- ДЖАНАШВИЛИ
М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в.
М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в. [груз. ჯანაშვილი] Моисей (Мосе) Георгиевич (19(31).03.1855, с. Кахи Закатальского окр. Тифлисской губ., ныне г. Гах, Азербайджан - 19.04.1934, Тифлис), груз. историк, филолог, педагог. Род. в бедной крестьянской семье. Отец Д. в юности находился на службе у султана Илису (территория совр. Гахского р-на Азербайджана, груз. историческая обл. Саингило), позже вместе с семьей перебрался в Тифлис, принял крещение, участвовал в миссионерских поездках в Саингило. Д. учился в приходской школе с. Кахи (1865-1868), затем в Закатальском ДУ (1868-1872) и Тифлисской ДС. С 1875 г. преподавал исторические и филологические дисциплины, в т. ч. в Тифлисском ДУ (1878-1901), жен. уч-ще св. Нины и 5-й жен. гимназии Тифлиса (1909-1917), Тифлисском политехническом ин-те (с 1920). Участвовал в разработке груз. учебников: в 1884 г. в Тифлисе был издан его учебник по истории Грузии, в 1906 г. вышла в свет «Грузинская грамматика», где значительное внимание уделялось этимологии груз. лексики с привлечением мегрело-сванских корней, а также синтаксису, грамматике и стилистике груз. стиха.С 1888 г. работал в Церковном музее Тифлиса (в 1898-1926 директор), в 1897 г. избран членом Тифлисского музейного комитета. Продолжал работу по изучению и описанию рукописей, начатую его предшественником Ф. Жордания. В рукописном фонде музея Д. обнаружил мн. произведения груз. оригинальной лит-ры. Он составил и выпустил (1898, 1899) 1-е каталоги рукописей и грамот музея с описанием 484 рукописей и 994 грамот. С 1902 по 1914 г. Д. и Жордания описали и издали каталоги всего рукописного фонда Церковного музея: в 2-томнике 1902 г. было описано 800 рукописей, в 3-м т. (1908) - 240, в каталоге 1914 г.- 68. В 1916 г. Д. опубликовал итоговую работу о содержании фондов музея.
Д. занимался изучением сб. груз. летописей Картлис Цховреба (КЦ) и древней груз. историографией. 21 мая 1906 г. в тифлисском магазине торговца древними рукописями Г. Майсурадзе Д. обнаружил список КЦ XVIII в., ставший известным в научной лит-ре как «рукопись Джанашвили». Текст содержал историю Грузии XIV - нач. XVIII в., изложенную неск. авторами по заказу груз. царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1712, царь - в 1716-1724). Д. назвал хронику «Новая Картлис Цховреба», исследовал и опубликовал текст в своих «Трудах» (1907). В 1904 г. он издал «Географию Грузии» Вахушти Багратиони (Батонишвили), также входящую в свод КЦ.
Д. принадлежит неск. обширных трудов и мн. статей и сочинений, касающихся вопросов истории Грузии и Грузинской Церкви. Одним из первых он пересмотрел периодизацию истории феодальной Грузии, используя научную терминологию и приведя ее в соответствие с периодизацией совр. ему европ. историографии. Историю Грузии до кон. X в. Д. разделил на древний (до Вахтанга Горгасали, V в.) и средний (2 этапа: до вторжения арабов и после, до единой Грузии) периоды. Затем начался период истории объединенной страны: от Баграта III до св. блгв. царицы Тамары (XI-XIII вв.). В 1886 г. Д. выпустил обширный труд «История Грузинской Церкви», впосл. неск. раз дополненный и переработанный автором (1898, 1899). В 1884 г. в ж. «Мцкемси» опубликовал серию статей «Распространение христианства в Грузии», в 1899 г. выпустил исследование истории груз. мон-рей Палестины и Синая. В 1894 г. вышел труд об истории Абхазии, в 1911-1913 гг.- о Саингило. Д. написал «Историю Осетии», оставшуюся неизданной (Архив СОИГСИ. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 71), неск. трудов Д. посвятил отдельным историческим и церковным груз. деятелям: католикосу-патриарху Вост. Грузии Антонию II (Багратиони) (1885), Парсадану Горгиджанидзе (1896), св. блгв. царице Тамаре (1900, 1917, 1923), современнику Д., 1-му Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления автокефалии Кириону III (Садзаглишвили) (1917). Д. описал мн. архитектурные памятники: Цроми (1882), Лагодехи, Метехи, груз. церкви Чечни (1884), Анчисхати (Дроеба. 1889. № 83), Вардзиа (1891), Эртацминду (1913), Тбети (Сахалхо газети. 1913. № 955) и др.
В 1894 г. Московское археологическое об-во избрало Д. членом-корреспондентом. Из его многочисленных трудов археологического характера особенно выделяется соч. «Мир Крито-Микен и грузины» (ркп., 1912), Д. много работал над прочтением надписей Урарту (Из прошлого Грузии // Новое обозр. 1903. № 6413). Неск. сочинений Д. посвящены груз. фольклору, он затронул темы поверий и сказаний Картли (1893), Кахети (1901), Саингило (1903), груз. эпоса об Амиране (1903) и др.
Особое внимание Д. уделял изучению груз. рукописей Библии и ее перевода на груз. язык. Ему принадлежат исследования рукописей Псалтири (Иверия. 1899. № 27), Метехского (Там же. 1892. № 76, 79, 80; Кавказ. 1892. № 88) и Урбнисского Четвероевангелий (Иверия. 1904. № 21; Труды. 1907), Апостола (Иверия. 1909. № 32). О груз. переводах Библии он опубликовал статьи в газетах «Сахалхо газети» (Народная газета) (1910. № 175, 187), «Чвени дроеба» (Наши времена) (1912. № 24). В 3-м т. «Трудов» (1907. С. 37-70) он описал обнаруженные им груз. списки Библии (Кекел. А 570, 646), вошедшие в научную историографию как «версии Джанашвили», и доказал, что эти переводы были осуществлены не позднее VI в. и в неизменном виде сохранили первоначальный текст груз. Библии. Он полемизировал с Н. Я. Марром, утверждавшим, что источником перевода Библии на груз. язык служил арм. текст, а также с Д. Бакрадзе, отмечавшим наличие в Урбнисском Четвероевангелии арменизмов.
Д. принадлежит труд «Грузинская литература до X в.» (1900). В 1909 г. он описал и издал обнаруженное им в фондах Церковного музея «Житие прп. Серапиона Зарзмели» (Кекел. А 69, XVI в.- Груз. лит-ра. 1909. Т. 2. С. 1-48) - источник по истории Грузии IX-X вв. В сфере его внимания находились Великий Синаксарь (Кекел. А 97, XI в.; А 193 и др.) прп. Георгия Святогорца как источник по истории Грузии и соседних народов (Иверия. 1898. № 235; 1909. № 35), «Хождение и проповеди ап. Андрея» в переводе прп. Евфимия Святогорца (Кекел. A 1103, XI в.; Н 1347, XIII в.). Исследуя Житие св. Нины, он разобрал издание Е. С. Такаишвили Шатбердской редакции Жития (Шатбердский сб. Кекел. S 1141, X в.- Такаишвили. 1900), исправил и уточнил мн. места текста; Мученичеству прп. Евстафия Мцхетского посвятил очерк в сб. «Грузинская литература» (1909).
Д. занимался творчеством груз. гимнографа Микаела Модрекили по рукописи Кекел. S 425, описав ее в соч. «Сокровище X в.» (1891), груз. текстом литургии ап. Иакова (Иверия. 1897. № 258, 261), проповедями прп. Иоанна Болнисского, к-рые он собрал из разных рукописей и издал в 1911 г.
Д. опубликовал такие памятники груз. лит-ры, как Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев с гимнами, Житие прп. Илариона Грузина с гимнами, синодик Иверского мон-ря на Афоне, Житие прп. Георгия Святогорца с гимнами (Афонский Иверский мон-рь. 1901), «Абдул-Мессия» прп. Иоанна Шавтели (1915, 19202), «Алгузайны» И. Ялгузидзе.
Из числа переводных памятников Д. были изданы отдельные тексты из Шатбердского сборника (Кекел. S 1141, X в.), в частности сочинения «Об очах» и «О мерах и весах» свт. Епифания Кипрского (Драгоценные камни. 1898); соч. Георгия Писида (VI в.) «Осада Константинополя скифами, кой суть русские» (1912); переведенные прп. Георгием Святогорцем и собранные им в Великом Синаксаре сведения о распространении христианства среди народов, проживавших по соседству с Грузией (Известия груз. летописей. 1892); апокрифическое Житие св. Иоанна Богослова, переведенное прп. Евфимием Святогорцем (Кекел. А 397, X-XI вв.- Афонский Иверский мон-рь. 1901. С. 111-176); 2 псевдоэпиграфических чтения св. Нины.
Д. были присвоены звания заслуженного профессора и Героя Труда. Похоронен в пантеоне на горе Мтацминда (Тбилиси), его именем названа улица в Тбилиси. Общее число трудов и сочинений Д. достигает 1665, в т. ч. 71 труд издан в виде отдельных томов, ок. 300 не опубликованы.
Арх.: Кекел. Ф. 46 (Мосе Джанашвили). 315 ед. хр. (1869-1932); ГЛМГ. Ф. 21553-22252. 621 ед. хр. (1888-1930).
Соч.: Крест Нино // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1884. № 7 (на груз. яз.); Распространение христианства в Грузии // Там же. № 8-27 (на груз. яз.); Осмотрение Метехского храма // Там же. № 18 (на груз. яз.); Груз. след в Чечне // Там же. № 66 (на груз. яз.); Храм Анчисхати // Там же. № 83 (на груз. яз.); Католикос Антон II // Там же. Тифлис, 1885. № 1, 8 (на груз. яз.); Лагодехский храм // Кавказ. Тифлис, 1884. № 33 (на груз. яз.); История Груз. Церкви. Тифлис, 1886; История Православной Церкви. Тифлис, 1889 (на груз. яз.); Вардзийский мон-рь // Новое обозр. Тифлис, 1891. № 2638 (на груз. яз.); Сокровище X в. Тифлис, 1891 (на груз. яз.); Известия груз. летописей и историков о Херсонесе, Гофии, Хазарии, Додетии и России // СМОМПК. 1892. Вып. 12; Абхазия и абхазы: Этногр. очерк. Тифлис, 1893; Картвельские поверья // СМОМПК. 1893. Вып. 17; История Грузии. Тифлис, 1894, 19063, 19604 (на груз. яз.); Мосе Хонели и его Амиран-Дареджаниани: письмо / Опубл.: Н. Я. Марр // ЖМНП. 1895. Ч. 301. Окт. С. 326; Парсадан Горгиджанидзе и его труды. Тифлис, 1896; Археологические заметки о Кавказе // Кавказ. Тифлис, 1897. № 315 (на груз. яз.); Известия груз. летописей и историков о Сев. Кавказе и России // СМОМПК. 1897. Вып. 22; Драгоценные камни, их названия и свойства // СМОМПК. 1898. Вып. 24; Груз. обители вне Грузии. Тифлис, 1899; Известия груз. летописей // СМОМПК. 1899. Вып. 26; Царица Тамар. Тифлис, 1900; Легенда о Кахетинском море // Изв. Кавк. отд. РГО. 1901. Вып. 14; Из прошлого Грузии // Новое обозр. Тифлис, 1903. № 6413 (на груз. яз.); Ингилойские сказки // СМОМПК. 1903. Вып. 32. Отд. 2; Груз. предание об Амиране // Там же; Картлис Цховреба - Жизнь Грузии // СМОМПК. 1905. Вып. 35; Труды. Тифлис, 1907. 3 т. (на груз. яз.); Саингило. Тифлис, 1911-1913 (на груз. яз.); К мат-лам по истории и древностям Грузии и России: Заметки, пер. и коммент. Тифлис, 1912; Исторические приписки Эртацминдского храма // Изв. Кавк. отд. РГО. 1913. Вып. 3. С. 177-184; Тбетский столп в Шавшети // Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1913. № 955 (на груз. яз.); Католикос Кирион: Биография. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Царица Тамар. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Одописцы царицы Тамар // Трибуна. Тифлис, 1923 (на груз. яз.).
Публ.: Афонский Иверский мон-рь 1074 г.: Описание ркп. Тифлис, 1901 (на рус. и груз. яз.; совм. с: А. Хаханашвили); Вахушти Батонишвили. География Грузии // Зап. Кавк. отд. РГО. 1904. Кн. 24. Вып. 5; Груз. лит-ра: [Хрестоматия]. Тифлис, 1909. 2 т. (на рус. и груз. яз.); Иоанн Болнисский, еп. Проповеди. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Осада К-поля скифами, кой суть русские // СМОМПК. 1912. Вып. 27. Кн. 1; Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия. Тифлис, 1915, 19202 (на груз. яз.).
Кат.: Устав. История. Каталог книг. Реестр сигелей и гуджар / Тифлисское церк. древлехранилище. Тифлис, 1898; Каталог Церковного музея Груз. Экзархата. Тифлис, 1899 (на рус. и груз. яз.); Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства: Кат. / Ред.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902-1908. 3 т.; Каталог предметов Церковного Музея груз. духовенства. Тифлис, 1914; Церковный музей духовенства Груз. епархий (1888-1916): Кр. отчет. Тифлис, 1916.
Лит.: Такаишвили Е. Три хроники: Источники груз. летописей // СМОМПК. 1900. Вып. 28; Григолиа К. Моисей Джанашвили как исследователь истории Грузии // Моисей Джанашвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1956. С. 14-25 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История худ. лит-ры и Моисей Джанашвили // Там же. С. 41-60 (на груз. яз.); Топурия В. Моисей Джанашвили: Жизнь и науч. деятельность // Там же. С. 3-13 (на груз. яз.); Энаколопашвили И. К. Мтацминдский пантеон. Тбилиси, 1968. С. 58-59; Ахвледиани Г. Груз. историки XIX в. и фольклор. Тбилиси, 1990. С. 59-107 (на груз. яз.).
С . Андгуладзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.