- ЕН-РОГЕЛ
[евр. , - источник ноги / валяльщика; греч. πηϒὴ ῾Ρωϒήλ], источник воды в окрестностях Иерусалима, упомянутый в ВЗ при описании границы между наделами колен Израилевых (Нав 15. 7-8; 18. 16). К югу от Е.-Р. начинались земли колена Иудина, к северу - Вениаминова. В дни бунта Авессалома возле Е.-Р. преданные царю Давиду Ионафан и Ахимаас ждали вести о происходящем в городе (2 Цар 17. 17). Возле камня Зохелет у Е.-Р. сын царя Давида Адония принес богатые жертвы Богу и, созвав царских приближенных, провозгласил себя царем (3 Цар 1. 9).
Местоположение Е.-Р. точно определяется благодаря подробному описанию границы между наделами колен Израилевых. Единственный источник в указанных пределах располагается на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее места, в к-ром Енномова долина сходится с Кедронским потоком. Происхождение библейского названия источника неизвестно. В XII-XVI вв. Е.-Р. именовался «Источник стирки» (арам. ). Возможно, это название было связано с обычаем иерусалимских женщин стирать в водах Е.-Р. белье. Стирали ногами, отсюда и название - «Источник ноги» (Vilnay. 1993. P. 903). Мусульм. средневек. название Бир-Айюб (колодец Иова), сохранившееся до наст. времени, связано с местным преданием о прав. Иове, очистившемся возле родника от проказы. Ряд исследователей XIX в. идентифицировали именно Е.-Р., а не родник Гихон с источником Пресв. Богородицы (Clermont-Ganneau. 1870).
В наст. время источник представляет собой колодезную шахту глубиной ок. 40 м, верхняя часть к-рой выкопана в толще наносного слоя земли и облицована камнем, а нижняя вырублена в скальной породе. Родниковая вода собирается в небольшой карстовой пещере в самом низу. Зимой же, в сезон дождей, когда уровень грунтовых вод заметно поднимается, вода обильно выплескивается на поверхность и стекает в русло Кедронского потока. Видимо, колодец был засыпан землей во время землетрясения в царствование иудейского царя Озии (Ам 1. 1; 2 Пар 26; ср.: Ios. Flav. Antiq. IX 10. 4). Это объясняет наличие толстого слоя наносной земли, в к-ром вырыта верхняя часть колодезной шахты над родником. Ампулы с водой из Е.-Р. считались целебными у христ. паломников.
Лит.: Clermont-Ganneau Ch. The Stone of Zoheleth, En-Rogel and the King's Garden // PEFQSt. 1870. Vol. 2. P. 251-252; Finn J. En-Rogel Examined // Ibid. 1910. Vol. 42. P. 120; Macgregor R. The Spring En-Rogel // PEQ. 1938. Vol. 70 P. 257-258; Simons J. Jerusalem in the OT. Leiden, 1952. P. 158-162; Vilnay Z. Ein Rogel // Jerusalem Encyclopedia. Tel-Aviv, 1993. P. 903-904.
Я. М. Чехановец
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.