ДИНАР

ДИНАР

[груз. დინარ; от араб.- золотая монета, в значении - драгоценная], св. блгв. царица Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 30 июня). В основе почитания Д. лежит «Повесть об Иверской царице Динаре», относящаяся к числу московских повестей кон. XV - нач. XVI в., посвященных вопросу о природе царской власти и значении личности царя как образа сильного правителя-воина («Сказание о Дракуле воеводе» Феодора Курицына, «Повесть о Басарге», «Сказание о Вавилонском царстве», серб. «Александрия» и др.).

Вопрос о происхождении повести остается открытым: А. И. Соболевский, ссылаясь на синтаксические и лексические особенности языка, считал ее переводной с греч. языка, М. И. Броссе, А. Н. Пыпин и М. Н. Сперанский полагали, что повесть создана на рус. почве на основе неизвестного груз. сказания, попавшего в Россию в период оживления русско-груз. культурных связей в XV-XVI вв. В груз. историографии существует маловероятная версия, основывающаяся на сведениях из «Истории албан» Мовсеса Каланкатуаци (VIII в.) о походах славян на Кавказ и о возможности т. о. проникновения груз. сказания на территорию России именно с ними.

Заключительные слова повести «даже и до днесь неразделно державство Иверьское пребывает» позволяют датировать первоисточник временем существования единой Грузии - кон. X-XIII в. (с правления царя Баграта III Куропалата до правления св. царицы Тамары). Но вероятнее всего, это краткие периоды объединения Грузии при груз. царях Георгии V Блистательном (1318-1346) или Александре I Великом (1412-1442); рус. версию Сперанский относит к кон. XV - нач. XVI в.

Сюжет повести построен на мотиве противостояния благочестивой царицы Грузии Д., в 15-летнем возрасте вступившей на престол, персид. царю, потребовавшему полного подчинения Грузии после смерти груз. царя Александра, отца Д. Получив отказ, царь выступил с походом, и юная царица, помолившись перед иконой Пресв. Богородицы в Шарбенском мон-ре, возглавила груз. войско. Повесть рисует образ мудрой, высокообразованной и отважной девы, разгромившей персов и в поединке отсекшей голову персид. царю, взявшей «Шамахань» (Шемаху), «Тавриз» (Тебриз), а также и «вся сокровища предних царей, камение многоценное и блюдо лалное, на нем же ядяше Навходоносор царь... а прочие грады раздаде велможам своим» (цит. по: Скрипиль. 1945. С. 347). Пожертвовав большую часть сокровищ груз. церквам и мон-рям, Д., согласно сказанию, правила страной 38 лет и была похоронена в Шарбенском мон-ре.

Повесть о Д. была популярна в свое время: автор «Казанского летописца» передает, что рус. царь Иоанн IV Грозный при взятии Казани в 1552 г. ободрял рус. войско рассказами о доблести и бесстрашии груз. царицы Д., «колику победу показа на небожных персов» (цит. по: Там же. С. 346).

В груз. исторических источниках известны 2 царицы с таким именем. Сведения о 1-й содержатся в груз. хронике «Матиане Картлиса», а также у груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони. В «Истории царства Грузинского» (гл. 3) под 917-918 гг. он называет царицу Эрети Д., «дочь Адарнасе (Патрикия, царь Эрети в нач. 20-х гг. X в.- Н. Т.-М.) и сестру Гургена эриставт эристави, правнука Ашота Куропалата (св. блгв. царя Ашота I Великого.- Н. Т.-М.)», соправительницу сына Ишханика (20-50-е гг. X в.), обратившую Эрети «от армянской ереси» (монофизитства) «к исповеданию православия». Под 1010 г. Вахушти упоминает др. Д., также царицу Эрети, завоеванную груз. царем Багратом III Куропалатом (975-1014) (КЦ. Т. 1. С. 264-266, 298; Вахушти Багратиони. 1976. С. 126; Матиане Картлиса. 1976. С. 33-34).

Часть исследователей и груз. церковная традиция отождествляют св. Д. с царицей X в., обратившей Эрети в Православие, что имело ключевое значение для истории Грузии. Воссоединение Церкви в Эрети с единой Грузинской Церковью обусловило и политическое воссоединение княжества с др. груз. гос. образованиями, что стало одним из важных факторов, позволивших Баграту III объединить Грузию и создать мощное гос-во с единой правосл. Церковью.

Однако смысловые параллели московской повести и груз. истории позволяют провести аналогию только между Д. и груз. царицей св. блгв. Тамарой (Броссе, М. О. Скрипиль, Сперанский и др.). Св. Тамара (1184-1207/13) также наследовала престол в юном возрасте, время ее правления (как и в повести, ок. 40 лет) характеризуется подъемом Грузии: удачные войны с Персией, Турцией и Византией обеспечили стране экономическую и политическую независимость, расцвет искусства и лит-ры. Московская повесть содержит все основные черты образа царицы, созданного в совр. ей груз. исторической и художественной литературе. Во мн. деталях совпадает описание битвы Д. и исторического Басианского сражения, к-рым руководила св. Тамара: в молитве царицы перед Вардзийской иконой Божией Матери в Вардзийском мон-ре, в особенностях битвы и т. п. В московской повести отражены и некоторые груз. церковные и династические традиции: Грузия - удел Богородицы, груз. правящий род Багратиони ведет начало от прор. Давида и др., что обнаруживает прекрасное знание автором повести груз. реалий.

На сев. стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля сохранилось изображение Д. верхом на белом коне. Аналогичным образом изображается она и в совр. груз. иконографии.

Ист.: Повесть о царице Динаре // Русские повести XV-XVI вв. / Сост.: М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 88-91, 416-417; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского / Пер., предисл., слов.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976; Матиане Картлиса / Пер., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976.

Лит.: Сперанский М. Н. Повесть о Динаре в рус. письменности // ИОРЯС. 1926. Т. 31. С. 43-92; Скрипиль М. О. Повесть о царице Динаре // История рус. лит-ры / Гл. ред.: П. М. Лебедев-Полянский. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 346-349; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958. С. 81-91, 106-108; История рус. лит-ры / Ред.: Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко и др. Л., 1980. Т. 1. С. 263-264; ОИГ. 1988. Т. 2. С. 274-278; Жития груз. святых / Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 108.

Н. Т.-М.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ДИНАР" в других словарях:

  • ДИНАР — от лат. denarius. Персидская золотая монета. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ДИНАР см. Денар. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Динар — (dinar) 1. (DA). Стандартная денежная единица Алжира, состоящая из 100 сантимов. 2. Стандартная денежная единица Бахрейна (BD), Ирака (ID), Иордании (JD), Йемена (YD) и Кувейта (KD), состоящая из 1 000 филсов. 3. (TD). Стандартная денежная… …   Финансовый словарь

  • динар — динар, род. мн. динаров и допустимо динар …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Динар — денежная единица государств Африки и Ближнего Востока. Название происходит от римской монеты денарий. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ДИНАР — (от лат. denarius денарий) 1) старинная золотая монета стран мусульманского Востока, чеканилась с 7 в.2) Денежная единица ряда стран …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДИНАР — (от названия римской монеты денарий) денежная единица арабских стран, Африки и Ближнего Востока. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ДИНАР — ДИНАР, динара, муж. (греч. denarion). 1. Югославская (сербская) монетная единица. 2. Древняя арабская золотая монета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ДИНАР — ДИНАР, а, муж. Денежная единица в Югославии, Ираке, Тунисе и нек рых других странах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • динар — сущ., кол во синонимов: 3 • динарий (3) • единица (830) • монета (298) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • динар — 1. (DA). Стандартная денежная единица Алжира, состоящая из 100 сантимов. 2. Стандартная денежная единица Бахрейна (BD), Ирака (ID), Иордании (JD), Йемена (YD) и Кувейта (KD), состоящая из 1000 филсов. 3. (TD). Стандартная денежная единица Туниса …   Справочник технического переводчика

  • Динар — (Dinar) Содержание Содержание 1. как денежная единица 2. Кувейтский динар 3. Бахрейнский динар 4. Алжирский динар 5. Иорданский динар 6. Иракский динар 7. Македонский динар 8. Сербский динар Динар это старинная золотая монета мусульманского… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»