- ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ
построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский.
История
Базилика вмч. Димитрия Солунского
Базилика вмч. Димитрия СолунскогоПосле 313 г. в одной из частей комплекса терм был основан небольшой мартирий. Его идентифицируют с часовней, расположенной рядом с правой лестницей, ведущей в крипту; раз в неделю здесь совершается ночная литургия. Мартирий сменила 3-нефная базилика, время постройки которой спорно. Нек-рые совр. греч. археологи настаивают на существовании базилики в IV в. (Πελεκανίδης. 1987. Σ. 307). Наиболее распространенным было мнение о строительстве Д. б. в 412-413 гг., при эпархе Иллирика Леонтии (см., напр.: Popović. 1987. S. 102). Однако уцелевшие детали свидетельствуют о более позднем сооружении 3-нефной базилики (Kautzsch. 1936. S. 72; Kitzinger. 1946. S. 63): ок. 450 г. (Vickers. 1969. Р. 313), в 3-й четв. V в. (Kleinbauer. 1970. Р. 36), в 460-470 гг. (Σωτηρίου. 1952. Σ. 246), в кон. V в. (Cormack. 1986. S. 17; Krautheimer, Ćurčić. 1986. P. 128; последние допускают существование еще одной, более ранней базилики, напр. построенной Леонтием в 412-413) или в 510-520 гг. (Spieser. 1984. P. 212), в правление имп. Юстиниана (Speck. 1993). По мнению А. Мендзоса, строительство Д. б. было начато в V в., а на протяжении VI в. происходили изменения внутренней структуры базилики (Μέντζος. 2001. Σ. 219). Он считает, что нефы базилики времени Леонтия примерно соответствовали 3 нефам нынешней, ее нартекс - зап. части совр. наоса, экзонартекс - совр. нартексу. Стены базилики начинались от зап. столбов совр. средокрестия, между к-рыми в крипте в 1948 г. были открыты фрагменты храма Леонтия. От него сохранились также капители колонн, вторично использованные в базилике VII в. По мнению Р. Краутхаймера (Krautheimer, Ćurčić. 1986. Р. 128), храм VII в. сохранил основные архитектурные черты предшествующей постройки.План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция
План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. РеконструкцияХронология 2-й фазы существования Д. б. также спорна. На основании текстов чудес вмч. Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиеп. Иоанн построил новую, 5-нефную базилику. Однако Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в наст. время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов имп. Юстинианом II (685-695, 705-711) предположил, что пожары и восстановление Д. б. произошли между 695 и 705 гг. Видимо, городских средств на восстановление храма не хватило и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на юж. стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город.
В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в зап. части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (ок. 1482) - типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492-1493 гг., после тур. завоевания, Д. б. была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся еще от рим. терм помещении в сев.-зап. части базилики, куда из кивория был перенесен саркофаг вмч. Димитрия.
В 1907 г. стены Д. б. были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. Д. б. была отреставрирована и возобновились христ. богослужения. В пожаре 6 авг. 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились юж. аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично - мраморная облицовка. В 30-х гг. было начато восстановление Д. б. с использованием древних фрагментов (под рук. архит. А. Захоса, 1872-1939), законченное к 1948 г.
Архитектура
Д. б., «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья» (Ibid. Р. 125), имеет длину более 55 м. 5-нефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте» (Ibidem); о существовании атрия ничего не известно. Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные.
Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского
Интерьер базилики вмч. Димитрия СолунскогоШирина нартекса соответствует 3 средним нефам, вход в боковые - через порталы, центральный отделен от нартекса тройной аркадой - трибелоном. С запада нартекс имеет 2 входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделен 2-ярусными аркадами и освещен рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по 4 (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по 3 (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот прием восходит к базилике кон. V в. (Ibid. Р. 474). Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта - от обходов с галереями над ними. Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и др. зданиям. Они разнотипны: т. н. феодосианские (широко распространившиеся в эпоху имп. Феодосия II (408-450), имеющие 2 ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с 4 орлами и 4 бараньими головами; т. н. овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; т. н. складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад - совр. повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зеленого фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.
Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехрист. рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой.
Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто 2-скатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован 2 башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней. Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они 4-частные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - 3-, 4- и 5-частные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Зап. фасад украшен расположенными друг под другом 5-частным и двумя 3-частными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного 5-частного проема.
Художественное убранство
Мозаики
датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христ. понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (3-я четв. V в.).
Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика на зап. стене юж. нефа. V–VI вв.
Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика на зап. стене юж. нефа. V–VI вв.К V-VI вв. относятся мозаики в наосе. На зап. стене 1-го сев. нефа (значительная часть утрачена) - вмч. Димитрий в патрицианских одеждах с тавлионом (как везде на мозаиках в базилике), в облаках - полуфигура трубящего ангела (венчающего святого (?)). На зап. стене юж. нефа, над входом из нартекса,- вмч. Димитрий с подводимыми к нему детьми. Святой находится на подножии, на фоне кивория, по сторонам к-рого 2 открытых дверных проема, ладони его рук, воздетых в молении, выложены золотой смальтой, возможно композиция представляет сцену посвящения детей вмч. Димитрию, дети изображены на фоне пейзажа. На зап. стене среднего нефа, рядом с гробницей Спандуни,- вмч. Димитрий с 4 клириками с 4-угольными нимбами, характерными для донаторов (Турта датирует VII-VIII вв.). Над 8-й колонной находилась мозаика с изображением вмч. Димитрия с ребенком (в наст. время в Византийском музее в Фессалонике).
Мозаики VII в. сохранились на юж. и сев. предалтарных столпах: на вост. грани юж. столпа - вмч. Димитрий, обнимающий за плечи диакона с 4-угольным нимбом (по мнению Турты, диакон - инициатор реставрации храма после катастрофы 620); на сев. грани юж. столпа - вмч. Димитрий придерживает за плечи архиеп. Иоанна (с Евангелием в руках) и эпарха Леонтия (держащего посох и сверток), ктиторов базилики VII в.; на зап. грани юж. столпа - св. Сергий в молении; на вост. грани сев. столпа - вмч. Димитрий в молении, ладони выложены золотой смальтой (значительная часть фигуры утрачена; датируется VII-VIII вв.); на зап. грани сев. столпа - вмч. Георгий (ранее считался образом вмч. Димитрия) с 2 детьми, правая рука поднята в молении, левая - на плече девочки, дорогие одежды детей указывают на знатность их семей. По общему мнению исследователей, к периоду реставрации храма после землетрясения и пожаров принадлежали утраченные во время пожара 1917 г. мозаики сев. нефа (сохр. фотографии и акварельные зарисовки).
Вмч. Димитрий Солунский и диакон. Мозаика на вост. грани юж. столпа. XII в.
Вмч. Димитрий Солунский и диакон. Мозаика на вост. грани юж. столпа. XII в.Нек-рые исследователи относят к VII в. и мозаику на юж. грани сев. столпа - Богородица в молении и св. воин в позе оранта (вмч. Феодор?), над ними, в сегменте неба,- полуфигура Христа, протягивающего руку к свитку с надписью: «Деисис...» - в руках Богородицы. По мнению других, эта мозаика была создана значительно позднее, возможно в IX в. (Турта) или в IX-Х вв. (Лазарев).
Мозаики VII в.- самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греч. Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизант. искусства, принципы к-рой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 625), ц. Сан-Теодоро на Палатине (642-649), ц. Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро ин Винколи (ок. 680), а также фрески ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос (VII в.), мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я пол.- кон. VI в.)). Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в нек-рых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехрист. живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.
Богородица и вмч. Феодор (?). Мозаика на юж. грани сев. столпа. VII–X вв. (?)
Богородица и вмч. Феодор (?). Мозаика на юж. грани сев. столпа. VII–X вв. (?)В кладке смальты больше схематизма и геометрической организованности, тессеры сделаны ровно, выкружкой (в ликах, под глазами), рядами (особенно в одеждах), растворяя многообразие в идеальной и чистой гладкости. Цветовая гамма мозаик отвлекает от ассоциаций с миром реальной природы, переливается золотом (власы вмч. Димитрия); свет на ликах лежит линиями, схематично намечая рельеф лица (в лицах ктиторов в сцене с вмч. Димитрием, архиеп. Иоанном и неким Львом), или ровно освещая его (в лике вмч. Димитрия), или ровно - до плоскостности - высвечивая одежды. Мозаики Д. б. и совр. ей памятников представляют завершающую фазу процесса, содержанием к-рого была кристаллизация специфически визант. образа. Обстоятельность обширных исторических циклов ранних рим. мозаик заменяется выборочными, самыми значительными сценами с неск. фигурами так, чтобы декоративная система росписи храма превратилась в сжатую, символически насыщенную формулу.
Существует неск. версий, объясняющих назначение мозаик алтарных столпов и их связь с богослужением. Причем внешние грани каждого из столпов (сев. грань сев. столпа и юж. грань юж. столпа) были оставлены без декора. Мозаики располагаются на большой высоте. Поскольку уровень пола базилики VII в. был ниже, то предположение об их роли как поклонных образов исключено. Мендзос считает, что, возможно, замысел декорации алтарного пространства связан с празднованиями в честь вмч. Димитрия. Из сочинений свт. Григория Паламы, Константина Арменопула и прп. Симеона Солунского известно о большой литании, к-рая начиналась от храма Богородицы Катафиги в зап. части города. Процессия двигалась к базилике и входила в храм с юго-вост. стороны. До основания парекклисиона св. Евфимия торжественный вход в храм был с вост. стороны юж. нефа по широкой лестнице. Колокольня могла располагаться в вост. углу юж. нефа. Паломники проходили мимо столпов, созерцая мозаики, в 1-й сев. неф, где в простенках были изображены мучения вмч. Димитрия (фрагменты фресок существовали до пожара 1917).
Сохранились мозаики наружного оформления базилики. В обрамлении неск. окон в центре - в медальоне крест в окружении орнаментальных мотивов.
Фрески
В храме сохранились фрагменты фресок VIII-XV вв.: на вост. грани алтарного столпа под мозаикой - ростовая фигура неизвестной святой, возможно св. Анастасии из Сирмия; на зап. грани того же столпа под мозаикой - тронный образ Христа, на фреске надпись: «Иисус Христос Мироточивый»; в той же зоне на зап. и юж. выступах крещатого столпа - в рост вмч. Димитрий и неизвестная святая (св. Феодора Солунская (?), фреска плохой сохранности); в нише слева от алтаря - Деисус; на юж. стене - вмч. Димитрий в рост, в молении; там же - незначительные фрагменты композиции (разделена на 2 части позднейшими перестройками) с историческим сюжетом (надпись утрачена), возможно автократор Юстиниан II на белой лошади, в сопровождении свиты торжественно вступающий в Фессалонику после битвы при Клисуре (688-689), или имп. Василий II после завоевания Сирмия (1019). На 2-м столпе юж. колоннады центрального нефа - прп. Лука Стириот, основатель мон-ря Осиос Лукас; на 1-м столпе юж. колоннады центрального нефа (1360-1380) - св. Иоасаф с неизвестным святителем (Григорий Палама (?), Иоанн Кантакузин, принявший монашество с именем Иоасаф (?)); в нартексе - Распятие с предстоящими; на вост. стене, рядом со входом в парекклисион св. Евфимия, изображены конные великомученики Димитрий и Георгий.
В XX в. было выполнено неск. мозаик (на столпах - ростовые фигуры Христа (работа П. Сарфатиса), Богородицы, вмч. Димитрия и др.), и в 1992 г. мастерской Пахомеев из Кареи расписано пространство алтаря (в конхе - Богоматерь Платитера и полуфигуры пророков, в простенках между окнами - св. отцы, на арке - «Благовещение» и пророки).
Крипта
Крипта базилики вмч. Димитрия Солунского
Крипта базилики вмч. Димитрия Солунскогорасположенная под средокрестием, была открыта при раскопках после пожара 1917 г. Сооружение, связанное с почитаемым источником, было устроено в субструкциях рим. терм и предшествующих строений эллинистического времени. Оно трансформировалось по мере перестроек базилики, датировка его строительных периодов во мн. случаях затруднительна. Предполагается, что первоначально это был двор с колоннадой по периметру; источник находился в его зап. части, с востока же, где двор, возможно, был крытым, размещался вход. В связи с расширением храма в VII в. и строительством нового алтаря помещение было перекрыто сводами на 4 столбах, превратившись, т. о., в крипту; тогда же скорее всего была построена и существующая ныне апсида.Источник первоначально представлял нимфей с 5 экседрами, вода из к-рых соединялась в единый поток. В связи с возведением базилики Леонтия или чуть позднее напротив средней экседры был пристроен существующий ныне мраморный U-образный в плане киворий на 7 колоннах.
В крипте устроен музей, в к-ром гл. обр. представлены обнаруженные резные фрагменты раннехрист. эпохи.
VII-IX вв. датируется единственная сохранившаяся фреска в крипте, расположенная рядом с правой лестницей,- полуфигура Христа Еммануила; изображения вмч. Димитрия в темнице и свт. Николая (известно по снимкам Сотириу) не сохранились.
Киворий
В визант. период главной святыней храма был киворий, фундамент к-рого был открыт после реставрационных работ 1917 г. в левой части центрального нефа. Он возник, вероятно, в кон. V или нач. VI в. (Μέντζος. 1994. Σ. 167), известен по мозаичным изображениям над входом из нартекса и на аркаде сев. колоннады (последняя мозаика, погибшая в пожаре 1917, сохр. на фотографиях и в зарисовках Сотириу и Джорджа). Это было 6-гранное, обложенное пластинами серебра деревянное сооружение на мраморном подножии, с пирамидальным завершением на столбах и 2-створчатой дверью. Наверху находился увенчанный крестом шар с основанием в виде цветка лилии. Киворий архиеп. Иоанна описан в чудесах св. Димитрия (в связи с событием нач. VII в.). Двери кивория (по мнению Мендзоса, на них могли быть изображены святые Нестор и Лупп, Косма и Дамиан) открывались в редких случаях для поклонения святому. Внутри кивория находился скимпус (σκίμπους), или кравватос (κράββατος) (под этими названиями А. Грабар и П. Лемерль понимали некий вид ложа, Ксингопулос - саркофаг, Сотириу - мощевик; предположительно скимпус - это деревянные носилки для перенесения тела покойного, образцы к-рых были найдены в македон. гробницах; в кивории они могли символически изображать гробницу), а также 2 трона (Грабар), иконы великомученика и некой «госпожи Евтаксии» (Чудо I 10), возможно Богородицы, рельефный образ неизвестного персонажа. Киворий воспринимался как жилище святого, хотя, были ли там его мощи, неизвестно.
Киворий в базилике вмч. Димитрия Солунского. 1988–1989 гг.
Киворий в базилике вмч. Димитрия Солунского. 1988–1989 гг.Киворий горел во времена архиеп. Евсевия и имп. Маврикия, затем в нач. VII в., при архиеп. Иоанне, и в 3-й раз ок. 620 г. (Μέντζος. 1994. Σ. 66). По мнению ряда исследователей (см., напр.: Σωτηρίου. 1952. Σ. 15), он погиб в 904 г., во время захвата Фессалоники арабами, другие (Μέντζος. 1994. Σ. 168) полагают, что он сохранялся дольше. Мендзос считает, что именно этот киворий воспроизведен в модели, созданной в правление имп. Константина Х Дуки (1059-1067) (ныне в ГММК), и именно в нем находился упоминаемый в источниках X в. серебряный саркофаг (λάρναξ) с реликвиями святого (Ibidem). Согласно др. т. зр., модель изображает киворий вообще или киворий из ц. Димитрия Солунского в К-поле, а λάρναξ находился в сев.-зап. компартименте базилики, т. н. гробнице святого (Μπακιρτζής. Η μυροβλησία. 1997. Σ. 515).
Со 2-й четв. XII в. (описание Никиты Фессалоникийского) упоминается мраморный киворий-балдахин; по мнению Мендзоса, он возник в это время (Μέντζος. 1994. Σ. 168). Замену закрытого кивория открытым балдахином исследователь связывает с началом интенсивного мироточения святыни и необходимостью облегчить доступ верующих к миру. Мраморный киворий-балдахин был разрушен в 1430 г. (Ibid. Σ. 147). Вероятно, к нему относится фрагмент с изображением части муж. фигуры, сидящей на троне, обнаруженный во время раскопок 1917 г. (сейчас находится в крипте). Фессалоникийский архиеп. Евстафий (1175-1195/96) упоминает гробницу, украшенную серебром и золотом (Eustathius, archbp. Thessalonicensis. Opuscula / Ed. Th. L. F. Tafel. Amst., 19642. Р. 171).
Напротив кивория мог находиться амвон, известно, что он помещался в юж. части центрального нефа. Его место при работах 1917 г. найдено не было, но были обнаружены остатки 2 амвонов (хранятся в Византийском музее в Фессалонике).
Совр. мраморный киворий выполнен в 1988 г. братьями Филиппотисами с о-ва Тинос по проекту А. Орландоса, живописное убранство - афонскими монахами Хризостомом и Феофилом Пахомеями (1989).
Парекклисион прп. Евфимия Великого
Парекклисион св. Евфимия. Вид на алтарную часть
Парекклисион св. Евфимия. Вид на алтарную частьПарекклисион св. Евфимия. Сев. стена
Парекклисион св. Евфимия. Сев. стенаК юго-вост. углу храма в 1303 г. протостратором Михаилом Тарханиотом (согласно надписи на сев. стене) была пристроена маленькая 3-нефная базилика с 3 парами колонн, одна из к-рых примыкает к зап. стене; вход в парекклисион устроен из вост. обхода юж. рукава трансепта. Тогда же парекклисион был расписан. Фрески выполнены 2 художниками, один из к-рых был связан с Мануилом Панселином а др. ориентировался на живопись Михаила Астрапы и Евтихия. В целом роспись парекклисиона принадлежит к лучшим образцам живописи палеологовского ренессанса, с характерным вниманием к пластике фигур, свободным естественным разворотам, лики отличаются «портретностью», внешней красотой, отмечены мягкостью черт, ярким, нарядным колоритом. Ближайшим аналогом росписи парекклисиона являются фрески этого периода мон-ря Осиос Давид и фрагменты фресок диаконника ц. вмч. Пантелеимона в Фессалонике.В конхе центральной апсиды - Богородица с Младенцем на престоле и 2 поклоняющихся ангела по сторонам трона, ниже - полуфигуры святителей, в 1-м регистре - ростовые фигуры 4 отцов Церкви. Над апсидой - «Благовещение». В центре композиции, между фигурами арх. Гавриила и Богоматери,- Нерукотворный образ Спасителя. В виме - «Пятидесятница», на стенах рядом с «Пятидесятницей» - «Евхаристия». На предалтарных столпах - ростовые фигуры в арочном обрамлении - вмч. Димитрий (слева) и прп. Евфимий (справа). Над колоннами - евангельский цикл, чудеса и Страсти Христовы, а также одно из лучших по исполнению и психологическим характеристикам изображений - композиция «Изгнание торгующих из храма». В арках колоннады - полуфигуры преподобных (Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, Косма Маюмский и Иоанн Лествичник). На сев. стене - житийный цикл св. Евфимия, в хорошем состоянии композиции «Исцеление парализованного сарацина», «Крещение св. Евфимием сарацина», «Исцеление бесноватого» и «Успение прп. Евфимия». Ниже - ростовые фигуры святых, различимы 2 св. воина и свт. Николай. В конхе диаконника - св. Иоанн Предтеча и 2 иерарха. На зап. стене центрального нефа - плохой сохранности «Успение Богородицы».
Лит.: Kautzsch R. Kapitellstudien. B.; Lpz., 1936; Kitzinger E. A Survey of the Early Christian Town of Stobi // DOP. 1946. N 3. P. 8-162; Σωτηρίου Γ. κα Μ. ῾Η βασιλικὴ τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου Θεσσαλονίκης. ᾿Αθήνα, 1952; Cormack R. S. The Mosaic Decoration of S. Demetrios, Thessaloniki // AnnBSA. 1969. Vol. 64. P. 17-52; Ξυϒϒόπουλος Α. Τὰ ψηφιδωτὰ τοῦ Ναοῦ τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1969; Vickers M. The Date of the walls of Thessalonica // Istanbul Arkeoloji Müzeleri Yilliği. 1969. T. 15/16. P. 313-318; Kleinbauer W. E. Some Observations of the Dating of St. Demetrios in Thessaloniki // Byz. 1970. Vol. 40. P. 36-44; Mango C. Byzantine Architecture. N. Y., 1976. P. 75-79; Pallas D. Le ciborium hexagonal de la basilique de S.-Demetrios de Thessalonique // Zograf. 1979. T. 10. P. 44-58; Παπαζώτος Θ. Τὸ ψηφιδωτὸ τῶν κτητόρων τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου Θεσσαλονίκης // ᾿Αφιέρωμα στὴ μνήμη Στυλιανοῦ Πελεκανίδη. Θεσσαλονίκη, 1983. Σ. 365-376; Spieser J.-M. Thessalonique et ses monuments du IVe au Vie siècle. Athènes; P., 1984; Krautheimer R., Ćurčić S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 125-128; Πελεκανίδης Σ. Γραπτὴ παράδοση κα εἰκαστικὲς τέχνες ϒιὰ τὴν προσωπικότητα τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου. Θεσσαλονίκη, 1987; Popović V. Die Völker Südosteuropas im 6. bis 8. Jh. // Südosteuropa-Jahrbuch. Münch., 1987. Bd. 17; Gouma-Peterson T. The Frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessaloniki: Patrons, Work hops and Style // The Twilight of Byzantium: Papers from the Colloquium Held at Princeton Univ., 8-9 May 1989. Princeton, 1991. P. 111-159; Μουτσόπουλος Ν. Τὸ παρεκκλήσι τοῦ ῾Αϒ. Εὐθυμίου στὴ βασιλικὴ τοῦ ῾Αϒ. Ϫημητρίου // Χριστιανική Θεσσαλονίκη. Θεσσαλονίκη, 1991. Σ. 134-174; Speck P. De Miraculis Sancti Demetrii qui Thessalonicam profugus venit, oder Ketzerisches zu den Wundergeschichten des hl. Demetrios und zu seiner Basilika in Thessalonike // Poikila Byzantina. Bonn, 1993. Bd. 12. Var. 4. S. 257-542; Μέντζος Α. Τὸ προσκύνημα τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου Θεσσαλονίκης στὰ βυζαντινά χρόνια. ᾿Αθήνα, 1994; idem. ῾Ο ναός τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου πρὸ κα μετὰ τὴν πυρκαϒιά τοῦ 7ου αἰώνα // Χριστιανική Θεσσαλονίκη. Θεσσαλονίκη, 2001. Τ. 12. Σ. 217-245; Βακάρος Ϫ., πρωτ. ῾Ο ἅϒιος μεϒαλομάρτυς Ϫημήτριος ὁ Μυροβλύτης. Θεσσαλονήκη, 1997; Marki E. The Church of St. Demetrius // Byzantine and Post-Byzantine Monuments of Thessaloniki. Thessal., 1997. P. 48-58; Μπακιρτζής Χ. ῾Η λατρεία τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου // ῾Αϒίου Ϫημητρίου θαύματα. Οἵ Συλλοϒές τοῦ ἀρχιεπισκόπου Ιωάννου καί ᾿Ανωνύμου. ῾Ο βίος, τὰ Θαύματα κα ἡ Θεσσαλονίκη τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου. ᾿Αθήνα, 1997. Σ. 491-510; idem. ῾Η μυροβλησία τοῦ ῾Αϒίου Ϫημητρίου // ῾Αϒίου Ϫημητρίου θαύματα... ᾿Αθήνα, 1997. Σ. 511-526; idem (Bakirtzis Ch.). Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios // DOP. 2002. Vol. 56. P. 175-192; Tourta А., Kourkoutidou-Nikolaïdou E. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Athens, 1997; Κυριακούδης Ε. Τὸ κλασσικίστικο πνεῦμα κα ἡ καλλιτεχνικὴ ἀκμὴ στὴ Θεσσαλονίκη κατὰ τὴν περίοδο τῶν Παλαιολόϒων ᾿Αφιέρωμα στὴ μνήμη τοῦ Σωτήρη Κίσσα. Θεσσαλονίκη, 2001. Σ. 219-250; Μπούρας Χ. Βυζαντίνη κα Μεταβυζαντίνη ἀρχιτεκτονικὴ στὴν ῾Ελλάδα. ᾿Αθήνα, 2001. Σ. 25-26, 34-36; Ψευτόϒκας Β. Η Θεολοϒία τῶν εἰκονοϒραφικῶν παραστάσεων τοῦ ναοῦ τοῦ ῾αϒίου Ϫημητρίου // Χριστιανική Θεσσαλονίκη. Θεσσαλονίκη, 2001. τ. 12. Σ. 39-96.
А. Ю. Казарян, Е. М. Саенкова, В. Е. Сусленков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.