ЕЛЕЙ

ЕЛЕЙ

[от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.

В Древнем мире

судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад (Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора (Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани (Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им (Mayer. 1917; Pease. 1937).

В Ветхом Завете

В LXX греч. слово ἔλαιον используется для перевода евр.  (  обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (  - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6).

Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10).

В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (  ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15).

Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом.

Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40).

В эпоху Второго храма

Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте (Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи (Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2).

В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b).

В Новом Завете

термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

В Мк 6. 13 говорится о том, что апостолы во время проповеди совершали помазывание Е., к-рый не только исцелял, но и изгонял нечистых духов. В Иак 5. 14 сообщается, что помазание Е. пресвитерами дарует как исцеление от болезней, так и прощение грехов. В Предании Церкви эти слова считаются основанием для установления таинства Елеосвящения и различных врачевания чинов.

Хотя в НЗ прямо не упоминается ни предкрещальное помазание Е., ни таинство Миропомазания, ряд мест, возможно, содержит аллюзии на них или символически указывает на один из аспектов таинства Крещения - помазание Св. Духом (2 Кор 1. 21; Еф 1. 13; 4. 30; 1 Ин 2. 20, 27).

В христианском богослужении

Е. употребляется как при совершении таинств, так и в др. чинопоследованиях. Е. может использоваться как в чистом виде, так и с добавлением множества ароматических веществ - в составе св. мира (к-рое необходимо при совершении Крещения и Миропомазания, при освящении храма, а в католич. Церкви - также в чинах Конфирмации и священнического рукоположения). В чине таинства Елеосвящения Е. смешивается с вином или водой.

Важнейшее значение Е. проявляется в его употреблении в чинах Крещения и Миропомазания. В разных литургических традициях известно от 1 до 4 помазаний Е. (включая помазание св. миром) при совершении таинства Крещения. В частности, в визант. традиции, повсеместно принятой в правосл. Церкви, освященным Е. («елеем радования»; в древности он мог пониматься и как символ помазания Св. Духа, и как знак экзорцизма по отношению к приходящему ко Крещению) помазываются крещальная вода и сам крещаемый до его Крещения; после Крещения новокрещеный помазывается св. миром в Миропомазании (см. об этом в ст. Крещение).

В таинстве Елеосвящения помазание Е. составляет видимую сторону происходящего. Е. освящается епископом (на Западе) или пресвитером (на Востоке) и означает милость Божию (эта же символика, возможно, лежит в основе преданафоральной визант. аккламации «Милость мира» (или в древнейших рукописях «Милость, мир»), в к-рой можно усмотреть игру слов, поскольку по-гречески слова «Е.» и «милость» фонетически близки).

Е. употребляется и в составе священнодействий, не включаемых в число таинств. Наряду с хлебом и вином он благословляется во время чина благословения хлебов, истоки которого восходят к практике древних монашеских общин. Кроме того, в визант. традиции существует обычай во время праздничной всенощной помазывать прихожан Е., взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого (см.: Типикон. Главы 3 и 48 (описание службы 26 сент.)). Это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Требник предписывает возливать Е. на могилу усопших мирян, монахов и священников при их погребении - в древности этому обряду придавалось большое значение (см.: Areop. EH. 7; вероятно, из этой же традиции происходит и обычай совершать Елеосвящение над усопшими, к XVII в. вышедший из церковной практики).

Употребление Е. в пищу регламентировано церковным уставом (в частности, в дни строгого поста предписывается сухоядение). В апостольскую эпоху Е. приносился среди начатков пророкам (Didache. 13. 6), позже - епископам (Const. Ap. 2. 34. 5; 7. 29. 3). Е. издавна используется для освещения церквей (Ап. 3).

В целом за богослужением принято употреблять именно оливковое масло (см. символику в Рим 11. 17). В арм. традиции оно заменялось кунжутным, что порицали визант. полемисты. В РПЦ иногда ввиду отсутствия или дороговизны оливкового используется подсолнечное масло, но это допустимо лишь в крайних случаях.

Лит.: Марков Н. Елей // ПБЭ. Т. 5. Стб. 390-391; Mayer C. Das Öl im Kultus der Griechen: Diss. Hdlb., 1917; Pease A. S. Oleum // Pauly, Wissowa. 1937. Bd. 17. Col. 2454-2473; Schlier H. ἔλαιον // TDNT. Vol. 2. P. 470-473; Ross J. F. Oil // IDB. Vol. 3. P. 592-593; Kutsch E. Salbung als Rechtsakt im Alten Testament und im Alten Orient. B., 1963; McCarthy D. J. Hosea XII 2: Covenant by Oil // VT. 1964. Vol. 14. P. 215-221; Hoenig S. B. Oil and Pagan Defilement // Jewish Quarterly Review. 1970/1971. Vol. 61. P. 63-75; Baumgarten J. The Essene Avoidance of Oil and the Laws of Impurity // Idem. Studies in Qumran Law / Ed. J. Neusner. Leiden, 1977. P. 88-97; Goodman M. Kosher Olive Oil in Antiquity // A Tribute to G. Vermès: Essays on Jewish and Christian Literature and History / Ed. P. R. Davies, R. T. White. Sheffield, 1990. P. 227-245; Hoffner H. A., Jr. Oil in Hittite Texts // BiblArch. 1995. Vol. 58. P. 108-114; Olive Oil in Antiquity: Israel and Neighbouring Countries from the Neolithic to the Early Arab Period / Ed. D. Eitram, M. Heltzer. Padova, 1996; Chesnutt R. Perceptions of Oil in Early Judaism and the Meal Formula in «Joseph and Aseneth» // JSP. 2005. Vol. 14. N 2. P. 113-132.

А. А. Ткаченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЕЛЕЙ" в других словарях:

  • ЕЛЕЙ — (греч. elaion масло). Деревянное масло, употребляемое в церкви, при различных обрядах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕЛЕЙ 1) оливковое масло, называемое также деревянным, употребляется для лампад… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Елей — (иноск.) бальзамъ успокоительный, успокоеніе боли (намекъ на святой елей, освященный по обрядамъ христіанства). Ср. Свой чудесный елей Въ наши раны излей, Въ наши многія раны сердечныя. Гр. А. Толстой. Пантелей цѣлитель. Ср. Я бы умѣла найти тѣ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЕЛЕЙ — муж., церк., лат. и нем. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях. | калуж. постное конопляное масло; говорят и олей муж. олия жен. малорос. Правда елей, везде наверх… …   Толковый словарь Даля

  • елей — миро, бальзам, масло Словарь русских синонимов. елей сущ. 1. • бальзам 2. • слащавость • сладость • приторность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик …   Словарь синонимов

  • Елей — см. Маслина, масло, елей …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЕЛЕЙ — ЕЛЕЙ, елея, мн. нет, муж. (греч. elaion). 1. Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.). 2. перен. О чем нибудь успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т.п. (поэт.). «Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей.» …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕЛЕЙ — ЕЛЕЙ, оливковое или другое растительное масло, употребляемое в христианских церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих на праздничном богослужении, а также перед крещением, применяют в таинстве елеосвящения, возливают на… …   Современная энциклопедия

  • ЕЛЕЙ — ЕЛЕЙ, я, муж. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем. | прил. елейный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • елей —      Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла высший сорт, называемый прованским, и низший сорт деревянное масло. В украинском языке название олий стало применяться в XVIII …   Кулинарный словарь

  • Елей — ЕЛЕЙ, оливковое или другое растительное масло, употребляемое в христианских церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих на праздничном богослужении, а также перед крещением, применяют в таинстве елеосвящения, возливают на… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»