- «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА»
[груз. საჟართველოს საეგზარჟოსოს სასულიერო მოამბე] , ж., офиц. печатный орган Грузинского Экзархата РПЦ (ГЭ) (1891-1906; в 1907-1917 «Вестник Грузинского Экзархата», № 15/16-20 за 1917 «Вестник Кавказского Экзархата»). Выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской ДС в формате книги на рус. языке и с частичным переводом на грузинский, со средней периодичностью 2 раза в месяц (за год до 24 номеров). Офиц. и неофиц. части журнала были оформлены в виде 2 выпусков: «Д. в. Г. Э.» (объем до 20 страниц) и Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (объем до 48 страниц). В 1910-1917 гг. журнал издавался 2 раза в месяц объемом до 12 страниц. Печатался в типографиях Е. Хеладзе (1891-1905, по № 21/22), (скоропечатной) А. Кутателадзе (с № 23/24 за 1905-1906), Канцелярии наместника Его Имп. Величества на Кавказе (1910-1916), Особого Закавказского комитета (1916-1917).
Редактором журнала был ректор (инспектор) Тифлисской ДС. В разные годы эту должность занимали архим. Николай (Зиоров) (1891), прот. Георгий Хелидзе (1891), архимандриты Тихон (Морошкин) (1891-1893), Серафим (Мещеряков) (1893-1898), Ермоген (Долганёв) (1896, 1898-1901), Стефан (Архангельский) (1901), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (1901-1905), свящ. Никандр Покровский (1901, 1905-1906), И. А. Греков (1905), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов (1910-1915), архим. Пирр (Окропиридзе) (1914-1915; в 1916-1922 епископ Алавердский), епископы Ереванский Леонтий (Вимпфен) (1915), Горийский Антоний (Гиоргадзе) (1915-1917), Ереванский Дамиан (Говоров) (10-е гг. XX в.), прот. И. Орехов (№ 19/20, 21/22 за 1917). Помощника редактора назначал экзарх Грузии из владевших груз. языком образованных представителей духовенства и преподавателей. Цензоры также назначались экзархом из числа городских протоиереев или священников с высшим богословским образованием; в разное время ими были прот. Евстафий Елиев (Елиашвили) (1891-1902; в 1903-1905 еп. Алавердский Евфимий), архим. Амфилохий, И. А. Греков, архим. Григорий, свящ. Никандр Покровский и др.
Первый номер журнала вышел в свет 1 марта 1891 г. Во вступительной ст. «От редакции» как основная причина учреждения журнала была указана острая необходимость груз. духовенства и паствы в офиц. печатном церковном издании по типу епархиальных ведомостей, издававшихся почти в каждой внутренней епархии РПЦ. Первые попытки осуществить подобное издание были предприняты во 2-й пол. XIX в.: в Грузии выходили 2 журнала по церковной тематике, однако они не могли претендовать на роль офиц. печатного органа ГЭ. Русско-груз. ж. «Духовный вестник Грузии» (впосл. «Грузинский духовный вестник»; 1864-1868), разрешение на выпуск к-рого выхлопотал еще в кон. 50-х гг. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский), выходил под редакцией прот. Георгия Хелидзе. Несмотря на то что в нем публиковались документы Святейшего Синода и Грузино-Имеретинской синодальной конторы, статистические отчеты по епархиям, духовным учебным заведениям и т. п., издание было нерегулярным, считалось излишне научным и не имело поддержки экзарха архиеп. Евсевия (Ильинского), к-рый закрыл его под предлогом недостатка средств. Позже прот. Давид Гамбашидзе на свои средства стал выпускать на груз. языке ставший популярным в среде духовной груз. общественности ж. «Мцкемси» (Пастырь; 1883-1910). Однако «условия, далеко не благоприятствующие официальному изданию» и удаленность изд-ва от Тифлиса (с. Квирилы Кутаисской губ., ныне г. Зестафони) не позволили сделать его офиц. органом ГЭ.
В 1888 г. в Тифлисе прошел епархиальный съезд груз. духовенства, где было решено подготовить ходатайство в Святейший Синод о разрешении издавать печатный орган ГЭ. 23 окт. 1890 г. в Синоде были заслушаны рапорт экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева), программа буд. издания и ходатайство груз. духовенства (№ 891). 7 нояб. архиеп. Палладию из Синода был направлен Указ имп. Александра III о разрешении издавать журнал.
В 1-м номере журнала была опубликована его программа (1891. № 1. С. 4-5). В офиц. части планировалось помещать документы Высочайшего повеления, указы Синода, определения и распоряжения высшего духовного и местного епархиального начальства, назначения и переводы духовенства и служащих ГЭ, офиц. известия, сведения и отчеты о деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, сообщения о состоянии духовно-учебных заведений ГЭ и их отчеты, разрядные списки учащихся ДС, ДУ и жен. епархиального уч-ща, отчеты епархиальных училищных советов о состоянии церковно-приходских школ и др. В неофиц. части должны были печатать слова, поучения, речи представителей священноначалия и духовенства ГЭ, жития святых (особое внимание уделялось груз. святым), биографии и некрологи церковных деятелей, статьи, очерки и рассказы религ., исторического и описательного характера, касающиеся Грузии, летопись церковной жизни ГЭ, корреспонденции из епархий, обсуждения вопросов пастырской практики, сведения по народной медицине, церковные новости, заметки и объявления.
В первые годы существования журнала с ним активно сотрудничала груз. общественность. Здесь были публикованы труды груз. ученого Ф. Жордания - «Антоний I, католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Яропольский» (1891. № 1. С. 37-44; № 2. С. 26-32; № 4. С. 25-28; № 6. С. 6-15; № 8. С. 6-14; № 10/11. С. 3-16; № 14. С. 26-29; № 15. С. 20-24; № 16. С. 19-25; № 19. С. 17-21; 1892. № 1. С. 25-29; № 2. С. 19-24; № 4. С. 15-19; № 6. С. 22-28), «Греческая летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.» (1902. № 19. С. 9-12), «Пять грузинских исторических хроник» (1903. № 7/8. С. 23-31; № 9. С. 17-25; № 15/16. С. 25-33) и др. Под псевдонимами Г. Садзагелов и Г. Садзагелов-Ивериели печатался сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Никозский собор» (1891. № 2. С. 33-36), «Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.» (1892. № 10. С. 13-18), «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом» (1893. № 10. С. 17-23; № 11. С. 21-23; № 12. С. 2-10; № 19. С. 13-17; № 22. С. 8-14; № 23. С. 21-24), «Речь о заслугах грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества» (1895. № 12. С. 15-23; № 13. С. 4-21), «История и древности Цромского Вознесенского храма» (1896. № 11. С. 14-24), «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви в Карталинии» (1896. № 19. С. 5-12) и др. Много материалов предоставил преподаватель Тифлисской ДС прот. Георгий Хелидзе - «О чудотворной иконе Иверской Божией Матери» (1891. № 3. С. 27-33), «Метехский храм в Карталинии» (1891. № 16. С. 15-19), «О пребывании ап. Андрея Первозванного в Грузии» (1891. № 19. С. 11-17), «Избиение иноков в обители св. Давида Гареджийского» (1892. № 9. С. 14-22), «Церковь св. Давида в Тифлисе» (1892. № 12. С. 1-12), «Св. Нонна, мать Григория Богослова» (1892. № 16. С. 13-15; № 17. С. 9-11; № 18. С. 20-26) и др.
На страницах вестника публиковались материалы по истории Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Это серия очерков свящ. Никандра Покровского «Несколько страниц из истории Грузинской Церкви» (1893. № 3. С. 14-23; № 4. С. 6-12; № 6. С. 5-13; № 7. С. 7-11; № 8. С. 22-30; № 10. С. 23-27; № 11. С. 9-16) и «Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней» (1903. № 15/16. С. 36-44; № 19. С. 37-40; № 20. С. 9-14; № 21. С. 12-18; 1906. № 3. С. 11-16; № 4. С. 4-6; № 5. С. 14-18; № 7. С. 11-16); С. Белокурова «Русское посольство в Грузию, 1637-1640 гг.» (1892. № 7/8. С. 32-39; № 11. С. 14-18; № 13. С. 1-6; № 16. С. 15-21; № 17. С. 24-29; 1893. № 5. С. 17-21); фундаментальное исследование свящ. И. Савинского «Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в.» (1898. № 12. С. 23-31; № 16. С. 6-19; № 18. С. 14-25; № 20. С. 3-13); статьи И. Перадзе «К материалам по истории г. Тифлиса» (1896. № 10. С. 14-19), «К материалам по истории христианства в Ширване, Дагестане и вообще среди кавказских горцев» (1896. № 18. С. 5-11), «Очерки по грузинской церковной истории» (1899. № 17. С. 4-11; № 18. С. 4-10; № 21. С. 1-8; 1900. № 2. С. 22-24); И. К. «Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии [1084-1125]» (1898. № 5. С. 16-22) и «Св. Або, мученик Тифлисский» (1898. № 11. С. 7-12); посвященные истории христианства в Бакинской обл. очерки прот. А. Юницкого «Св. ап. Варфоломей - первомученик за веру Христову в г. Баку» (1892. № 7/8. С. 9-14) и «История церквей и приходов Бакинского благочиннического округа Грузинской епархии» (1892. № 18. С. 12-20; 1893. № 3. С. 24-31; № 6. С. 1-6; № 8. С. 18-21; № 13. С. 4-10; 1895. № 5. С. 8-14); исследования Я. Чредина «Чествование св. Георгия в России и Грузии» (1895. № 8. С. 9-24; № 9. С. 10-19; № 10. С. 9-14); архим. Никанора (Надеждина) «Грузинские и тифлисские архипастыри: Краткое обозрение за 1811-1886 гг.» (1896. № 5. С. 7-12) и мн. др.
Исследованиям истории церквей и мон-рей Грузии посвящены публикации архим. Макария «Катцаретский Самебский (Троицкий) храм» (1891. № 12. С. 33-34), А. С. «Бодбийский монастырь в честь св. Нины, просветительницы Грузии» (1895. № 19/20. С. 5-18); опубликованы очерки без указания авторов: «Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе: Исторический очерк» (1903. № 23/24. С. 6-54) и «Русский монастырь в Грузинской епархии» (Там же. С. 61-63), храмы и монастыри Кахети описаны в ст. П. Карбелашвили «Кахсубанский древний монастырь во имя Пресв. Богородицы» (1897. № 11. С. 5-10).
Был напечатан обширный материал об Об-ве восстановления правосл. христианства на Кавказе, о его истории и деятельности (1891. № 6. С. 15-19; № 7. С. 4-22; № 9. С. 6-20; № 12. С. 19-32; № 13. С. 1-14; № 14. С. 1-20; № 16. С. 1-8; № 18. С. 1-7; 1892. № 1. С. 1-9; № 6. С. 30-31; 1895. № 3. С. 10-16; 1896. № 12. С. 22-26). Миссионерской деятельности ГЭ были посвящены публикации сщмч. Амвросия (Хелая) (впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Географический очерк» (1891. № 13. С. 2-14; № 14. С. 1-20); Е. Талаквадзе и И. Меунаргия - «Несколько исторических сведений о Батумской области» (1891. № 9. С. 6-20); Н. Добронравова - «Богослужение и собеседование с сектантами в молитвенном доме Общества восстановления Православия на Кавказе» (1892. № 3. С. 23-28; № 5. С. 9-15; № 7/8. С. 14-32), «Из памятной книги о моей противосектантской проповеди с сентября 1895 по май 1896 г.: Поездка в духоборье» (1897. № 6. С. 5-17; № 9/10. С. 23-31; 1898. № 2. С. 20-24; № 4. С. 20-24; № 11. С. 12-16; № 12. С. 11-13; 1899. № 1. С. 7-10); преподавателя Тифлисской ДС Н. Булгакова - «Обоготворение женщин в русской мистической секте хлыстов («хлыстовские богородицы») и причины этого явления» (1893. № 6. С. 13-30), «Баптизм как секта, опасная для государства» (1894. № 23/24. С. 10-24); А. Хаханова (Хаханашвили) - «Закавказские молокане-прыгуны» (1893. № 20. С. 20-27; 1894. № 4. С. 25-29), «Секта молокан-прыгунов в Карсской области» (1894. № 18. С. 26-30); свящ. В. Джанаева (Джанашвили) - «Некоторые исторические сведения о христианстве в Закатальском округе (в хронологическом порядке)» (1895. № 11. С. 11-19); С. Мураховского - «Социально-политический характер штунды» (1896. № 21. С. 4-16; № 22. С. 13-25). Ряд очерков о верованиях и просвещении осетин, ингилойцев, жителей Гудамарского ущелья в сер. «Из записок миссионера» подготовил иером. Леонид (1891. № 5. С. 34-38; № 8. С. 15-18; 1892. № 1. С. 20-24; № 2. С. 24-30; № 10. С. 18-22; № 11. С. 6-13).
В 1901-1905 гг., когда главным редактором журнала был сщмч. Иоанн Восторгов, направление издания изменилось: практически исчезли материалы исторического, искусствоведческого и агиографического характера, их место заняли офиц. хроника и проповеди, бóльшую часть к-рых писал сщмч. Иоанн. Представители груз. общественности упрекали редакцию вестника в недоброжелательности к груз. народу, груз. языку, ГПЦ. Недовольство усиливалось тем, что в этот период журнал, за нек-рым исключением, выходил только на рус. языке, без грузиноязычного приложения, единственной опубликованной на груз. языке была ст. С. Миропольского «Школьная дисциплина и ее помощь» (1891. № 5. С. 1-8).
26 авг. 1905 г. экзарх Грузии архиеп. Николай (Налимов) созвал епархиальный съезд духовенства для рассмотрения вопроса о дальнейшем издании журнала. Приняв во внимание, что журнал пренебрегает утвержденной в 1890 г. программой и не отражает жизни груз. духовенства и общества, съезд освободил сщмч. Иоанна от занимаемой должности и поручил издание журнала особой комиссии в составе свящ. Никандра Покровского (и. о. главного редактора журнала), И. Перадзе (и. о. главного редактора груз. версии журнала), И. Джаши и С. Мураховского (Указ Святейшего Синода от 8 дек. № 12300). Также было решено изменить название журнала (№ 1 за 1907 был выпущен под названием «Вестник Грузинского Экзархата»). № 18 и 20 за 1905 г. не вышли в свет из-за политической стачки, № 23/24 за тот же год вышел неполным (неофиц. часть): из-за пожара в типографии Хеладзе номер не удалось полностью восстановить.
Груз. выпуск вестника появился 1-2 нояб. 1906 г. Во вступительной ст. «От редакции» были поставлены новые цели и объяснялись принципы издания: «В деле разрешения вопросов церковной реформы прояснять церковно-общественное самопознание и объятую тьмой существующую церковно-общественную действительность рассматривать без предвзятости и по справедливости». Новая редакция считала необходимым издание такого журнала, к-рый бы «достойно встретил новый этап, начатый манифестом 17 октября» (1906. № 1/2. С. 29-31).
На страницах вестника активно обсуждался поднятый в эти годы в среде груз. общественности и духовенства вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. Материалы и исследования публиковали С. Горгадзе - «Рецензия на книгу К. Цинцадзе «Автокефалия Церкви Грузинской»» (1906. № 1/2. С. 37-47); И. Перадзе - «К материалам по истории автокефалии Грузинской Церкви» (1906. № 6. С. 21-28), «Свобода совести и свобода Церкви» (1906. № 1. С. 2-19), «Свобода совести и свобода Церкви в Византийской империи» (1906. № 6. С. 4-15); А. Натроев (Натрошвили) - «Капиталы Грузинской Церкви» (1906. № 5. С. 9-14; № 6. С. 9-13), «К вопросу об автокефалии» (1906. № 8. С. 21-25); сщмч. Амвросий (Хелая) - критическое письмо «По поводу ст. «Голос из Сухуми»» (1906. № 9/10. С. 20-47); прот. Корнелий Кекелидзе - «Литургическая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви» (Там же. С. 3-9); Каллистрат (Цинцадзе; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) - «Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову» (1906. № 7. С. 16-28; № 8. С. 2-21; № 9/10. С. 54-56) и др. Публиковались и открытые письма читателей: «Священник и политика» П. Кудрявцева (1906. № 5. С. 4-8), «Когда и почему был приостановлен выбор Католикоса Грузинской Церкви?» (1906. № 6. С. 13-16) свящ. Никандра Покровского; отзывы «сторонников умеренности» в вопросе об автокефалии и полемика между ними и автокефалистами: «Заметки сельского священника» благочинного свящ. А. Гулисашвили (1916. № 8/9. С. 293-296), «Ко вниманию грузинского духовенства» еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе) (1906. № 9/10. С. 16-18).
В 1-й пол. 10-х гг. XX в. в вестнике в основном печатались материалы информационного характера: определения (Определение Синодальной конторы от 14 окт. 1910 г. за № 1755 о прекращении хождения монашествующих по сбору на монастырские нужды // 1910. № 19. С. 2-3 и др.), памятки, списки учащихся или состоявших на службе, отчеты по Тифлисскому епархиальному свечному заводу, указы (1911. № 21. С. 1-2; С. 2-4); журналы заседаний (см. напр., Журнал заседаний Комиссии о храмовом сборе с прихожан в пользу духовенства Грузинской епархии // 1912. № 12. С. 3-20), программы (Программа в г. Тифлисе: 50-летие деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе // 1910. № 15. С. 3-4).
В 1914-1917 гг. мн. размещаемые на страницах журнала материалы были посвящены первой мировой войне: «Описание поездки экзарха Грузии архиеп. Питирима на передовые позиции действующей Кавказской армии» (1915. № 4. С. 170-180); «Из Кавказской действующей армии: Выписка из дневника священника 491-го полевого госпиталя» свящ. Димитрия Мчедлидзе (Там же. С. 180-184); «Письмо о распоряжении Александровского комитета о раненых» (1916. № 5/6. С. 148-149) и др.
Значительное внимание по-прежнему уделялось положению Церкви в Закавказье и вопросу об автокефалии ГПЦ. Были опубликованы: «Слово» экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова), произнесенное в ц. Квашвети в Тифлисе на панихиде у гроба груз. поэта А. Церетели, в к-ром экзарх выразил лояльное отношение к вопросу о восстановлении автокефалии ГПЦ (1915. № 4. С. 153-155); «Сообщение» премьер-министра Временного правительства кн. Г. Е. Львова об автокефалии ГПЦ от 27 марта 1917 г. (1917. № 7/8. С. 186); Указ Святейшего Синода экзарху Грузии архиеп. Платону (Рождественскому) об установлении временных правил церковного строя для правосл. Церкви в Закавказье (1917. № 15/16. С. 306); Указ Святейшего Синода Грузино-Имеретинской синодальной конторе о нек-рых изменениях в организации епархиального управления (1917. № 19/20. С. 316-317); Постановление Временного правительства об устройстве Русской Православной Церкви на Кавказе (1917. № 21/22. С. 322-323).
С 1916 г. в неофиц. части журнала вновь появились статьи исторического и этнографического характера: «Очерк о хевсурских деканозах и Хевис-берах» еп. Горийского Антония (Гиоргадзе) (1916. № 8/9. С. 277-288); очерк о Сванети прот. Корнелия Кекелидзе «Липанели» (1916. № 10/11. С. 336-339); впечатления о пребывании экзарха Грузии архиеп. Платона в Сигнахи и Бодбийском во имя св. Нины женском мон-ре (1916. № 7. С. 226-230; № 10/11. С. 323-326); «Сведения греческих писателей о древностях грузинского народа» преподавателя Карсского реального уч-ща Ф. К. Фёдорова (1916. № 19. С. 608-613) и др. Неск. публикаций было посвящено сектам и неправославным исповеданиям в Закавказье: «Завоевание России штундобаптизмом» Н. В. (1916. № 3. С. 84-88); «Лютеранин» А. А. Гротенгельма (1916. № 7. С. 233-235); «Русское горе от веры баптийской» А. Платонова (1916. № 16. С. 515-521). С упразднением ГЭ и затем Кавказского Экзархата (1917) журнал прекратил существование.
Лит.: Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 99-100. № 72, 193.
Т. Шакиашвили, Н. Т.-М.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.