ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дуниловская Казанская икона Божией Матери

Дуниловская Казанская икона Божией Матери


Дуниловская Казанская икона Божией Матери

(празд. 29 июня), чудотворный образ, местночтимая святыня Вологодской епархии. Согласно Синаксарю (1738-1748?, утрачен в 1861; текст воспроизведен в кн.: Лебедев В. Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией Матери и о Дуниловской Богородской пуст. Вологда, 1899), икона явилась в 1677 г. «близ Андангских починков», в устье р. Дуниловки, впадающей в р. Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалёвский, «государев крестьянин», приписной к Кичменгскому Городку. Диомид поместил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре вместе с сыновьями поставил на месте явления одноглавую 8-гранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом (не сохр.), где поместил икону. Весть об обретении иконы облетела округу. Священники с причтом приходили на место явления и совершали молебны перед чудотворной иконой, к-рая исцеляла многих больных из окрестных сел и деревень. Вблизи часовни возникло поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет подвизался возле часовни как монах-отшельник. В наст. время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком с натянутой тетивой, как на гербе Вятки.

Д. и. (62,5×37,3 см) 2-частная: в верхнем регистре - образ Божией Матери типа «Казанская» с предстоящими прор. Илией и арх. Михаилом, в руках у которого соответственно скипетр и держава, в нижнем ярусе представлено изображение свт. Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от к-рого в круглых медальонах изображены Тихон, еп. Амафунтский, и вмц. Параскева. Во 2-й пол. XIX в. великоустюжскими мастерами на средства (600 р.) никольского купца А. П. Рыжкова был изготовлен серебряный оклад иконы, весом ок. 2,5 кг, имел эмалевые поля и каменья в венцах. В нач. XXI в. оклад восстанавливали в мастерской Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса мон-ря; одновременно для вологодских храмов выполнялись списки Д. и.

С Д. и. связано образование Дуниловской Богородичной пуст., начало к-рой положено возведением в 1712 г. на высоком берегу р. Юг, противоположном затопляемому по весне месту явления иконы, деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1865 г. рядом с ней построили каменный храм с тем же освящением. Основанная здесь муж. обитель просуществовала до 1764 г.; в XIX в. мон-рь был возрожден. После приписки (июнь 1815) Дуниловской пуст. к Сретенскому собору в Никольске Д. и. перенесли в город, где она оставалась до кон. XIX в.; летом она находилась в верхней церкви собора, зимой ставилась в иконостас нижнего храма. В XIX в. крестные ходы с Д. и., почитаемой жителями не только Никольского у., но и соседних Вятской и Костромской губерний, отдаленных районов Поволжья и Поморья, совершались каждый год (описание одного из них см.: Там же. С. 56). В 1890 г., во время празднования в Никольске 100-летнего юбилея со дня освящения Сретенского собора, был отслужен молебен Пресв. Богородице с принесением Д. и. в дома горожан и в приходские деревни. Вынос из церкви и возвращение иконы сопровождались колокольным звоном. С 1892 г. до упразднения мон-ря торжества проводились ежегодно 2-4 окт.

В 20-х гг. ХХ в. Д. и. перенесли в Дунилово (где в XIX в. находился исполненный тогда же ее список) и поместили в каменной церкви, настоятелем к-рой был прот. Владимир Сумароков (в нач. 30-х гг. был арестован и расстрелян). Вслед за арестом настоятеля в Дунилово прибыла комиссия для изъятия иконы, однако забрать ее не удалось: когда икону доставали из киота, она упала в щель между стеной и полом («ушла в пол», под солею). После отъезда комиссии вынуть икону удалось маленькой девочке. Попытки конфисковать Д. и. предпринимались регулярно, и дуниловцы прятали святыню на чердаках, в голбцах, на сеновалах, в зыбицах, уносили в лес.

С возрождением в 1990 г. дуниловской церковной общины указом архиеп. Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) ее настоятелем был определен иером. Ефрем (Виноградов), к-рого через год сменил иерей Сергий Колчеев († 2003.- Ред.). В 1991 г. общине передали каменный храм. В 1992 г. Д. и. вновь поместили в Казанской ц. и стали совершать крестные ходы с Д. и. из Никольска в Дунилово.

В ночь на 23 авг. 2002 г. чудотворная икона (вместе с фотографией картины, на к-рой изображено явление иконы) была похищена, в наст. время в дуниловском храме находится список Д. и.- фамильная святыня жительницы Вологды, переданная ею церкви.

Епархиальным советом была утверждена новая редакция составленного во 2-й пол. XIX в. акафиста в честь Д. и. В акафисте, как и в соборной церковной летописи и в народных преданиях, засвидетельствованы связанные с иконой случаи исцелений и др. необыкновенных явлений, происходивших от Д. и. до последнего времени.

Лит.: Зверинский. Т. 2. С. 69. № 642; Лебедев В. К. Сказание о чудотв. Дуниловской иконе Божией Матери и о дуниловской Богородицкой пустыни. Вологда, 1899; Поселянин Е. Богоматерь. С. 395-397; Ebbinghaus А. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98.

Прот. Сергий Колчеев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" в других словарях:

  • КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… …   Православная энциклопедия

  • ДУНИЛОВСКАЯ-КАЗАНСКАЯ — чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в царствование Федора Алексеевича, т.е. между 1676 и 1682. Икона явилась в слободке Никольской (ныне г. Никольск) Вологодской губ. Велико Устюгского у. одному из крестьян. Он ловил рыбу в р. Юге при …   Русская история

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»