ДАВИД I

ДАВИД I

(ок. 1085 - 24.05.1153, Карлайл), св. (пам. зап. 24 мая, 11 янв.), кор. Шотландии. Младший (6-й) сын шотл. кор. Малькольма III и св. Маргариты. Воспитывался в Лондоне, при англ. дворе, проявил себя как сторонник реформ, проводник франц. и англо-нормандского культурного влияния. Основной источник сведений о Д.- сочинения Алреда из Риво «De Bello Standardii» (Битва штандартов) и «Genealogia regum Anglorum» (Родословие английских королей). Алред, к-рый в юности был приближенным короля и другом его сына, принца Генриха, рисует Д. идеальным правителем: способным и энергичным человеком, справедливым и образованным. Д. отличался скромностью и чистотой помыслов, пользовался уважением церковных деятелей своего времени: Бернарда Клервоского, пап Римских Иннокентия III и Урбана III.

После восшествия на престол брата, Александра I Свирепого, Д. стал удельным правителем Камбрии и Лотиана (1107). Женился на Матильде, дочери св. Вальдефа, гр. Нортумбрии и Нортгемптона, казненного Вильгельмом Завоевателем. Этот брак позволил шотл. королям притязать на Нортумбрию и на всю Сев. Англию, одновременно вовлекая Д. и его преемников в вассальные обязательства перед англ. короной. В 1124 г., после смерти Александра, Д. стал королем Шотландии. Он дал англ. кор. Генриху I клятву поддерживать его дочь и наследницу Матильду и тем самым оказался вовлеченным в гражданскую войну (население Англии предпочло Матильде Стефана, гр. Блуа, племянника Генриха). После ряда стычек и мирных переговоров Д. вторгся в Англию, но не смог удержать войско от мародерства и лишился поддержки местного населения. В «битве Штандартов» в 1138 г. Д. был побежден ополчением Сев. Англии под предводительством архиеп. Йоркского Турстана. В 1140 г., во время восстания против Стефана, Д. вновь выступил в поддержку Матильды, но едва не попал в плен и заключил выгодный для себя мирный договор: Стефан признал за сыном Д. Генрихом права на Хантингдон и Нортумбрию. В 1149 г. ко двору Д. прибыл для посвящения в рыцари сын Матильды (впосл. кор. Англии Генрих II), который подтвердил права Д. и его наследников на Сев. Англию.

В 30-х гг. XII в. при помощи нормандских отрядов Д. подавил 2 восстания в Шотландии, после чего принялся за проведение реформ. Он насаждал в стране феодальную систему землевладения, нормандские судебные порядки, реорганизовал королевскую администрацию, ввел новые должности. Во внутренней политике Д. опирался на англо-нормандцев, к-рых приглашал в страну как колонистов.

Церковная политика Д. была ориентирована на подражание континентальным образцам и одновременно на поддержание независимости Церкви в Шотландии. Старшим иерархом считался епископ Сент-Андруса (Кеннригмонада), к-рый с 1109 г. рукополагался архиепископом Йоркским. На этом основании Йорк претендовал на церковную юрисдикцию над шотл. еп-ствами. В 1126 г. Д. просил папу Гонория II даровать Сент-Андрусу архиепископский паллий, что вызвало протест Йоркского архиепископа и едва не привело к конфликту с Папским престолом. Роберт, еп. Сент-Андруса, был рукоположен в Йорке с обтекаемой формулировкой «сохраняя права обеих Церквей».

Д. продолжил курс Александра I на дробление шотл. еп-ств, к-рых к началу его правления насчитывалось 4. Д. учредил епископские кафедры в Абердине, Брикине, видимо, в Данблейне, а также еп-ства в областях Росс и Кейтнесс. Почти все они были основаны при древних и почитаемых церквах. В это же время Фергус, гр. Галловея, учредил для своих владений епископскую кафедру в Уитхорне (в юрисдикции Йорка). Д. покровительствовал континентальным монашеским орденам. Он пригласил цистерцианцев для восстановления древнего монастыря в Мелрозе (Юж. Шотландия). Д. и его вассал Фергус предоставили цистерцианцам еще неск. мон-рей. В Шотландию по приглашению Д. прибыли августинцы-еремиты (монастыри Джедборо, Камбускеннет и др.), премонстранты (мон-ри Драйборо, в Уитхорне и др.), тамплиеры и иоанниты. Королевское аббатство Св. Троицы в Данфермлине Д. отдал бенедиктинцам из Кентербери. Д. был известен благотворительностью и вниманием к нуждам Церкви. Помимо строительства новых мон-рей он опекал и древние обители: сохранились его жалованные грамоты мон-рю Дир и аббатству Данфермлин.

Смерть Д. положила конец политическому усилению Шотландии на Британских о-вах. Он похоронен в церкви аббатства Данфермлин. Официально Д. не был канонизирован, но почитался в Шотландии как праведный король. Его имя внесено в средневек. шотл. месяцесловы, ему посвящено неск. церквей. Во время Реформации почитание святого прекратилось.

Ист.: Aelredus Reuallensis. De Bello Standardii. Genealogia regum Anglorum // PL. 195. Col. 701-738; Johannes de Fordun. Chronica Gentis Scotorum: Chronicle of the Scottish Nation / Ed. W. F. Skene. Edinb., 1872. (The Historians of Scotland; 4); Richard of Hexham. Gesta Stephani regis Anglorum // Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II and Richard I / Ed. R. Howlett. L., 1886. T. 3. P. 151-178; The Gaelic Notes in the Book of Deer / Ed. K. Jackson. Camb., 1972; Anderson A. O. Early Sources of Scottish History: A. D. 500-1286. Stamford, 1990. 2 vol.

Лит.: MacKenzie A. M. The Foundations of Scotland: From the Earliest Times to 1286. L.; Edinb., 1938 (рус. пер.: Мак-Кензи А. Рождение Шотландии. СПб., 2003); Morgan M. The Organisation of the Scottish Church // TRHS. Ser. 4. 1947. Vol. 29. P. 135-149; Barrow G. W. S. Scottish Rulers and the Religious Orders: 1070-1153 // TRHS. Ser. 5. 1953. Vol. 3. P. 77-100; idem. From Queen Margaret to David I: Benedictines and Tironians // Innes Review. Glasgow, 1960. Vol. 11. P. 22-38; idem. David I of Scotland: The Balance of New and Old. L., 1985; idem. Kingship and Unity: Scotland, 1000-1306. Edinb., 1989r; Anderson M. O. Kings and Kingship in Early Scotland. Edinb., 1980r; Федосов Д. Г. Рожденная в битвах: Шотландия до конца XIV в. М., 1996; Duncan A. A. M. The Kingship of the Scots: 842-1292: Succession and Independence. Edinb., 2002; Oram R. David I: The King Who Made Scotland. Stroud, 2004.

А. А. Королёв


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДАВИД I" в других словарях:

  • Давид — а, муж.; разг. Давыд, а.Отч.: Давидович, Давидовна; разг. Давидыч.Производные: Давидка; Давидок; Додя; Дава; Видя; Давыдка; Давыдок.Происхождение: (Др. евр. имя Dauid любимый.)Именины: 5 янв., 27 янв., 14 февр., 18 марта, 25 апр., 15 мая, 31 мая …   Словарь личных имен

  • Давид II — Шотландский David II of Scotland Давид II, король Шотландии …   Википедия

  • ДАВИД — (евр. Dâvîd, возможно, «любимец»), царь Израильско Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10 29) придало ему черты эпического героя, царя воителя, а последующая… …   Энциклопедия мифологии

  • Давид — царь Израильско Иудейского государства, который правил около 40 лет (конец 11 в.Ч около 950 г. до н.э.). Давид выходец из иудейского города Вифлеем, пастух. Во время царствования Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец… …   Исторический словарь

  • Давид Ян — IT предприниматель России Дата рождения: 3 июня 1968 Место рождения: Ереван Давид Евген …   Википедия

  • Давид — виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900 х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с. д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы… …   1000 биографий

  • Давид Ж. — Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж …   Википедия

  • Давид Ж. Л. — Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж …   Википедия

  • Давид XI — Давид ХI დავით XI Царь Картли 1569   1578 …   Википедия

  • ДАВИД — царь Израильско Иудейского государства в кон. 11 в. ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша пастух Давид победил в единоборстве… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАВИД —     ДАВИД (Δαβίδ, Фессалоникийский? ср. Vat. gr. 1023 f. 84 v.: δαΐδ θεσσαλονίκης έξηγούμενος) (кон. 6 нач. 7 в.) греческий философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений христианин (см.,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»