- ЗОСИМА
[Зосим; греч. Ζώσιμος; лат. Zosimus] († 26.12.418), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. (папа) Римский (с 18 марта 417). Вероятно, либо был греком, либо, учитывая евр. имя отца - Авраам, происходил из семьи обращенных иудеев. При папе Иннокентии I (401-417) был рим. пресвитером, сразу после кончины Иннокентия I избран на Папский престол (12 марта) и рукоположен (18 марта).
Одним из первых действий З. стало утверждение особых привилегий Арелатского (Арльского) архиеп. Патрокла, который был провозглашен первенствующим епископом Галлии. Патроклу поручалось решение всех церковных дел в регионе (без его рекомендации ни один галльский клирик не мог подать апелляцию в Рим), на рассмотрение папы были оставлены только общецерковные вопросы. В юрисдикцию Арелатской кафедры передавались Вьеннская и обе Нарбонские провинции (митрополии Вьенны (ныне Вьен), Нарбоны (ныне Нарбон), Массилии (ныне Марсель)). В послании к галльским епископам (от 22 марта 417) З. обосновал привилегии Арелатской кафедры, сославшись на легенду о проповеди ап. Трофима в Арелате (ныне Арль). Согласно посланию З., Трофим был асийцем, учеником ап. Павла. Ап. Петр направил его проповедовать в Галлию, где ап. Трофим основал 1-ю епископскую кафедру в Арелате (Zosimus. Ep. 1). Массилийский еп. Прокул отказался признать папское постановление, продолжил исполнять митрополичьи обязанности во Второй Нарбонской пров., выступив с офиц. протестом, за что был вызван на суд в Рим, куда, однако, он не явился, и был заочно низложен (Idem. Epp. 6-7, 10-11). Скоропостижная кончина папы помешала исполнению приговора. Быстрота, с которой было принято судебное решение по делу еп. Прокула, указывает, вероятно, на присутствие в Риме во время рукоположения З. архиеп. Патрокла. Впосл. привилегии Арелатской кафедры были отменены преемником З. Бонифацием I.
З. предпринял неудачную попытку пересмотреть дело о ереси пелагианства, официально осужденной Иннокентием I (27 янв. 417). Узнав об осуждении, находившийся в Палестине Пелагий направил папе исповедание веры, к к-рому приложил соч. «О свободе воли» (De libero arbitrio). Исповедание было направлено на имя папы Иннокентия, однако получил его уже З. Тем временем сподвижник Пелагия Целестий, проживавший после изгнания из Африки сначала в Эфесе, затем в К-поле, в кон. 417 г. явился в Рим с просьбой пересмотреть решение о его осуждении, принятое на Карфагенском Соборе 411 г. Для рассмотрения дела Целестия З. созвал совещание рим. духовенства в базилике св. Климента, где была зачитана апология Целестия, а потом состоялся допрос. Целестий заявил, что полностью принимает все постановления папы Иннокентия, но отвергает как ложные положения Павлина Медиоланского, на основе к-рых он и был осужден. По решению духовенства З. признал веру Целестия православной. Об этом решении он уведомил епископов пров. Африка, упрекнув их за поспешность в осуждении Целестия, чье дело было, по его мнению, рассмотрено без должного внимания. Окончательное решение по делу Целестия откладывалось на 2 месяца. Папа также высказал недовольство тем, что епископы пров. Африка оказались излишне доверчивы к 2 изгнанным из Галлии епископам - Еросу (Эроту) Арелатскому и Лазарю из г. Аквы Секстиевы (близ совр. г. Экс-ан-Прованс, Франция), к-рые жили в Палестине и, обвинив Пелагия в ереси, потребовали возбудить дело против него (Idem. Ep. 2). Оба епископа лишились кафедр в 411 г. по политическим мотивам, т. к. поддерживали узурпатора Константина III (407-411). Папа относился к ним с неприязнью, вероятно под влиянием архиеп. Патрокла Арелатского, близкого к противнику узурпатора патрикию Констанцию (буд. имп.-соправитель Констанций III).
Еще до окончания 2-месячного срока по делу Целестия в Риме было получено послание от Иерусалимского архиеп. Праилия, к-рый ходатайствовал о жившем в Палестине Пелагии. З. вновь собрал совещание духовенства, где было зачитано посланное покойному папе Иннокентию исповедание веры Пелагия. Единодушно исповедание Пелагия было признано православным. В послании от 21 сент. 417 г. папа известил об этом епископов пров. Африка, переслав им также текст исповедания. В этом послании З. вновь критически отозвался о действиях Ероса Арелатского и Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы, к-рые были главными обвинителями Пелагия на Соборе в Диосполе. Папа заявил, что убежден в православии Пелагия не только в том, что касается учения о Троице и христологии, но также в том, что касается вопросов о грехе, благодати и свободе воли. При этом он фактически отказался от более подробного рассмотрения богословской системы Пелагия и никак не учел антипелагианских творений блж. Августина. З. особо отметил преданность, с которой Пелагий в поисках справедливости обратился к суду Римского епископа (Idem. Ep. 3).
К весне 418 г. мнение папы об учении и о личности Пелагия и Целестия изменилось в сторону безоговорочного осуждения. Причины этого не вполне ясны. Вероятно, поздней осенью 417 г. Собор епископов Африки выразил протест против оправдания еретиков. Африкан. епископы обладали влиянием при дворе рим. имп. Гонория (через его сестру Галлу Плацидию и ее мужа патрикия Констанция), к-рое они могли использовать с целью изменения позиции папы. Свою роль могло сыграть также нескромное поведение Пелагия и особенно Целестия. В послании Аврелию, еп. Карфагенскому, от 21 марта 418 г. З. после рассуждений об авторитете Римского престола упомянул о своей излишней доверчивости к Целестию и заявил, что осуждение папы Иннокентия остается в силе (Idem. Ep. 12). Вопрос о пелагианстве привлек внимание имп. двора в Равенне. 30 апр. 418 г. имп. Гонорий издал рескрипт на имя префекта претория Италии о немедленном смещении с кафедр сторонников Пелагия. 1 мая 418 г. в Карфагене открылся Собор епископов пров. Африка, которые в форме анафематизмов определили правосл. учение о благодати и первородном грехе. Тогда же (весной 418) З. официально заявил об осуждении пелагианства. Летом папа издал окружное послание (Epistula Tractoria; сохр. в отрывках - PL. 51. Col. 271 sqq.), адресованное всем Церквам Запада и Востока. В нем кратко излагалась история пелагианской ереси, разбирались основные положения учения и утверждалось православное учение о благодати и первородном грехе. «Epistula Tractoria» вызвала протест ряда италийских епископов во главе с Юлианом Экланским, к-рые сочувствовали Пелагию. Отвергнув решение папы, они собрали Собор 18 епископов в Аквилее и выработали собственное исповедание веры, в к-ром правосл. учение о первородном грехе было объявлено манихейским. После смещения с кафедр епископы, участвовавшие в Аквилейском Соборе, укрывались на Востоке до их осуждения Вселенским III Собором (431).
Др. поводом для столкновения З. с епископами Африки стали дела по апелляциям, когда открыто проявилось стремление Римского епископа установить контроль над Церковью в Африке. Папа принял апелляцию от некоего епископа из пров. Бизацена, обвиненного в оставлении пастырских обязанностей (Zosimus. Ep. 16). Вскоре возник конфликт из-за пресв. Апиария из г. Сикка Венерия (ныне г. Эль-Кеф, Тунис), отлученного еп. Урбаном за дерзость. Апиарий подал апелляцию в Рим, и З. признал его осуждение незаконным. Папа направил в Африку легатом Фавстина, еп. г. Потенция (близ совр. г. Потенца, Италия), и 2 рим. пресвитеров с поручением восстановить Апиария в правах. В сопроводительном послании он обосновал принятое решение, сославшись на каноны I Вселенского Собора (в действительности Сардикийского Собора). Епископы Африки отвергли папское суждение, отложив рассмотрение дела Апиария до созыва Собора в Карфагене.
В Liber Pontificalis З. приписывается постановление о ношении диаконом паллия на левом плече во время богослужения. Папа разрешил освящать воск в приходских церквах, а также запретил клирикам прилюдно употреблять вино.
В последние месяцы понтификата З. среди рим. клира сложилась оппозиционная партия, к-рая вела против него интриги при имп. дворе в Равенне. После смерти З. началась схизма, длившаяся ок. 6 месяцев, когда на Папский престол были одновременно избраны Евлалий, бывш. диакон З., и пресв. Бонифаций (впосл. папа Бонифаций I).
З. похоронен в базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) на Тибуртинской дороге. Его память под 26 дек. значится в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.), откуда она перешла в Римский мартиролог кард. Цезаря Барония (XVI в.). Почитание З. не получило широкого распространения.
Ист.: Zosimus. Epistolae et decreta // PL. 20. Col. 639-702; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11; LP. T. 1. P. 225-226; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 204; MartRom. Comment. P. 602.
Лит.: Amann É. Zosime // DTC. T. 15. Col. 3708-3716; Gaspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 344-360; Plinval G., de. Pélage, ses écrits, sa vie et sa réforme. Lausanne, 1943. P. 311-328; Floeri F. Le pape Zosime et la doctrine augustinienne du péché originel // Augustinus Magister. P., 1954. Vol. 2. P. 755-761; Griffe É. La Gaule chrétienne. P., 1957. Vol. 2. P. 114-119; Prete S. Pelagio e il Pelagianismo. Brescia, 1961; Seppelt F. X. Storia dei Papi. R., 1962. Vol. 1. P. 95-101, 106-117; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 206-207.
Д. В. Зайцев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.