- ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Дуниловская Казанская икона Божией Матери
Дуниловская Казанская икона Божией Матери (празд. 29 июня), чудотворный образ, местночтимая святыня Вологодской епархии. Согласно Синаксарю (1738-1748?, утрачен в 1861; текст воспроизведен в кн.: Лебедев В. Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией Матери и о Дуниловской Богородской пуст. Вологда, 1899), икона явилась в 1677 г. «близ Андангских починков», в устье р. Дуниловки, впадающей в р. Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалёвский, «государев крестьянин», приписной к Кичменгскому Городку. Диомид поместил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре вместе с сыновьями поставил на месте явления одноглавую 8-гранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом (не сохр.), где поместил икону. Весть об обретении иконы облетела округу. Священники с причтом приходили на место явления и совершали молебны перед чудотворной иконой, к-рая исцеляла многих больных из окрестных сел и деревень. Вблизи часовни возникло поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет подвизался возле часовни как монах-отшельник. В наст. время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком с натянутой тетивой, как на гербе Вятки.Д. и. (62,5×37,3 см) 2-частная: в верхнем регистре - образ Божией Матери типа «Казанская» с предстоящими прор. Илией и арх. Михаилом, в руках у которого соответственно скипетр и держава, в нижнем ярусе представлено изображение свт. Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от к-рого в круглых медальонах изображены Тихон, еп. Амафунтский, и вмц. Параскева. Во 2-й пол. XIX в. великоустюжскими мастерами на средства (600 р.) никольского купца А. П. Рыжкова был изготовлен серебряный оклад иконы, весом ок. 2,5 кг, имел эмалевые поля и каменья в венцах. В нач. XXI в. оклад восстанавливали в мастерской Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса мон-ря; одновременно для вологодских храмов выполнялись списки Д. и.
С Д. и. связано образование Дуниловской Богородичной пуст., начало к-рой положено возведением в 1712 г. на высоком берегу р. Юг, противоположном затопляемому по весне месту явления иконы, деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1865 г. рядом с ней построили каменный храм с тем же освящением. Основанная здесь муж. обитель просуществовала до 1764 г.; в XIX в. мон-рь был возрожден. После приписки (июнь 1815) Дуниловской пуст. к Сретенскому собору в Никольске Д. и. перенесли в город, где она оставалась до кон. XIX в.; летом она находилась в верхней церкви собора, зимой ставилась в иконостас нижнего храма. В XIX в. крестные ходы с Д. и., почитаемой жителями не только Никольского у., но и соседних Вятской и Костромской губерний, отдаленных районов Поволжья и Поморья, совершались каждый год (описание одного из них см.: Там же. С. 56). В 1890 г., во время празднования в Никольске 100-летнего юбилея со дня освящения Сретенского собора, был отслужен молебен Пресв. Богородице с принесением Д. и. в дома горожан и в приходские деревни. Вынос из церкви и возвращение иконы сопровождались колокольным звоном. С 1892 г. до упразднения мон-ря торжества проводились ежегодно 2-4 окт.
В 20-х гг. ХХ в. Д. и. перенесли в Дунилово (где в XIX в. находился исполненный тогда же ее список) и поместили в каменной церкви, настоятелем к-рой был прот. Владимир Сумароков (в нач. 30-х гг. был арестован и расстрелян). Вслед за арестом настоятеля в Дунилово прибыла комиссия для изъятия иконы, однако забрать ее не удалось: когда икону доставали из киота, она упала в щель между стеной и полом («ушла в пол», под солею). После отъезда комиссии вынуть икону удалось маленькой девочке. Попытки конфисковать Д. и. предпринимались регулярно, и дуниловцы прятали святыню на чердаках, в голбцах, на сеновалах, в зыбицах, уносили в лес.
С возрождением в 1990 г. дуниловской церковной общины указом архиеп. Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) ее настоятелем был определен иером. Ефрем (Виноградов), к-рого через год сменил иерей Сергий Колчеев († 2003.- Ред.). В 1991 г. общине передали каменный храм. В 1992 г. Д. и. вновь поместили в Казанской ц. и стали совершать крестные ходы с Д. и. из Никольска в Дунилово.
В ночь на 23 авг. 2002 г. чудотворная икона (вместе с фотографией картины, на к-рой изображено явление иконы) была похищена, в наст. время в дуниловском храме находится список Д. и.- фамильная святыня жительницы Вологды, переданная ею церкви.
Епархиальным советом была утверждена новая редакция составленного во 2-й пол. XIX в. акафиста в честь Д. и. В акафисте, как и в соборной церковной летописи и в народных преданиях, засвидетельствованы связанные с иконой случаи исцелений и др. необыкновенных явлений, происходивших от Д. и. до последнего времени.
Лит.: Зверинский. Т. 2. С. 69. № 642; Лебедев В. К. Сказание о чудотв. Дуниловской иконе Божией Матери и о дуниловской Богородицкой пустыни. Вологда, 1899; Поселянин Е. Богоматерь. С. 395-397; Ebbinghaus А. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98.
Прот. Сергий Колчеев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.