- ДИОНИСИЙ ТЕЛЛЬ-МАХРСКИЙ
[сир. ] (Ɨ 22.08.845), сиро-яковитский патриарх (c 1 авг. 818). Судя по прозвищу, род. в дер. Телль-Махра, между Раккой (Каллиником) и Хисн-Масламой, близ р. Балих в Месопотамии (территория совр. Сев. Сирии). Был ученым монахом обители Кеннешре, при рассеянии братии после большого пожара (815) обосновался в мон-ре Мар-Яков в Кайсуме (Самосатский окр., Месопотамия), где посвятил себя занятиям историей. В ходе развернувшейся дискуссии между патриархом Кириаком (793-817) и монахами обителей Кира и Губба-Барраи о словах «небесный хлеб» и т. д. в последовании св. Евхаристии монахи предложили поставить патриархом Авраама, мон. Картаминского мон-ря (близ Мардина). По смерти патриарха Кириака, на Соборе в Каллинике (июнь 818) после значительных прений по инициативе еп. Кайсумского Феодора была выдвинута кандидатура Д. Т.-М., одобренная большинством присутствовавших, в т. ч. мафрианом Василием I. За 3 дня в Каллинике Д. Т.-М. последовательно прошел все степени священства и был возведен в патриархи еп. Феодосием Каллиникским. Однако приверженцы Авраама продолжали действовать, оспаривая решение Собора при халифском дворе. Сразу после интронизации Д. Т.-М. совершил объезд Патриархата (Кир, Антиохия, Киркесий, Хабурский окр., Нисибин, Дара и Кефар-Тута), отказавшись лишь от посещения Мосула и Тагрита, поскольку мафриан Василий посчитал, что это время неблагоприятно для визита. В Каллинике Д. Т.-М. пользовался покровительством могущественного Абдаллаха ибн Тахира, начальника городской стражи Багдада, защищавшего его от интриг Авраама. Но когда Абдаллах был послан на подавление мятежа Убайдаллаха ибн ас-Сари в Египет с назначением эмиром области (825-827), его брат Мухаммад распорядился разрушить все культовые здания, к-рые христианам было позволено построить в Эдессе. Это заставило патриарха поехать в Египет и просить Абдаллаха пресечь инициативу Мухаммада, что и было исполнено. По возвращении он вновь столкнулся с оппозицией антипатриарха Авраама (в лице его сторонника Филоксена, еп. Нисибинского).
Д. Т.-М. имел неоднократные сношения с представителями династии Аббасидов. В 829 г. он вел переговоры с халифом аль-Мамуном по поводу указа, вызванного спорами палестинских и вавилонских иудеев о назначении эксиларха и признававшего за любой группой из 10 единоверцев (христиан, иудеев и зороастрийцев) право избирать собственного духовного главу. Д. Т.-М. удалось убедить аль-Мамуна отозвать свое распоряжение, а халиф посоветовал патриарху во избежание внутрицерковных конфликтов не отлучать епископов при их низложении. Однако еще во время пребывания Д. Т.-М. в столице внутри монофизитской общины начались распри, окончившиеся передачей дела на рассмотрение халифа и смещением с Багдадской кафедры еп. Лазаря бар Сабты. Из Багдада Д. Т.-М. отправился в Тагрит и Мосул, чтобы назначить мафрианом Даниила на место скончавшегося Василия. В 830 г. патриарх проследовал за аль-Мамуном, возвращавшимся с набега на Византию, от Кайсума до Дамаска. Оттуда они вместе выехали в Египет, где Д. Т.-М. осмотрел обелиски Гелиополя, пирамиды и ниломер. Вместе с Коптским патриархом Иосифом он принял активное участие в переговорах с башмурскими коптами-повстанцами, к-рые завершились неудачей: восстание было жестоко подавлено халифским полководцем Хайдаром ибн Кавусом. В 835 г. Д. Т.-М. вновь посетил Тагрит с целью урегулирования споров между его жителями и насельниками мон-ря Мар-Маттай в Мосуле. Он назначил мафрианом Фому вместо умершего Даниила. В том же году Д. Т.-М. отправился в Багдад приветствовать нового халифа аль-Мутасима, при дворе к-рого встречался с наследником Нубийского престола. Последние годы жизни патриарха помимо продолжавшейся схизмы (после смерти Авраама в 837 антипатриархом стал его брат Симеон) были отмечены ужесточением ограничений, налагавшихся мусульманами на зиммиев. Д. Т.-М. погребен в мон-ре Кеннешре.
Д. Т.-М.- автор хроники, сохранившейся в качестве источника «Хроники» патриарха Михаила Сирийца (XII в.) и «Книги хронографии» Григория Бар Эвройо (XIII в.). Патриарх Михаил приводит ее предисловие с обзором источников (Michel le Syrien. T. 2. P. 357-358) и сообщает, что труд был предпринят Д. Т.-М. по просьбе его духовного сына Иоанна, митр. Дарского, состоял из 2 книг по 8 глав в каждой и охватывал период от воцарения визант. имп. Маврикия (582) до смерти имп. Феофила и халифа аль-Мутасима (842). Вероятно, хроника была написана по образцу «Церковной истории» Иоанна Эфесского в виде ряда тематических глав. В XVIII-XIX вв. в науке господствовало мнение И. С. Ассемани (Assemani. BO. T. 2. P. 98) о составлении Д. Т.-М. также краткой редакции хроники, т. н. Хроники Зукнина, доходящей до 774 г., однако исследователями Ф. Но и Т. Нёльдеке было доказано, что данное сочинение написано неизвестным автором примерно на 70 лет ранее (см. в ст. Дионисия Телль-Махрского хроника).
Брат Д. Т.-М. Феодосий, еп. Эдесский, сопровождавший его в 825-826 гг. в Египет, известен как переводчик. Он изучал в Кеннешре греч. язык и в бытность священником перевел на сир. язык поучение свт. Григория Богослова о чудесах прор. Илии и поэмы святителя.
Ист.: Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. T. 1. P. 343-386; Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1963r. T. 2-3. Passim.
Лит.: Chronique de Denys de Tell-Mahré. Pt. 4 / Éd. et trad. J.-B. Chabot // BEHE.Ph. 1895. Vol. 112. P. I-IV [предисл.]; Райт. Очерк. С. 138-143; Baumstark. Geschichte. S. 275; Grumel V. Denys de Tellmahré // DHGE. Vol. 14. Col. 310-311; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968. P. 197-198; Nicola A., de. Dionysius of Tellmahre // EEC. Vol. 1. P. 238; Пигулевская Н. В. Михаил Сириец и его хроника // Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 329-332.
Т. К. Кораев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.