предсказаниям или обличениям юродивого. Часто Г. С. изъяснялся иносказательно, посредством мимики, символических рисунков углем на стене или палкой на земле, но иногда высказывался прямо. Встретившись в 1847 г. с Т. Г. Шевченко, предсказал ему скорый арест в Киеве. Провидел события Крымской войны (1853-1856), кончину имп. Николая I Павловича (1855), гибель вице-адмирала В. А. Корнилова (1854), игуменский сан и настоятельство в Каменском Успенском мон-ре Черниговской губ. мон. Смарагды. Но, когда односельчане специально обращались к Г. С. за предсказаниями, он отвечал: «Почем я знаю, чи я цыган?»

Регулярно посещал седневский Воскресенский храм, по праздникам раздавал людям крестики, предсказывая каждому знаменательные события жизни. Паломничал в Киев и др. города, беседовал с Черниговским еп. Павлом (Подлипским) и Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым), к-рый подарил подвижнику свой подрясник. По описанию современников, Г. С. был худощав, русоволос, даже в сильные морозы ходил босым, носил халат или одежду, сшитую из разноцветных лоскутов, называл себя «царем лоскутников». Почитатели Г. С. дарили ему дорогую одежду, но он раздавал ее бедным.

24 февр. 1855 г. Г. С. был погребен у Воскресенского храма мест. Седнев (ныне пос. Седнев Черниговской обл.). На могильной плите было начертано: «Блаженни нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (ср.: Мф 5. 3). В 30-х гг. XX в. Воскресенский храм был закрыт, летом 1961 г. останки Г. С. перезахоронили на центральном кладбище пос. Седнев. К 2006 г. на могиле поставлены каменный крест и плита с портретом подвижника, горит неугасимая лампада, клирики Черниговской епархии УПЦ служат панихиды.

«Грицько» упоминается в поэме Н. А. Клюева «Песнь о великой матери», в романе Ю. Давыдова «Скаковое поле» - о народовольце Д. Лизогубе.

Ист.: «Золотой Гриц» - юродивый // Черниговские ЕВ. 1893. № 20. С. 745-762; ЖПодв. Сент. С. 438-452.

Лит.: Сюднюков И. «Тогда я поеду в Седнев...» // День. 2005. 25 нояб.; http://kingdom.kiev.ua/ukraine/region/25/sedniv.html [Электр. ресурс].

Д. Б. Кочетов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»