ЕВФИМИЙ III

ЕВФИМИЙ III

патриарх Антиохийский (нач. 1635 - 11 окт. 1647). Известен под араб. именованиями ас-Сакизи (хиосец; от тур. названия о-ва Хиос - Сакыз), ар-Руми (грек) и аль-Мусаввир (художник). По происхождению грек с о-ва Хиос. Был иеромонахом палестинской лавры св. Саввы Освященного, до возведения в патриархи носил имя Мелетий, славился как иконописец. Скорее всего именно во время пребывания в лавре на рубеже XVI и XVII вв. он сблизился с буд. Антиохийским патриархом Евфимием II Кармой, в то время также состоявшим в братстве савваитов. Источники называют Е. учеником и духовным сыном Кармы. Несомненно, они поддерживали контакты и после возвращения Кармы в Сирию в 1604 г. Став в 1634 г. Антиохийским патриархом, Евфимий Карма пригласил Мелетия в Дамаск для росписи кафедрального собора. Мелетий ас-Сакизи стал одним из самых ярких представителей кружка интеллектуалов, образовавшегося вокруг Евфимия Кармы и сыгравшего ведущую роль в «мелькитском ренессансе» (араб.- нахда) XVII в.

Осенью 1634 г. Евфимий Карма тяжело заболел. Он избрал Мелетия своим преемником, и тот был возведен в патриархи с именем Евфимий в кон. дек. 1634 г., еще при жизни своего предшественника († 1 янв. 1635).

В правление Е., как и при Евфимии II, в Антиохийском Патриархате доминировала христ. община г. Халеб. 27 окт. 1635 г. патриарх возвел в сан митрополита Халеба др. ученика Евфимия Кармы, свящ. Иоанна аз-Заима, принявшего в архиерействе имя Мелетий. Ему были дарованы также сан католикоса и должность экзарха «городов Амидских» (т. е. Вост. Анатолии) и Антиохии. Тем самым Халебский митрополит получал в управление половину территории Патриархата и сан, выделявший его среди проч. митрополитов. Именно на Мелетия аз-Заима Е. указал в конце жизни как на своего преемника (патриарх Макарий III).

Обстоятельства правления Е. известны гл. обр. из исторических сочинений патриарха Макария аз-Заима и его сына архидиак. Павла Алеппского. Первый сообщает о 12 архиерейских хиротониях, проведенных Е. за свое Патриаршество, а второй упоминает о посещениях патриархом Халеба осенью 1640 и зимой 1644 г., в ходе объезда епархий и сбора десятины, о его торжественных встречах и проводах халебским духовенством. В отличие от др. вост. патриархов того времени Е. не стремился к активной внешнеполитической деятельности; Антиохийская Церковь сохраняла достаточно замкнутый и провинциальный характер. Известно только 2 попытки Е. расширить круг внешних контактов. В 1636 г. он рукоположил земляка Пахомия Хиосского во митрополита Сайднаи и отправил его в Грузию, с к-рой Антиохийская Церковь традиционно поддерживала тесные связи. Цель и результаты миссии митр. Пахомия неизвестны. Весной 1646 г. по совету Иерусалимского патриарха Паисия, проезжавшего незадолго перед этим через Дамаск, Е. отправил в Россию посольство во главе с Аккарским митр. Иеремией с просьбой о милостыне. Поездка окончилась неудачей: в нояб. вышло предписание царя Алексея Михайловича, согласно к-рому все вост. просители милостыни не пропускались далее Путивля, где и должны были получать определяемое им в Москве пожалование. Митр. Иеремия умер в Путивле в кон. дек. 1646 г., а его спутники были отправлены обратно с весьма скромными дарами.

В отличие от Евфимия Кармы, которому отчасти были свойственны филокатолич. настроения, Е. старался держать дистанцию в отношениях с Ватиканом. Патриарх отказался подписать акт об унии с Римом, обсуждавшийся его предшественником с Конгрегацией пропаганды веры. Тем не менее в католич. историографии распространены утверждения о пролат. симпатиях Е., к-рые он якобы избегал выражать открыто. Подобное мнение проистекает из его приватных контактов с зап. миссионерами и из согласия на открытие иезуитской школы в Дамаске в 1643 г. Однако это было характерно для атмосферы веротерпимости, преобладавшей в Сирии в XVII в., и отнюдь не означало отказа Е. от православия.

Сохранился акт об отлучении монахов монастыря вмц. Екатерины на Синае (1647), отправленный Е. Александрийскому патриарху Иоанникию (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ῾Ιεροσολυμιτικῆ βιβλιοθήκη. Τ. 1. Σ. 209).

Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 682-686.

Лит.: Εὐθύμιος. ῾Ο Γ´. // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1044; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 73-74, 86-87; idem. Euthyme III // DHGE. T. 16. Col. 57-58; Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen // Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 99-152; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: начало диалога (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.) // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 215-220.

К. А. Панченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЕВФИМИЙ III" в других словарях:

  • ЕВФИМИЙ III (II) — (ок. 1340 29.03.1416), патриарх К польский (25/26 окт. 1410 29 марта 1416). Е. род. в богатой и знатной к польской семье. Получил хорошее образование. В юности принял монашеский постриг. Е. пользовался известностью оратора и полемиста, входил в… …   Православная энциклопедия

  • Евфимий II (архиепископ Новгородский) — Евфимий Новгородский …   Википедия

  • Евфимий (Рылков) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Евфимий. Митрополит Евфимий Митрополит Новгородский и Великолуцкий 14 апреля 1695   6 декабря 1696 …   Википедия

  • ЕВФИМИЙ II — Карма [Карама, Карме; араб. ] (1572, Хама (Епифания) 1.01.1635, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1 мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель. Происходил из семьи свящ. Ховрана Кармы, рано лишился отца. До поставления в архиереи носил имя… …   Православная энциклопедия

  • Евфимий I (архиепископ Новгородский) — Архиепископ Евфимий I (прозвище  Брадатый, в миру  Емелиан[1]; ум. 1 ноября 1429, Новгород)  архиепископ Новгородский. До избрания на новгородскую кафедру был иеромонахом новгородского Деревяницкого монастыря, духовником… …   Википедия

  • Евфимий Карский — Евфимий (Ефим) Фёдорович Карский Яўфімій Фёдаравіч Карскі Евфимий Фёдорович Карский Дата рождения: 20 декабря 1860 (1 января 1861) Место рождения: с. Лаша (Гродненский уезд …   Википедия

  • Евфимий Федорович Карский — Евфимий (Ефим) Фёдорович Карский Яўфімій Фёдаравіч Карскі Евфимий Фёдорович Карский Дата рождения: 20 декабря 1860 (1 января 1861) Место рождения: с. Лаша (Гродненский уезд …   Википедия

  • Евфимий Фёдорович Карский — Евфимий (Ефим) Фёдорович Карский Яўфімій Фёдаравіч Карскі Евфимий Фёдорович Карский Дата рождения: 20 декабря 1860 (1 января 1861) Место рождения: с. Лаша (Гродненский уезд …   Википедия

  • III.5.4. Архиепископы и митрополиты Новгородские — ⇑ III.5. Православные иерархи 1) Епископы (с 1165 архиепископы) Новгорода (991 1576). 1. Иоаким Корсунянин Святой (ок. 991 1030). 2. Ефрем (ок. 1030 34). 3. Лука Жидята (1034/6 1060). 4. Стефан (1060 68)* 5. Феодор (1069 77). 6. Герман Святой… …   Правители Мира

  • ЕВФИМИЙ САЙФИ — [ас Сайфи] (1643, Дамаск 27.11.1723, там же), митр. Тиро Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви. Род. в зажиточной христ. семье; мирское имя Михаил. В юности был близок к Антиохийскому патриарху Макарию III… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»