«ДУХ ХРИСТИАНИНА»

«ДУХ ХРИСТИАНИНА»

ежемесячный духовно-лит. ж., издававшийся в С.-Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского. Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впосл. епископ Новомиргородский Николай), сщмч. Иоанн Флёров и Д. И.Флоринский. Журнал пользовался поддержкой Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского митр. Исидора (Никольского) и Ревельского еп. Леонтия (Лебединского). Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 г.- на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 г.- на прежнем месте.

По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей СПбДА, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные прот. прав. Иоанном Кронштадтским, не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова, В. П. Полисадова, И. В. Толмачёва, свящ. К. Т. Никольского, свящ. Г. С. Полесского, П. И. Шалфеева, переводы прот. Г. П. Павского из ВЗ и др. С журналом также сотрудничали архим. Никанор (Бровкович; впосл. епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров, М. Я. Морошкин, свящ. И. С. Беллюстин, А. П. Лебедев, И. Ф. Нильский, И. Т. Осинин. Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции.

В «Д. х.» имелось 3 раздела: научно-лит., критико-библиографический и смесь. В критическом разд. давалось обозрение духовных журналов, а также нек-рых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863. № 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863. № 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864. № 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского. Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Зап. Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, СПбДС и епархиальную консисторию. Из-за этого митр. Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Д. х.» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиеп. Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865. № 6). «Д. х.» заметно отличался от совр. ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов».

Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861; опубл. анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862) и др. Через редакцию распространялись и др. книги Гумилевского и Беллюстина.

В 1863-1864 гг. из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Д. х.» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сент. по дек. 1864 г. журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С янв. 1865 г. «Д. х.» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - № 9 за 1865) не были объяснены издателями.

Лит.: Рункевич С. Г. «Дух христианина» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 82-84; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 94-95. № 184.

М. П. Лепёхин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "«ДУХ ХРИСТИАНИНА»" в других словарях:

  • «Дух христианина» — ДУХ ХРИСТИАНИНА духовно лит. ж. в СПб. (1861 65). Издавали священники Дм. Флоринский, Иоанн Заркевич, Иоанн Флеров, Ал др Гумилевский. Выходил ежемес. объемом 10 12 печ. л. Особенностью изд. являлось то, что журн. год Д. X. начинался в сент.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Дух Христианина — духовно литературный журнал, выходивший ежемесячно в СПб. с сент. 1861 г. по 1865 г.; ред. издатели священники Дм. Флоринский, И. Заркевич, И. Флеров и А. Гумилевский …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дух христианина — – духовно литературный журнал, начал выходить с сент. 1801 г. в Петербурге. Программа его состояла из трех отделов: учено литературного, критико библиографического и смеси. Редакторами издателями были священники Д. Флоринский, И. Заркевич, И …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Дух, Святой Дух — I. ПОНЯТИЕ ДУХ Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало дыхание или ветер , а значение дух приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях: 1) в основном значении ветер это слово употребляет Иисус в разговоре с… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Диомид (Дзюбан) — Диомид Дзюбан 1 й епископ Анадырский и Чукотский 10 августа 2000   28 июня 2008 …   Википедия

  • Диомид, епископ Анадырский и Чукотский — Диомид епископ Анадырский и Чукотский 10 августа 2000   28 июня 2008 года Церковь: Русская Православная Церковь …   Википедия

  • Диомид епископ Анадырский и Чукотский — 10 августа 2000   28 июня 2008 года Церковь: Русская Православная Церковь …   Википедия

  • Епископ Анадырский и Чукотский Диомид — Диомид епископ Анадырский и Чукотский 10 августа 2000   28 июня 2008 года Церковь: Русская Православная Церковь …   Википедия

  • Епископ Диомид — Диомид епископ Анадырский и Чукотский 10 августа 2000   28 июня 2008 года Церковь: Русская Православная Церковь …   Википедия

  • Ересь цареборчества — Диомид епископ Анадырский и Чукотский 10 августа 2000   28 июня 2008 года Церковь: Русская Православная Церковь …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»