- ДУХКХА
[санскр. ; пали dukkha - страдание, несчастье, скорбь], в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида, к-рая оценивается негативно и подлежит преодолению. Хотя Д. правомерно интерпретируется как «страдание», семантический объем термина значительно больше, чем даже широкий спектр негативных эмоциональных состояний, составляющих европ. понятие. Это находит выражение в том, что оппозиция Д., выражаемая понятием «сукха» (санскр.- счастье, радость, удовольствие), рассматривается не как полноценная альтернатива, а скорее как один из относительных аспектов Д. Речь идет о временной и ограниченной «удовлетворенности» в рамках устойчивой и глубинной «неудовлетворенности», поэтому само «удовольствие» является лишь одним из модусов «страдания». Д. правомерно рассматривать в качестве «феноменализации» закона кармы и необходимого «сопровождения» индивида, пребывающего в сансаре, устранение Д. составляет основное содержание «освобождения» - мокши как высшей задачи человеческого существования.
Понятие Д. восходит к древним Упанишадам. По «Брихадараньяка-упанишаде», достигшие познания Атмана обретают бессмертие, не достигшие - страдание (IV 4. 14). Согласно «Чхандогья-упанишаде», познавшие Атмана становятся недостижимыми для смерти, болезней и страдания (VII 26. 2).
Буддийское учение дхарма изначально было кодифицировано как учение о 4 «благородных истинах», определяющих Д. Имеется в виду констатация факта универсальности Д., установление причин, ее вызывающих, возможности и способа ее устранения. Согласно буддийским преданиям, именно эти «благородные истины» как главный результат «просветления» под деревом бодхи стали предметом первой проповеди Будды в «Оленьем парке» Бенареса (Варанаси). Первая «благородная истина» состоит в том, что термин «Д.» включает рождение, старость, болезнь, смерть, соединение с нежеланным, разъединение с желанным или 5 составляющих структуры любой психофизической организации (телесный слой, ощущения, представления, диспозиции воли и сознание), к-рые формируют «группы привязанности». Вторая «истина» называет причиной появления Д. желание как устремленность на достижение любых объектов - жажда желаемого, становления и прекращения становления, ведущая к перевоплощениям. Третья «истина» трактует устранение Д. как освобождение от постоянного «восхождения» Д. в результате прекращения желания; четвертая «истина» указывает, что способ устранения Д.- это восьмеричный путь, к-рый начинается с правильных воззрений и завершается правильным сосредоточением.
Неоднократно в инд. духовных традициях предпринимались попытки классифицировать Д. по источникам и сущностным характеристикам. В первом случае различались: (1) страдания, обусловленные самим фактом рождения, к-рый объясняется кармой и сансарой; (2) телесные страдания, начиная с болезней; (3) страдания, вызываемые внешними факторами - голодом, климатическими явлениями, насекомыми и т. д.; (4) ментальные расстройства депрессивного характера, вызываемые различными неприятностями (напр., смерть близких людей). По сущностным признакам Д. (дуккхата букв.- страдательность) разделяется на обусловленную телесной болью, самим существованием и изменчивостью любого характера.
4 «благородные истины» неоднократно уточнялись и истолковывались в лит-ре Абхидхармы. В «Петакопадесе» (II в. до Р. Х.) Д. включает все 3 возможных чувствования: приятное, болезненное и ни то ни другое. Д. составляет триединство с 2 др. кардинальными характеристиками существования в буддизме: непостоянством (анитья) и отсутствием «я» (анатма, см. ст. Анатмавада), каждая из к-рых раскрывается через 2 другие.
Определяющее значение Д. имеет в генетически близком к буддизму мировоззрении традиц. индуистской философской школы санкхьи. Ее канонический текст «Санкхья-карика» Ишваракришны (не ранее III - не позднее V в.) открывается положением: «От натиска тройственного страдания - желание познания средства противодействия ему» (ст. 1; пер. с санскр.: В. К. Шохин), т. е. факт закабаленности индивида страданием (Д.) задает основную прагматическую установку системе; источник страдания онтологичен и восходит к взаимокорреляции 3 гун (ст. 12); «феноменальные» проявления страдания в виде старости и смерти соответствуют существованию духовного субъекта-пуруши как погруженного в сансару (ст. 55); ступени противодействия страданию образуют лестницу «достижений», завершающуюся их полной «изоляцией» (статьи 51, 68). Очень близка буддийской и классификация 3 разновидностей Д., развиваемая всеми комментаторами Ишваракришны: страдания от себя - как телесные, так и ментальные (ср. 2-я и 4-я разновидности у буддистов); страдания от живых существ, в т. ч. и из-за др. людей; страдания от сверхчеловеческих источников, включая стихийные бедствия, вызываемые демонами (ср. 3-я разновидность у буддистов).
Все проч. направления инд. мысли также имеют трактовки Д. в том или ином объеме. В итоге предлагается 2 способа решения проблемы человеческого страдания, к-рые являются взаимодополняющими крайностями: согласно 1-му, страдание присуще самой природе человеческого существования и болезнь, на к-рую должна быть обращена вся «терапия», является для человека органичной и изначальной, точнее, безначальной; согласно 2-му, напротив, необходимо рассматривать Д. как иллюзию, проекцию неведения (см. ст. Авидья).
Лит.: Suffering: Indian Perspectives / Ed. by K. N. Tiwari. Delhi, 1986; Chinchore M. R. : an Analysis of Buddhist Clue to Understanding Human Nature // Indian Philosophical Quarterly. Poona, 1993. Vol. 20. P. 37-48; Шохин В. К. Концепция страдания ( ) в «Санкхья-карике» // Стхапакашраддха: Сб. ст. памяти Г. А. Зографа. СПб., 1995. С. 300-320.
В. К. Шохин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.