- ДУХНОВИЧ
А. В. Духнович. Гравюра К. Вейермана. 60-е гг. XIX в. (ГПИБ)
А. В. Духнович. Гравюра К. Вейермана. 60-е гг. XIX в. (ГПИБ) Александр Васильевич (24.04.1803, с. Тополя, близ Снины, ныне Словакия - 18.03(30.03).1865, Эперьеш (Пряшев), ныне Прешов, Словакия), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье. Род. в семье униат. священника. По семейному преданию, предок Д. происходил из рус. семьи Черкасских и был одним из руководителей Стрелецкого бунта. После его подавления бежал в Угорскую Русь, обосновался в с. Тополя, принял фамилию Духнович, был рукоположен во иерея и получил здесь приход, передававшийся по наследству потомкам.Д. обучался в гимназии в Унгваре (ныне Ужгород), в 1821-1823 гг. прошел 2-годичный курс философии в Кошицкой академии, в 1823-1827 гг. учился в Унгварской семинарии. В 1827 г. рукоположен во иерея (целибат), направлен в канцелярию Пряшевской епархии греко-католич. Церкви под начало Пряшевского еп. Григория Тарковича. Терпел притеснения со стороны консервативного епископа, и в 1830 г. уехал в Унгвар. Устроился воспитателем и учителем сына унгварского поджупана Штефана Петровая, проявил себя как талантливый педагог. В кон. 1832 г. еп. Григорий под угрозой лишения сана потребовал от него вернуться в Пряшев. Д. приступил к прежним обязанностям, в 1833 г. Таркович назначил его приходским священником в отдаленные села Комлошу и Биловежу. В это время Д. сблизился с секретарем Пряшевской епархии В. Поповичем. В 1838 г. Попович был назначен Мукачевским епископом, его хиротония должна была состояться во Львове, и он взял Д. в свою свиту. Во время этой поездки весной 1838 г. Д. установил связи с деятелями русинского движения в Галиции и поддерживал их до конца жизни. В 1838 г. переведен нотариусом в епархиальное управление в Унгваре. В 1843 г. назначен каноником Пряшевской епархии и через год переехал в Пряшев.
Во время Венгерской революции 1848-1849 гг. Д. поддерживал идею объединения Закарпатья, Галиции и Буковины в отдельную провинцию в рамках Австрийской империи, к-рую не удалось реализовать. В нач. апр. 1849 г. венг. революционные войска заняли Пряшев, в кон. того же месяца Д. был арестован революционными властями, доставлен в Кошице, чтобы предстать перед трибуналом. Только при помощи влиятельных знакомых его удалось вызволить из тюрьмы. В нач. мая Д. вернулся в Пряшев, к-рый ему было запрещено покидать, за ним был установлен полицейский надзор. После революции до конца жизни находился под наблюдением австр. полиции.
Будучи высокообразованным человеком, знатоком церковнослав. языка, Д., не оставляя обязанностей епархиального каноника, занялся в Пряшеве лит. и просветительной деятельностью. В 1850 г. основал «Литературное заведение Пряшевское», 1-е лит. об-во русинов Закарпатья. Ему удалось опубликовать в Вене, в Буде, в Перемышле, во Львове 12 изданий, среди к-рых - составленные Д. 1-е русинские лит. альманахи - «Поздравление русинов на новый год 1850», «Поздравление русинов на год 1852» и др., «Краткий землепис для молодых русинов» (1851) со сведениями по географии и истории, молитвенник «Хлеб души, или Набожные молитвы и песни для восточной церкви православных христиан» (1851) и др. Он пытался открыть собственную типографию, организовать печатный орган, музей, но в 1853 г. имп. указом об-во было закрыто. В 1862 г. Д. активно участвовал в создании Об-ва св. Иоанна Крестителя. Постоянно публиковал свои статьи в различных изданиях Галиции, Закарпатья, а также в «Вестнике Юго-Западной и Западной России». Был активным деятелем русинского движения в Закарпатье, с любовью относился к России, мечтал побывать там, но это ему не удалось. Отвергал идею создания отдельной укр. нации. Язык сочинений Д. наиболее близок к рус. лит. языку, хотя нек-рые исследователи отмечали его близость к «язычию» галицких «будителей».
С юности Д. писал стихи, в т. ч. на венг., словац. языках, латыни. Сначала его лирика носила сентиментально-романтический характер, со временем основное место в ней заняла общественная, педагогическая, а также религ. тематика. Д. использовал художественное творчество для распространения просветительных идей. Стихотворение «Вручание» (1850), ставшее впосл. народной песней, начинается строками: «Я Русин был, есьм и буду, / Я родился Русином. / Честный мой род не забуду, / Останусь его сыном». Слова стихотворения «Последняя моя песнь» (1862) также были положены на музыку, они стали завещанием автора молодым русинам: «Не берете чужи перя, / Бо то ваших лишь потеря. / С мыслию о горней жизни / Жийте благо для отчизны, / А чужины стережется, / Чуже в вас не устоится». Порой в стихах Д. стирается грань между авторским текстом и фольклором. Кроме того, ему принадлежат 2 пьесы.
Д. писал исторические и философские произведения, составлял календари (месяцесловы). Ему принадлежит «Истинная история карпато-россов» (1853), написанная с просветительскими целями. Особое место занимает его педагогическое наследие - учебники, хрестоматии. Наиболее крупной работой стало пособие для преподавателей «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских». 1-я часть «Педагогия общая» была опубликована в 1857 г. во Львове. 2-я часть, возможно, была написана, но до наст. времени не обнаружена. Д. как гуманист проводит идею необходимости христ. воспитания молодежи. Неск. работ Д. посвящено религ. проблемам. Он написал «Историю Пряшевской епархии» (1846). В 1851 г. в Буде был издан «Литургический катехизис», в к-ром Д. изложил правосл. т. зр. на пресуществление Св. Даров. На него донесли рим. нунцию в Вене. Испытав серьезное давление со стороны Церкви, он согласился вырезать из книги нек-рые страницы (часть тиража сохр. в первоначальном виде). Во 2-м издании в 1854 г. они были опущены. Мн. произведения не были опубликованы при жизни Д., он передавал рукописи на хранение в б-ки Галиции.
Перед смертью Д. причастился из рук Пряшевского еп. Иосифа Гаганца. В Прешове создан театр его имени (1990), в Ужгороде действует Об-во А. Духновича (1994), установлено неск. памятников Д.
Соч.: История Пряшевской епархии. СПб., 1877; Истинная история карпато-руссов, или угорских русинов // РА. 1914. № 4. С. 528-559; Твори: В 4 т. Пряшiв; Братислава, 1968-1989. Т. 1-3; Вибранi твори. Ужгород, 2003; О. Духнович: З наук. спадщини будителя. Ужгород, 2003.
Лит.: Аристов Ф. Ф. Значение А. В. Духновича как угро-русского историка // РА. 1914. № 5. С. 144-155; он же. А. В. Духнович // Он же. Карпато-русские писатели. М., 1916. Bridgeport, 1977р. Т. 1. С. 49-61; Борисов И. К. Писатель-просветитель Закарпатья сер. XIX ст. А. Духнович: АКД. Ужгород, 1953; Микитась В. Л. О. В. Духнович: Лiт.-крит. нарис. Ужгород, 1959; Ричалка М. О. В. Духнович - педагог i освiтнiй дiяч. Пряшiв, 1959; О. Духнович: Зб. мат-лiв наук. конф., присвяч. 100-рiччю з дня смерти: (1865-1965). Пряшiв, 1965; Машталер А. Просветительская деятельность и пед. взгляды А. В. Духновича: АКД. К., 1965; Рудловчак О. О. Духнович: Життя i дiяльнiсть // Духнович О. В. Твори. Пряшiв; Братислава, 1968. Т. 1. С. 15-168; О. Духнович (1803-1865): Бiблiогр. покажчик. Ужгород, 1995; Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 168-170; О. Духнович i наша сучаснiсть: Мат-ли мiжнар. наук. конф. Братислава, 2005.
Н. М. Пашаева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.