«АГАФАНГЕЛ» это:

«АГАФАНГЕЛ»

название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV. Наиболее известная арм. версия сочинения, т. н. История Армении Агафангела, или Vulgata (Aa), сохранилась более чем в 30 рукописях (самая ранняя Х в.). В эту версию включено соч. «Вардапетутюн» (Учение св. Григория Просветителя), связанное с трактатом «О вере» Псевдо-Ипполита и игравшее впосл. важную роль в арм. богословской традиции (см. Кник Хаватой, Комитас католикос). С арм. были сделаны греч. (Ag, изд. Г. Лафонтеном), араб. (Aar, открыт и опубл. А. Тер-Гевондяном) и сокращенный древнегруз. (изд. И. Абуладзе) переводы. Очень рано на христ. Востоке появилась краткая версия (без «Вардапетутюна» и «Истории ранних Сасанидов», стоящей в начале Аа) в греч. (Vg) и араб. (Va) изводах. Известны также сир., араб. (каршуни) и эфиоп. (геэз) эпитомы, сделанные на основе редакций как первого, так и второго типа.

Фабула «А.» развивается вокруг судьбы св. Григория и царя Трдата; после вводной «Истории ранних Сасанидов» рассказ переходит к отцам Григория и Трдата - Анаку и Хосрову. Отец Григория, вступив в сговор с персами, убивает царя армян Хосрова, но затем погибает и сам; сыновья того и другого бегут в Римскую империю, где Григорий принимает христианство и поступает на службу к Трдату. Затем они вместе возвращаются в Армению, где Трдат пытается принудить Григория приносить жертвы и соблюдать языческие обряды, на что тот не только отвечает отказом, но и, несмотря на то что его уже подвергли пыткам за отказ отречься от веры во Христа, ухудшает свое положение, открывая царю, что он сын Анака, убийцы его отца. Трдат заточает святого в темницу в Арташате, где тот находится в течение 13 (или 15) лет. Затем «А.» повествует об истории мученической смерти святых Рипсиме (Рипсимии) и Гаяне (Гаиании). Неожиданно происходит обращение Трдата в христианство, он освобождает св. Григория, и далее следует история обращения Армении: обретение мощей, исцеление Трдата от поразившей его болезни, епископская хиротония св. Григория в Кесарии, Крещение соседних стран, разрушение идолов в Армении и обращение юж. провинций страны; Трдат вступает в переписку со св. Константином Великим, и св. Григорий едет в Рим. В эпилоге рассказано о погребении св. Григория.

Считается, что первоначально (вероятно, в V-VI вв.) существовала краткая редакция жития св. Григория (все версии V в.), затем на основе введения новой хронологии, соединения разных источников (персид. «Кар-намак», «Деяния Арташира Папакана», прототип «Вардапетутюна», и др.) была создана Vulgata (не ранее IX-X вв.), после чего на основе обеих версий была скомпилирована эпитома. Типологически «А.» имеет сходство с историей обращения св. Константина; большое влияние на его лит. форму оказало «Житие Маштоца» Корюна. Однако, несмотря на свой эпико-житийный характер и лит. обработку, «А.» имеет историческую основу, отдельные его моменты вызывают дискуссии, напр. о миссии св. Григория к ивирам. Для истории Церкви «А.» важен не только как один из главных источников по обращению в христианство Армении, но и как свидетельство о древнем обряде экзорцизма, а также как памятник, дополняющий свидетельства «Константинова цикла» о распространении христианства в империи и за ее пределами в раннехрист. эпоху. Существуют многочисленные поздние переложения «А.» на многие европ. языки (старофранц., румын. и др.), выполненные с греч. Среди них есть и слав. извод (ВМЧ. 1883. Сент. 29. Стб. 2221-2267).

Изд.: Agathangelos. History of the Armenians / Ed. R. W. Thomson. Delmar, 1973; Ագաթաճգեղայյ Պատմռւթիւճ (?)այյռց / Աջխատասիրռւթյյաճբ Գ· Թեր-Մկրտչըաճի՛ Ս· Մալխասեաճցի և Ս· Կաճայյեաճցի [История Армении Агафангела / Изд. Г. Тер-Мкртчяна, С. Малхасянца и С. Канаянца. Тифлис, 1909; 19142 [Aa]; BHG, N 712; Lafontaine G. La version grecque ancienne du livre arménien d'Agathange. Louvain-la-Neuve, 1973 [Ag]; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия) // ЗВОРАО. СПб., 1905. Вып. 16. С. 63-211 [Va]; Тер-Гевондян А. Новая арабская редакция Агафангела. Ереван, 1968 (на арм. яз.) [Aar]; Esbroeck M. van. Un nouveau témoin du livre d'Agathange // REArm. 1971. T. 8. P. 13-167 [Vk]; idem. Le résumé syriaque d'Agathange // AnBoll. 1977. T. 95. P. 291-358 [Vs]; Esteves Pereira F. M. Vida de San Gregorio, patriarca da Armenia: Versao ethiopica // Bol. de Sociedade de geographia de Lisbõa. 1901. T. 19. Р. 860-875; მელიჟსეთ-ბეკ ლ. ცხოვრება(?)ბულლეტ წმიდი გრიგოლ პართელისა(?)ბულლეტ [Меликсет-Бек Л. Житие св. Григория Партева. Тифлис, 1920].

Лит.: Garitte G. Documents pour l'étude du livre d'Agathange. Città del Vaticano, 1956. (ST; 127); აბულამე ი. წმიდი ჰრიფსიმესა(?)ბულლეტ და გაიანესა(?)ბულლეტ მოწამება / ხელნაწერთა ინსტიტუტის მოამბე. 1960. № 2. C. 145-180; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions // REArm. 1980. T. 14. P. 125-141; Мурадян П. Агафангел в грузинских переводах. Ереван, 1982 (на арм. яз.); Esbroeck M. van. Agathangelos // RAC. 1985. Supplbd. 1/2. S. 239-248.

А. В. Муравьев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "«АГАФАНГЕЛ»" в других словарях:

  • Агафангел — греческое Иноязычные аналоги: греч. Ἅγαθάγγελος Связанные статьи: начинающиеся с «Агафангел» …   Википедия

  • Агафангел — а, муж. Стар. редк.Отч.: Агафангелович, Агафангеловна.Производные: Агафангелка; Фаня.Происхождение: (От греч. agathos добрый, хороший и angelos вестник.)Именины: 5 февр., 2 мая, 18 нояб. Словарь личных имён. Агафангел См. Агафаггел …   Словарь личных имен

  • агафангел — добрый вестник Словарь русских синонимов. агафангел сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Агафангел — (в миру Алексей Михайлович Соловьев), 1812 76, духовный писатель. Был ректором харьковской и костромской семинарий, в 1854 году назначен ректором Казанской духовной академии; позже был епископом ревельским и вятским, с 1868 года архиепископом… …   Биографический словарь

  • АГАФАНГЕЛ — (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) (1854 1928), митрополит Ярославский и Ростовский с 1917. В 1922 распоряжением патриарха Тихона назначен временно управлять делами Русской православной церкви, в 1922 26 находился под следствием. В… …   Русская история

  • Агафангел —         армянский историк 5 в., автор «Истории Армении» (опубликованной в Тифлисе в 1909 на древне армянском языке), в которой собраны сведения о распространении христианства, а также о политической истории, развитии феодализма и пр. Сохранились… …   Большая советская энциклопедия

  • Агафангел — (в мире Алексей Михайлович Соловьев 1812 1876) духовный писатель, магистр Московской дух. акад. Был ректором Казанской дух. акад., епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал Православный Собеседник . Главные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АГАФАНГЕЛ — арм. историк 5 в., автор Истории Армении (опубл. в Тифлисе в 1909 на др. арм. яз.), в к рой собраны сведения о распространении христианства, а также о политич. истории, развитии феодализма и пр. Сохранились списки на греч., груз. и араб. яз …   Советская историческая энциклопедия

  • Агафангел — в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, (1854 1928), митрополит Ярославский и Ростовский (1917). В 1922 распоряжением патриарха Тихона назначен временноуправляющим делами Русской православной церкви, в 1922 арестован по обвинению в… …   Энциклопедический словарь

  • Агафангел —          армян. историк 5 в., автор «Истории Армении», в к рой собраны сведения о распростр. хрис тианства, а также о полит. истории, развитии феодализма и пр. Сохран. списки на греч., груз., и араб. яз …   Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу ««АГАФАНГЕЛ»» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»