- ДИСКОС
Дискос со звездицей. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон)
Дискос со звездицей. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон) [греч. δίσκος - диск, блюдо], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии. Представляет собой выполненное из металла, стекла, дерева или камня блюдо, на к-рое полагается евхаристический Хлеб.Употребление Д. скорее всего восходит к раннехрист. временам. Блюда с Хлебом присутствуют, напр., на символических изображениях Евхаристии среди фресок рим. катакомб III-IV вв. Древнейшие Д. найдены в кладах IV-VI вв. (см.: Mango. 1986). Д. упоминается в сир. «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (Test. Dom. 2. 0).
В визант. текстах Д. помимо слова δίσκος (см., напр.: Evagr. Schol. Hist. eccl. 6. 21; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25) может обозначаться как δισκάριον (см., напр.: Chron. Pasch. Anno 624 // PG. 92. Col. 1001), а вместе с евхаристическим потиром - как δισκοποτήριον (этот термин встречается, напр., в нек-рых редакциях древнейшего текста житийной традиции свт. Николая Мирликийского - Деяния о стратилатах (гл. 16), а также в Житии прп. Феодора Сикеота (гл. 42), в Житии прп. Нила Младшего и др.) (см.: Du Cange. Glossarium graecitatis. T. 1. Col. 315-316). На Д. в визант. традиции ставится т. н. звездица, поддерживающая возлагаемый на Д. во время Божественной литургии покровец (δισκοκάλυμμα).
Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария)
Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария)В правосл. богослужении Д. используется только за Божественной литургией; единственный пример иного использования Д.- чин освящения храма, когда на Д. полагаются частицы св. мощей, к-рые будут помещаться в освящаемый престол. Использование Д. в любых нелитургических целях запрещено 10-м прав. К-польского Двукратного Собора 861 г. Согласно древней церковной традиции, Д. считается священным, т. к. участвует в совершении Божественной литургии и непосредственно касается Тела Христова (поэтому в совр. практике брать в руки Д. могут только священнослужители).
В древности само совершение на Д. литургии считалось достаточным для его освящения. Доныне в правосл. Церкви повсеместно бытует практика считать достаточным для освящения новых Д. и др. евхаристических сосудов окропление их св. водой во время чина освящения храма и последующее совершение на них литургии, без к.-л. дополнительных молитв (см.: Прилуцкий. С. 107). Однако среди греч. рукописных Евхологиев XIV-XVI вв. егип., синайского и кипрского происхождения иногда встречаются 2 чина на освящение новых потира и Д. (см.: Passarelli. 1979), один из к-рых включает ектению, помазание сосудов св. миром, молитву над потиром и благословение обоих сосудов; 2-й - молитву над Д. (нач.: Κατάπεμψον, Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν), молитву над потиром и помазание сосудов св. миром (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 348-349, 378, 380, 427, 616-617, 666; Jacob. 1974. Vol. 4. P. 170, 173). Оба чина были опубликованы в «Евхологии» Ж. Гоара (Goar. Euchologion. P. 671-672) и оттуда проникли в офиц. печатные издания греч. Евхология (см.: Εὐχολόϒιον τὸ Μέϒα. Σ. 482-484; Παῦλος (Μενεβισόϒλου). Σ. 241-243). Вероятно, эти чины, как и связанная с ними греч. молитва на освящение иконы (см.: Παῦλος (Μενεβισόϒλου). Σ. 227-241; Passarelli. 1977), восходят не к визант., а к копт. традиции. В 1956 г. К-польский Патриархат официально отменил использование обоих чинов (см.: Παῦλος (Μενεβισόϒλου). Σ. 243-244).
В слав. рукописной традиции до XVII в. молитвы на освящение Д. или иных сосудов неизвестны. Впервые такие молитвы, никак не связанные с упомянутыми выше молитвами греч. Евхологиев, появляются в «Требнике», изданном митр. Киевским св. Петром (Могилой) в 1646 г. Согласно этому изданию, в к-рое его составитель поместил ряд совершенно новых, сочиненных им чинов (свт. Петр считал введение их в правосл. богослужебную практику необходимым по причине наличия аналогичных чинов в рим. литургических книгах; см.: Прилуцкий. С. 1-123), Д. освящается по чину, включающему каждение, обычное начало, Пс 22, молитву на освящение Д. (нач.: ), молитву на освящение потира (если есть) и главопреклонную молитву над обоими сосудами (нач.: ), окропление освящаемых сосудов св. водой и отпуст (Требник Петра (Могилы). Ч. 2. С. 82-88; Прилуцкий. С. 109-110). В стандартные московские издания Требника 2-й пол. XVII в. этот чин не был включен, но с XIX в. он начал печататься в составе киевского Дополнительного Требника (в немного измененном виде: молитва над Д. обозначена или как молитва над одним лишь Д., или как молитва над всеми евхаристическими сосудами вместе, поэтому молитва над потиром сохр. только для освящения потира отдельно от Д.) и через его посредство к нач. XX в. вошел в состав т. н. Требника в 2 частях, доныне употребляемого Русской Церковью (см.: Требник. С. 408-413).
Дискос. Художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино». Кон. ХХ в.
Дискос. Художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино». Кон. ХХ в.Визант. литургические толкования проводят с Д. неск. символических параллелей: он сопоставляется с облаком (как символом Св. Духа - так в ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому толковании на Божественную литургию (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. Liturg. 5 // PG. 87ϒ. Col. 3985); рассматривается как указание на Св. Духа при Воплощении и Рождении Спасителя (напр., в слове Тимофея Антиохийского о Божией Матери (Tim. Antioch. Sermo de descriptione Deiparae. 7 // PG. 28. Col. 953)); сравнивается с руками Иосифа и Никодима, к-рые погребали Христа (так в приписываемом свт. Василию Великому или свт. Герману К-польскому толковании под названием «Церковная история» (Brightman. 1908/1909. Vol. 9. P. 391)), с небесным кругом (поскольку Д. окружает Тело Христово, а Христос - умопостигаемое Солнце (см.: Ibidem, а также у блж. Симеона Солунского: PG. 155. Col. 264); это толкование основывается на игре слов - термин δίσκος употреблялся в т. ч. и в астрономии), шире - с обстоятельствами Рождения и Распятия Христа (так у блж. Симеона Солунского (Ibidem)).
В совр. богослужебной практике правосл. Церкви Д. представляет собой тарелку (чаще всего сделанную из цельного золота или серебра или покрытую этими металлами; Учительное известие при рус. Служебнике (М., 1991. [Ч. 2.] С. 508-509) дозволяет использование только золотых, серебряных и оловянных потиров и Д.) круглой формы с приподнятыми краями, установленную на ножку-подставку (помимо проч. использование ножки позволяет удобно хранить Д., составляя его вместе с потиром).
Д. обычно украшены изображениями, иногда - драгоценными камнями. Среди встречающихся на Д. изображений - Крест, Тайная вечеря (такой Д. упом. в т. ч. прп. Иоанном Дамаскином - Ioan. Damasc. Ep. ad Theophilum imperatorem. 28 // PG. 95. Col. 381), Распятие Христово, лик Спасителя, редко - иконы святых или библейские сцены (см.: Mango, Bouras. 1991). На Д. могут присутствовать посвятительные надписи или цитаты из священных текстов, часто - из анафор визант. литургий. В совр. практике Русской Церкви встречаются Д., как правило, с выгравированными на них иконой Рождества Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».
В лат. традиции Д. известен как патена (лат. patina, patena от греч. πατάνη - плоское блюдо; см.: Leclercq. 1938) (среди первых упоминаний: Greg. Turon. De mirac. 4. 10; Idem. Hist. Franc. 3. 10; Greg. Magn. Ep. 8. 4). Одна из самых знаменитых патен - 6-гранное блюдо (т. н. Sacro Catino) из зеленого полупрозрачного материала, хранящееся в сокровищнице собора Сан-Лоренцо в Генуе и изготовленное, вероятно, ок. IX в.; ок. XII в. возникло предание о том, что это блюдо - Д. Тайной вечери (см.: Calcagno. 2000).
Лит.: Петровский А. Дискос // ПБЭ. 1903. Т. 4. Стб. 1060-1061; Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and Other Greek Comment. on the Byzantine Liturgy // JThSt. 1908/1909. Vol. 9. P. 248-267, 387-397; Прилуцкий В. Д., свящ. Частное богослужение в рус. Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912. М., 2000р; Leclercq H. Patène // DACL. 1938. Vol. 13. Pt. 2. Fasc. 148-149. Col. 2392-2414; Jacob A. Les euchologes du fonds Barberini grec de la Bibliothèque Vaticane // Didaskalia. Lisboa, 1974. Vol. 4. P. 131-222; Passarelli G. I. Ancora sulla reghiera di benedizione delle iconi: La preghiera copta e quella del Barb. Gr. 390 // BollGrott. 1977. Vol. 31. P. 81-91; idem. Sulla benedizione dei vasi sacri // Euntes Docete. R., 1979. Vol. 32. P. 285-310; Mango M. M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Koraon and Related Treasures. Baltimore, 1986. P. 78-86; Mango M., Bouras L. Paten and Asteriskos // ODB. 1991. Vol. 3. P. 1594-1595; Παῦλος (Μενεβσόϒλου), μητρ. Μελετήματα περ ἁϒίου μύρου. ᾿Αθῆναι, 1999; Calcagno D. Il mistero del «Sacro Catino». Genova, 2000.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.