- «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК»
ежемесячный ж., выходивший в 1862-1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков), редактором-издателем стал проф. Харьковского ун-та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и Александр Федоровский, священники Василий Левандовский и Василий Лихницкий. 12 выпусков годового комплекта «Д. в.» объединялись в 3 тома, все тома имели сплошную нумерацию. Издание прекратилось на 16-м т. (янв.-апр. 1867) из-за недостатка средств. Первоначально предполагалось объединить журнал с епархиальными ведомостями, но Святейший Синод определил, чтобы «Д. в.» издавался независимо.
Основной задачей журнала было раскрытие христ. вероучения, в нем печатались материалы по церковной истории, критическое обозрение текущей духовной лит-ры, летопись событий церковной жизни (разд. «Летописный листок» в томах 1-3, «Известия» в томах 4-16). Еп. Макарий (Булгаков) публиковал здесь статьи по церковной истории («Русская духовная литература в период монгольский» (1862. Т. 1. С. 31-63, 147-195, 277-332, 423-445), «Церковное право в России при монголах» (1863. Т. 4. C. 134-158)), а также множество слов и речей. В «Д. в.» выходили статьи прот. В. Добротворского («Богословские вопросы в связи с потребностями времени» (1862. Т. 1. С. 11-30), «Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник» (Там же. С. 328-355), «О характере прежнего периода нашей духовной журналистики и современных ее задачах» (Там же. С. 446-477), «О религиозном органе в душе человека» (1865. Т. 12. С. 196-226, 321-364, 439-481) и др.), архим. Феодора (Бухарева; см. Бухарев А. М.) («Иов многострадальный и его книга» (1862. Т. 2. С. 1-62, 167-194), «О св. пророке Исаии и его книге» (Там же. С. 471-544)), И. С. Соколова («Первое духовно-учебное заведение в христианстве: Ист. очерк огласительного Александрийского училища» (1863. Т. 3)), свящ. Алексия Баратынского («Кирилл Туровский как проповедник» (1863. Т. 4)), П. А. Лавровского («Святые Кирилл и Мефодий как православные проповедники и учители у западных славян» (1863. Т. 5/6), Н. А. Лавровского («Обозрение ветхозаветных апокрифов» (1864. Т. 9. С. 309-372, 459-498)), Я. В. Лебединского («Меры русского правительства относительно улучшения иконописи в XVI [и XVII] в.» (1863. Т. 6; 1865. Т. 12. С. 50-71)), свящ. В. Я. Михайловского («Страдание св. Пиония с братиею» (1864. Т. 7. С. 370-392), «Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов» (Там же. С. 475-500; Т. 8. С. 35-65), «Нынешние несториане, их учение и богослужение» (1864. Т. 9. С. 499-537; 1865. Т. 10. С. 26-59, 121-156), «О книге Премудрости Соломоновой» (1865. Т. 10. С. 279-302), «Церковный суд в первом христианском веке» (1865. Т. 11. С. 157-164), «Устройство христианской Церкви в I в., при апостолах» (Т. 11), «Служения Церкви в апостольском веке» (1865. Т. 12. С. 161-195), «Богослужение в первом христианском веке» (1866. Т. 13. С. 6-23, 160-198) и др.), игум. Арсения (Иващенко; впосл. епископ Кирилловский) («Охридский Патриархат» (1864. Т. 8. С. 493-530), «Греко-униаты острова Кипра в XIII-XVI ст.» (1866. Т. 13. С. 477-503), «Евстафий, митр. Солунский» (1866. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307)), Г. П. Цветкова («Харьковские школы в старину и теперь» (1864. Т. 8. С. 571-594)), С. В. Масловского («О внешнем состоянии Православной Церкви в Турции со времени падения Константинополя до половины XVIII ст.» (1864. Т. 9. С. 157-253)), Г. Ф. Монзолевского («Филон Александрийский и его мировоззрение» (1865. Т. 11. С. 336-353, 503-525)). Значительная часть статей была посвящена истории зап. Церквей и западноевроп. богословской и философской мысли: «Толки в протестантском мире об авторитете Священного Писания» К. Е. Истомина (1863. Т. 4), «Религиозное движение в Чехии в XIV в.» (1864. Т. 7. С. 317-369) и «Базельский собор и его значение» (1865. Т. 10. С. 60-85) В. К. Надлера, «Новое или немецкое католичество» В. Я. Рожанского (1864. Т. 8. С. 1-34), «Разбор учения Фейербаха о религии» А. Репьева (1864. Т. 9. С. 1-72), «Массильон, еп. Клермонский» А. И. Кильчевского (1865. Т. 12. С. 39-49, 365-402), «Томас Мюнцер» М. Н. Петрова (1866. Т. 13. С. 319-362). Мн. публикации затрагивали быт духовенства (напр., «Средства содержания духовенства в первенствующей Церкви» Н. Г. Малинина (1865. Т. 10. С. 443-473)). На страницах «Д. в.» публиковались переводные статьи (напр., «Христианский патриотизм» Л. Жермона (1864. Т. 7. С. 11-35)), мемуары («Записки миссионера» свящ. Севериана Сулимы (1865. Т. 11. С. 85-103), «Филарет, архиеп. Харьковский и Ахтырский» прот. Иоанна Шероцкого (1866. Т. 15. С. 414-442)), рецензии (в частности, статьи А. П. Черняева (псевд. И. А. Сербинов) и С. И. Пономарёва «Обзор русской духовной литературы» Черниговского архиеп. Филарета (Гумилевского) (1862. Т. 2-3)).
В качестве приложения к «Д. в.» были изданы «Материалы для истории Русской Церкви» с примечаниями еп. Макария и К. И. Невоструева (1862-1863. 2 т.).
Лит.: [Цветков Г. П.] Указ. статей в 64 месячных книжках ж. «Духовный вестн.» 1862-1867 гг. в алф. порядке писателей, к-рых труды вошли в состав каждого отдела. Х., 1867; Указ. к ж. «Духовный вестн.» за 1862-1867 гг. [Л.], б. г. Маш.; Рункевич С. Г. «Духовный вестн.» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 128-129; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 98-99. № 192; Швец В., прот. К 140-летию со дня выхода в свет харьковского ж. «Духовный вестн.» // Вiра i розум. 2003. № 4. С. 387.
Прот. Александр Троицкий
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.