ЕВПРАКСИЯ

ЕВПРАКСИЯ

Евпра́ксия [греч. Εὐπραξία] († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта). Житие на греч. языке (BHG, N 631), написанное, вероятно, современником Е., было опубликовано болландистами в кон. XVII в. (ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735). Существует по крайней мере еще 2 анонимных греч. Жития Е. (BHG, N 631b - 631e): сокращенное в Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым в нач. XX в. (Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214), и более полное неопубликованное, в к-ром подробно рассказывается о семье Е. и ее жизни в мон-ре. Кроме того, рукопись XIV в. (Ath. Philoth. 87. F. 172-218), описанная Ф. Алькеном (Halkin. 1961. P. 160), содержит сказание о Е., к-рое представляет собой расширенную переработку 1-го и 2-го Житий. На лат. языке также сохранилось неск. Житий Е. (BHL, N 2718-2720), одно из к-рых было издано Г. Росвейде в сб. «Vitae Patrum» в 1615 г. (переизд.: PL. 73. Col. 623-642). Копт. версия Жития сохранилась фрагментарно (см.: Quispel, Zandee. 1959. P. 193-203).

Е. род. в семье благочестивых христиан знатного происхождения. Ее отец, Антигон, родственник имп. Феодосия I Великого (379-395), занимал должность сенатора (по лат. версии, наместника Ликии). Рано овдовев, Евпраксия, мать Е., обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Е. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия, не пожелав вступить во 2-й брак, вместе с дочерью покинула К-поль и направилась в Египет, в район Н. Фиваиды, где у нее были обширные владения.

Во время паломничества с матерью по окрестным мон-рям Е., к-рой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то что мать и игум. мон-ря Феодула противились такому решению из-за малолетства Е., она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через нек-рое время после кончины матери Е. получила из столицы письмо, в к-ром ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в визант. синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) говорится, что жених Е. умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Е. написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать мон-рь.

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)


Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

В обители Е. выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала др. сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно Е. научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Диавол всячески пытался смутить Е., являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Е. страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Е. ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Бог наградил Е. даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Е. ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Е. удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Е. сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины.

Е. скончалась в возрасте 30 лет. За 10 дней до ее смерти игум. Феодула была удостоена видения, в к-ром Богородица сообщила ей, что Е. войдет в светлую обитель. На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись.

В период иконоборческих споров Житие Е. активно использовалось полемистами. Эпизод, в к-ром Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина (Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136) и в неопубликованном флорилегии М (ГИМ. Син. греч. 265, IX-X вв. Fol. 226), восходящем к оригиналу сер. VIII в. (подробнее см.: Alexakis. 1996. P. 133, 337). Прп. Иосиф Песнописец (Ɨ 886) написал канон Е. и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово Е., сохранившееся в ряде афонских рукописей (Ath. Philoth. 87; Ath. Vatoped. 635) и переведенное на новогреч. язык (Δουκάκης. Τ. 4. Σ. 369-387).

Греческая Церковь отмечает день памяти Е. 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память Е. находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в 2 Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но,- 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Е. чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Е. с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре РПЦ Е. именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество муж. и жен. мон-рей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Годом смерти Е. принято считать 413 г., Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский, указывает 410 г.

Греч. служба Е. была составлена во 2-й пол. XIX в. игуменией мон-ря во имя Е. на о-ве Докос (один из Саронических о-вов, к западу от о-ва Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Ист.: BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721; MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735; SynCP. Col. 840-841; Vita St. Euphrasiae virginis // PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития]; PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II]; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189); ЖСв. Ил. С. 571-597; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214; Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 105-106; Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56.

Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284; Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne // AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29; Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie // Ibid. 1961. T. 79. P. 160; Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde // DHGE. Т. 15. P. 1411-1412; Lucchesi G. Euprasia // BiblSS. Vol. 5. P. 233-235; Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia // VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203; Εὐπραξία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 148; Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype // DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337; Fiey J. M. Saints Syriaques / Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76; Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова

Иконография

В визант. искусстве Е. обычно изображали в монашеской мантии, с покрытой головой, иногда из-под мантии видна схима. Одно из наиболее ранних изображений Е. сохранилось в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, сер. XI в. В др. храмах визант. времени изображения Е. сложно идентифицировать в связи с утратой надписей рядом с образами святых жен. В поствизант. живописи образ Е. сохранился в росписи ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535).

В древнерус. искусстве ее изображения встречаются в основном на минейных иконах. В монашеской схиме, с четками в руке святая изображена на иконе «Прп. Евпраксия» с шитым окладом (до 1908, СОКМ).

В западноевроп. искусстве Е. нередко изображали с лилией и книгой - картина неизв. мастера XIV в. (Городской музей Пизы). На гравюре А. Блумарта (1612, Гос. собр. графики, Мюнхен) святая представлена в молении с четками на коленях.

Н. В. Герасименко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЕВПРАКСИЯ" в других словарях:

  • Евпраксия — и, жен.; прост. к Апраксия, и и Евпраксея, и.Производные: Евпраксиюшка; Евпракся; Парася; Параша; Параня; Паня (Пана); Прося.Происхождение: (Греч. eupraxia счастье, благоденствие.)Именины: 25 янв., 7 авг., 29 окт. Словарь личных имён. Евпраксия… …   Словарь личных имен

  • евпраксия — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Евпраксия — У слова «Евпраксия» есть и другие значения: см. Евпраксия (значения). Евпраксия (Εὐπραξία) греческое Род: жен. Этимологическое значение: «благоденствие, процветание» Мужское парное имя: Евпраксий Други …   Википедия

  • Евпраксия Николаевна Вревская — (Вульф) близкий друг А. С. Пушкина, мать барона А. Б. Вревского. Дата рождения: 12 (25) октября 1809(18091025) …   Википедия

  • Евпраксия Вревская — Евпраксия Николаевна Вревская (Вульф) близкий друг А. С. Пушкина, мать барона А. Б. Вревского. Дата рождения: 12 (25) октября 1809(18091025) …   Википедия

  • Евпраксия (значения) — Евпраксия  женское имя. Персоналии, известные по имени Евпраксия  жена князя Фёдора Юрьевича Рязанского Евпраксия  в миру Звенислава Борисовна, дочь полоцкого князя Бориса Всеславича Святая благоверная княгиня Евпраксия… …   Википедия

  • Евпраксия (жена князя Феодора Юрьевича) — Евпраксия жена князя Феодора Юрьевича рязанского (XIII в.), героиня сказания о взятии Рязани . Батый потребовал ее в наложницы. Князь отказал. Сказание этим объясняет нашествие Батыя на Рязань. Когда князь пал в битве, Евпраксия с младенцем… …   Биографический словарь

  • Евпраксия (преподобная) — Евпраксия преподобная княгиня псковская. Построила в Пскове монастырь св. Иоанна и в 1243 г. умерла мученически. Память 16 октября …   Биографический словарь

  • Евпраксия Федоровна — дочь князя смоленского Федора Святославича, вторая жена великого князя Симеона Гордого (1345). В 1346 г. отослана великим князем к отцу в Волок и выдана за князя фоминского Федора Красного . Отсылка Евпраксии к отцу в Бархатной книге объясняется… …   Биографический словарь

  • Евпраксия Всеволодовна — (в западноевропейских источниках: Адельгейда, нем. Adelheid, Пракседа, лат. Praxedis; 1069(1069)/1071(1071) 9 июля 1109) дочь Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха, вторая жена германского императора Генриха IV …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»