ДХАРМАКИРТИ

ДХАРМАКИРТИ

[санскр.  ] (ок. VII в.), философ, представитель школы буддийской логики. Д. pод. на юге Индии в брахманской семье. Получив традиц. образование, вступил в местную буддийскую общину. Изучение буддизма Д. продолжил в североинд. мон-ре в Наланде, где поступил в ученики к преемнику Дигнаги Ишварасене. Д. писал философские труды, преподавал, участвовал в публичных диспутах и проповедовал. Скончался в основанном им мон-ре, в Калинге, на зап. побережье Индии (дата смерти неизв.).

Д.- автор 7 трактатов. Как предполагают нек-рые исследователи, он сравнивал свои труды с корпусом 7 трактатов Абхидхармы. Основной труд Д.- стихотворный трактат «Прамана-варттика» (Истолкование [трактата Дигнаги] об источниках знания) - претендовал на уточнение концепций Дигнаги, но стал завершением буддийской реформы логики и эпистемологии. Трактат состоит из 4 глав: об умозаключении (написана с прозаическим автокомментарием); о достоверности источников знания (их всего 2 - восприятие и умозаключение; 3-й, признаваемый брахманистскими системами,- словесное свидетельство - таковым не является); о чувственном восприятии и о силлогизме. По мнению Э. Штайнкелльнера, 1-я гл. была задумана как отдельный текст, к которому были добавлены другие. Помимо эпистемологической проблематики здесь подробно разрабатывается дигнаговская концепция радикального номинализма апоха-вада («коровность» не только не означает реальной вещи, но есть лишь ограничение - «не не-коровность»), а также доктрина причинности (кшаника-вада) и основанная на ней концепция существования как «действенности» (артхакриякаритва) - длящиеся вещи отвечать этому критерию, по Д., не могут и потому являются фикциями.

Остальные сочинения Д. осмыслялись на Тибете как 6 опор его системы. «Хетубинду» (Капля аргумента) - исследование аргумента как основной составляющей умозаключения, а также причинности и ряда др. проблем. «Ньяябинду» (Капля логики) - учебное пособие, в к-ром излагались чувственное восприятие, умозаключение-для-себя и умозаключение-для-других (силлогизм). «Самбандхапарикша» (Исследование отношений) - обоснование нереальности любых реляций. «Ваданьяя» (Правила диспутов) - применение новой логической теории к «практической диалектике», в к-рой подвергается критике теория аргументации найяиков. «Праманвинишчая» (Определение источников знания) - трактат (в стихах и прозе), посвященный тем же вопросам, что и «Ньяябинду», в определенном смысле финальная версия эпистемологии и логики Д. «Сантанантарасиддхи» (Обоснование чужой одушевленности) соответствует по содержанию своему названию; обсуждение проблемы осуществляется в виде полемики виджнянавадина (к-рого представляет автор) с буддийским реалистом-сарвастивадином, отрицающим принятие чужой одушевленности у буддийского идеалиста.

Д. в большей мере, чем Дигнага, выходил за границы собственно логико-эпистемологических задач. Дигнаговская реформа логики получила у него онтологическое обоснование: он исследовал не только формальную связь понятий в умозаключении, но и ее «материальную» референтность: средний термин как причина («здесь огонь, потому что здесь дым»), как «собственная природа» («это дерево, потому что оно шимшапа») и как невосприятие («тут нет кувшина, потому что он тут не наблюдается»). Д. подчеркивал, что понятия, находящиеся в выводных отношениях, сами по себе не обладают реальностью (к-рая принадлежит только дхармам) и имеют только практическую значимость. Универсалии - лишь воображаемые конструкции, не имеющие реальных референтов. Познание Атмана, на к-ром настаивают брахманистские школы, по мнению Д., ведет лишь к себялюбию, а оно в свою очередь - к желанию продления собственного существования, следов., к увековечению сансары. Никаких перманентных сущностей нет, и разрушение сущего является естественной характеристикой, точнее процессом (поскольку сущее есть «поток»). Эта доведенная до логического завершения буддийская картина «мира без надежд» вполне, как кажется, объясняет тот глубокий пессимизм, коим проникнуто, по наблюдению Ф. И. Щербатского, все мироощущение Д.

Последователями Д. были Девендрабуддхи и Дхармоттара (VIII-IX вв.), наиболее авторитетный его комментатор. Вторым по значимости толкователем Д. считают Винитадэву (VIII в.). Школа Дигнаги-Д. просуществовала в Индии до XI в., на Тибете же она не прерывалась.

Соч.: Обоснование чужой одушевленности с толкованием Винитадэва / Пер. с тибет.: Ф. И. Щербатской. СПб., 1922.

Лит.: Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988; он же. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: В 2 ч. СПб., 1995; Bapat Lata S. Buddhist Logic: A Fresh Study of Dharmakґrti's Philosophy. Delhi, 1989.

В. К. Шохин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДХАРМАКИРТИ" в других словарях:

  • ДХАРМАКИРТИ — (санскр. Dharmakmi) вторая по значимости фигура в школе буддийской логики после Дигнаги. Деятельность Д. приходится на 7 в. Род. в брахманской семье на юге Индии и получил традиционное образование, вступил в местную буддийскую общину, продолжил… …   Философская энциклопедия

  • ДХАРМАКИРТИ — (7 8 вв.) средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дхармакирти — Буддийские философы Индии Нагарджуна Арьядэва Майтрея Натха Асанга Васубандху Дигнага …   Википедия

  • Дхармакирти — (VII VIII вв.), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики. * * * ДХАРМАКИРТИ ДХАРМАКИРТИ (санск.: Слава Закону), индийский буддийский махаянский (см. МАХАЯНА)… …   Энциклопедический словарь

  • дхармакирти — (ок. 560 650 или позднее) инд. философ, логик и поэт. Вместе с Дигнагой заложил основы будд. логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юге Индии, посвящение получил в Наланде из рук учителя Дхармапалы. Учился также у Ишварасены. Инкогнито… …   Буддизм

  • Дхармакирти — ДХАРМАКИ́РТИ (7–8 вв.), инд. философ, предст. школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил осн. положения будд. логики …   Биографический словарь

  • ДХАРМАКИРТИ-МАХАТХЕРО — ДХАРМАКИРТИ МАХАТХЕРО, буддийский монах 14 в. Религ. филос. повествование «Орнамент истинной религии» …   Литературный энциклопедический словарь

  • ДИГНАГА — (санскр. Dignaga) основатель школы буддийской логики. Род. близ Канчи (Юж. Индия), принадлежал вначале к «неортодоксальному» буддийскому течению ватсипутриев (допускавших, наряду с дхармами, также псевдо Я), затем покинул их, изучал в Наланде… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ЛОГИКА — оригинальная форма логики, возникшая в Индии независимо от развития логики в Европе. Различают три периода И. л.: первый – приблизительно 6 в. до н.э. – 2–3 вв. н.э., когда в связи с оживленными дискуссиями между представителями различных… …   Философская энциклопедия

  • БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы ваибхашика и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»