- ДИМИТРИЙ ХРИСОЛОР
[Хрисолора; греч. Ϫημήτριος Χρυσολωρᾶς] (до 1360 - после мая 1416), визант. ученый, писатель, дипломат. Противник унии. Сведения о жизни Д. Х. достаточно скудны. Иногда его считают братом Мануила Хрисолора, однако их родство не доказано. В 1384-1385 гг. Д. Х. как посол имп. Иоанна V Палеолога ездил к некоему «варварскому» правителю, вероятно к тур. султану Мураду I. В 1401-1403 гг. находился в К-поле. Был близок ко двору имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), в 1403-1408 гг. служил месадзоном у его племянника имп. Иоанна VII Палеолога, резиденция к-рого находилась в возвращенной турками Фессалонике. В 1407 и 1408 гг. был направлен с миссией от Иоанна VII к султану Сулейману. В 1408-1409 гг. выступал за церковный мир и согласие на Соборе в К-поле по поводу смещения митрополитов Макария Анкирского и Матфея Фракийского. С 1409 г. член синклита. В 1416 г. участвовал в Соборе в храме св. Апостолов в К-поле как представитель императора. Автор ряда антилат. полемических сочинений: Λόϒος συνοπτικός (обобщение взглядов Нила Кавасилы против лат. учения об исхождении Св. Духа); опровержение нападок на Кавасилу сторонника унии Димитрия Кидониса в форме диспута об исхождении Св. Духа и учении об ангелах, к-рый ведется от лица Кавасилы, Кидониса, Фомы Аквинского и Д. Х. Его диспут с неким Антонио д'Асколи о бытии и небытии построен вокруг толкования слов Христа, сказанных Иуде на Тайной вечере: «...лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26. 24). Долгое время Д. Х. приписывались антилат. трактаты Варлаама Калабрийского. К творческому наследию Д. Х. принадлежат также «Похвала блохе», благодарственная речь Богородице 1403 г., в годовщину поражения султана Баязида I при Анкаре, энкомий вмч. Димитрию Солунскому, сочинения по астрономии, рассуждения об идеальном императоре, 100 писем к имп. Мануилу II, письма к другу Иоанну Хортазмену, Мануилу Хрисолору, Слова на Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскресение и Успение Богородицы. Слово на Успение практически идентично подобному Слову Иоанна Геометра. В одном из неизданных диалогов Д. Х. выступал против разногласий среди православных, призывая их к миру и согласию. Большая часть сочинений Д. Х. остается неизданной. Важнейшими рукописями с сочинениями Д. Х. являются: Escor. T III 4; Vatic. 1109; Laur. X 3 1. 1.
Соч.: Βασιλισκὸς ᾿Ι. ῞Ενωσις τῶν ἐκκλησιῶν κα Ϫημήτριος Χρυσολωρᾶς // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. Κωνσταντινοῦπολις, 1909. Τ. 29. Σ. 150 sq., 159 sq., 173 sq., 181-183; Gautier P. Action de grâces de Démétrius Chrysoloras à la Théotocos pour l'anniversaire de la bataille d'Ankara (28 juillet 1403) // REB. 1961. T. 19. P. 340-357; Demetrio Crisolora. Cento epistole a Manuele II Paleologo / Ed. F. Conti Bizzaro. Napoli, 1984.
Лит.: Lambros S. Die Werke des Demetrios Chrysoloras // BZ. 1894. Bd. 3. S. 599-601; Treu M. Demetrios Crisoloras und seine hundert Briefe // Ibid. 1911. Bd. 20. S. 106-128; Cammelli G. Manuele Crisolora. Firenze, 1941. P. 198-201; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 751; Carreno C. Demetrio Crisoloras // Helmantica. Salamanca, 1967. T. 18. P. 5-54; Hunger H. Johannes Chortasmenos (ca. 1370 - ca. 1436/37): Briefe, Gedichte und kleine Schriften. W., 1969. S. 90-94; Andres G. Demetrio Chrisoloras el Palaciego, Encomio de la pulga // Helmantica. 1984. T. 34. P. 51-69.
Р. Б. Буганов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.