ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Зосимова пустынь. Литография. 70-е гг. XIX в. (ЦИМ МДА)

Зосимова пустынь. Литография. 70-е гг. XIX в. (ЦИМ МДА)


Зосимова пустынь. Литография. 70-е гг. XIX в. (ЦИМ МДА)

(Московской епархии), находится близ с. Руднева Наро-Фоминского р-на Московской обл. Основана в 1826 г. по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) прп. Зосимой (Верховским) как жен. община в имении надворной советницы М. С. Бахметевой.

Первыми насельницами стали сестры туринского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, последовавшие за своим духовником прп. Зосимой после начавшихся в сибир. обители гонений на старца. Зимой 1825/26 г., когда первые сестры прибыли из Туринской обители в Москву, Бахметева приняла их в своем доме, а летом того же года пригласила в имение Верейского у. и выделила часть земли для устройства келий и хозяйства. Совместное проживание сестер в имении Бахметевой, на совр. территории мон-ря, началось накануне праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, поэтому 20 нояб. 1826 г. считается днем основания обители. Указ о статусе общежития был утвержден имп. Николаем I 19 июля. Соответствующий акт был издан Святейшим Синодом 8 авг. 1841 г. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 624. Д. 33. Л. 40).

Посетив З. п. в окт. 1855 г. «для личного усмотрения состояния общежития», митр. Московский Филарет (Дроздов) «нашел, что по внешнему устройству общежитие имеет совершенный вид монастыря. Богослужение церковное совершается в нем с полнотою монастырскою, чтение и пение исполняется сестрами благоговейно. Правила и чин общей трапезы также монастырские», о чем доносил в Святейший Синод в кон. дек. 1855 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 137. Д. 10). Синод определил, а император 3 марта 1856 г. утвердил переименование Одигитриевского Троицкого общежития в Троице-Одигитриевский общежительный монастырь. Обители предписывалось иметь «40 монахинь, в числе которых одну игумению и одну казначею, с соответственным числом послушниц» (РГИА. Ф. 1341. Оп. 97. Д. 2194. Л. 1). Праздник открытия мон-ря состоялся осенью 1856 г., служил наместник Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антоний (Медведев). По окончании часов был прочтен указ о возведении общежития на степень мон-ря, несколько сестер облечены в рясофор. С апр. 1856 г. начались монашеские постриги. С 1863 г. при обители существовала богадельня для престарелых монахинь, с 1913 г.- странноприимный дом и больница.

Настоятельницы, насельницы, причт

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.)

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.)


Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.)

Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина)). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов. В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова).

В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц.

Особенности устава

Со времени основания до 1841 г. сестры жили по общежительному уставу, составленному прп. Зосимой в соответствии с наставлениями Василия Великого: «Ни одна ничего собственного не имеет, но у всех общее и все в совершенном нестяжании. Ни от кого никаких подарков, ниже от родных, не приемлют, но все отдают на общее содержание». Практиковалось суровое ограничение в пище: «В постные дни трапеза однажды в день в третьем часу пополудни. Млечные снеди во весь год не едят, токмо на всеедных неделях». Введено правило для начальницы не выделять свой стол от стола сестер: «Сама начальница с посещающими гостями не ест, ниже пьет некое усладительное одна без сестр, якобы для угощения, хотя бы и от самих гостей было нечто такое принесено» (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 98-99). При утверждении общежития в 1841 г. в обители был введен устав, написанный Московским митр. Филаретом (см.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 703. Л. 11-18).

Престольные праздники отмечались в дни Св. Троицы, Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (28 июля), Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), св. Симеона, еп. Персидского, и прп. Зосимы Соловецкого (17 апр.), прп. Марии Египетской (1 апр.). Почитались также дни памяти и кончины основателя мон-ря прп. Зосимы (17 апр., 24 окт.), 1-й игум. Веры (Верховской) (17 сент., 20 нояб.), схим. Маргариты (Верховской) (1 сент., 27 июля). В день памяти старца Зосимы 24 окт. все сестры причащались Св. Таин. Два раза в год в храмовые праздники вокруг мон-ря совершался крестный ход. По отзыву, составленному благочинным в 1878 г., «в трапезе есть та особенность, что поминают благотворителей обители, молятся о здравии живых и о упокоении умерших, чего нигде не введено; это заповедано самим старцем Зосимою, и в точности исполняется более полувека» (ЦГИАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 92. Л. 5).

Постройки

Собор во имя Св. Троицы. 1838-1855 гг. Фотография. 2005 г.

Собор во имя Св. Троицы. 1838-1855 гг. Фотография. 2005 г.


Собор во имя Св. Троицы. 1838-1855 гг. Фотография. 2005 г.

Собор во имя Святой Троицы возведен по благословению митр. Филарета над гробом прп. Зосимы. Перед смертью старец завещал сестрам «первый престол» посвятить Св. Троице, второй - Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». По благословению митр. Филарета прошение на строительство было подано от лица груз. царевны Тамары, почитавшей старца и согласившейся «быть орудием устроения» 1-го храма в З. п. (Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р. Ч. 1. С. 195-198). Указом Синода от 4 нояб. 1837 г. разрешалось возведение храма «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости ее здоровья, литургии» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 624. Д. 33. Л. 35). В июне 1838 г. состоялась закладка, а в кон. того же года - освящение каменного храма во имя Св. Троицы с колокольней. К 1855 г. на средства московского купца С. Л. Лепёшкина и др. благотворителей храм был расширен приделами во имя прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского (южный) и прп. Марии Египетской (северный), покровительницы вкладчицы М. И. Головиной. Великое освящение расширенного Троицкого собора совершил 1 окт. 1855 г. митр. Филарет, затем он прочитал «Беседу на освящение храма» (Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332). Храм возведен в формах, отражающих влияние русско-визант. стиля К. А. Тона. К необычному, значительно вытянутому в длину основному объему, перекрытому 2-скатной кровлей и увенчанному главой на невысоком основании (восьмерик на четверике), примыкают низкие, также вытянутые в длину объемы боковых приделов. В Троицком храме похоронены игум. Вера (Верховская), схим. Маргарита (Верховская; Ɨ 27 июля 1859).

Надвратный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» возведен в память одноименного чудотворного образа, хранившегося в часовне ближнего сел. Рыжкова (Кузнецова). Икону приносили в обитель для молебнов. На средства некой женщины, исцелившейся от этой иконы, был построен и 27 июля 1852 г. освящен надвратный Одигитриевский храм, в к-рый мать исцеленной, титулярная советница Е. П. Арсеньева, отдала «древнюю чудотворную икону Одигитрии Смоленской» (Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. 1903. С. 38).

Храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи был устроен в колокольне (на средства братьев В. С. и Д. С. Лепёшкиных) и освящен 22 июля 1857 г. Храм располагается в высоком надвратном ярусе, архитектура которого близка к образцам петровского барокко, но с включением декоративных элементов русско-визант. стиля. Над ним возвышается высокий восьмерик колокольни с шатровым ярусом звона, где находилось 7 колоколов, в т. ч. весом в 50 пудов.

Первые кельи строились с 1826 г. практически посреди леса. В 40-х гг., после утверждения общежития, обитель была обнесена каменной оградой с башнями. В прясла ограды встроены колокольня с юж. стороны и Одигитриевский храм с зап. стороны, проездные ворота. Внутри ограды расположены Троицкая ц., келейные корпуса и хозяйственные постройки. Настоятельские кельи и все прочие здания, кроме ограды и храмов, до 1877 г. упоминаются как деревянные. При игум. Софии (Быковой) велось каменное строительство, были возведены 2-этажный келейный корпус с рукодельными мастерскими (1906-1907), 2-этажный корпус с просфорней (1909), игуменский корпус (1915). Всего в 10-х гг. XX в. в центральной усадьбе обители насчитывалось 57 строений, в т. ч. в ограде - 3 храма, 5 каменных жилых зданий, 2-этажный и 12 одноэтажных деревянных домов, каменный ледник. За оградой мон-рю принадлежали деревянный, 4 каменных дома и много хозяйственных построек.

Святыни, ризница и книгохранилище

Отчин колодец. Фотография. 2006 г.

Отчин колодец. Фотография. 2006 г.


Отчин колодец. Фотография. 2006 г.

После возведения Троицкой ц. захоронение прп. Зосимы оказалось «в южном предалтарии». После расширения храма приделами главный престол во имя Св. Троицы находился в середине. По свидетельству прп. Пимена Угрешского, усыпальница над могилой основателя была устроена «в промежутке между главным и правым» алтарями (ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300). Вероятно, в 1-й пол. 80-х гг. XIX в. были обретены нетленные мощи преподобного, о чем свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в письме от 20 июля 1886 г.: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению» (Собр. писем прп. Амвросия, старца Оптинского. Козельск, 1997. С. 97-98).

Почитался и колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца Зосимы. Сначала над ним стояла каменная часовня, а после расширения храма пришлось устроить специальный выход к колодцу под юго-зап. углом стены Троицкого храма. На месте подвигов прп. Зосимы у его лесной кельи находился т. н. Отчин колодец, вода из которого, по свидетельству 1856 г., считалась целебной (РГБ ОР. Ф. 213. К. 60. Д. 2. Л. 26 об.- 27). Все паломники, приезжавшие в З. п., посещали Отчин колодец и умывались водой из него.

Согласно описи церковного и ризничного имущества от 10 дек. 1857 г. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 642. Д. 66), в З. п. хранились перламутровый Иерусалимский крест, пожертвованный митр. Филаретом, и 2 «древние» иконы. В Троицком храме почиталась Казанская икона Божией Матери, украшенная серебряным вызолоченным венцом «со стразовою короною, одежда, шитая золотом и мелким жемчугом. Одежда на Превечном Младенце вся шита мелким жемчугом, корона из мелких разноцветных недорогих камней». В Одигитриевской ц. хранилась чтимая Смоленская икона Божией Матери «в серебряной вызолоченной ризе, с двумя стразовыми звездами» - возможно, тот чудотворный образ, к-рый отдала в мон-рь Е. П. Арсеньева. К сер. XIX в. в храмах и ризнице находилось еще 29 икон в серебряных вызолоченных ризах и серебряных позлащенных окладах, из них 4 «древние», 4 в серебряных позлащенных рамах, 3 в медных посеребренных ризах, 1 писанная на финифти. В центральном алтаре Троицкого собора перед распятием находилось маленькое серебряное вызолоченное паникадило «о шести шандалах».

В ризнице хранились 6 Евангелий, в т. ч. 4 «обложенных вокруг малиновым бархатом, на верхней деке оклад серебряный вызолоченный, чеканной работы; на нем 5 финифтяных изображений, осыпанных стразами; серебряные вызолоченные две застежки»; 6 серебряных вызолоченных крестов; 6 наборов священнослужебных серебряных вызолоченных сосудов, а также потир, дискос, звездица, лжица и 2 блюдца; 6 ковшичков серебряных вызолоченных; 3 серебряные вызолоченные дарохранительницы чеканной работы; 2 серебряных кадила с цепочками; 7 парчовых и бархатных риз, 7 парчовых и бархатных епитрахилей; 8 посеребренных медных тарелок; медный высеребренный сосуд для благословения хлебов; 2 медные высеребренные водосвятные чаши. К 1857 г. в книгохранилище насчитывалось 212 книг различного содержания, в т. ч. 69 изданных до 1833 г. (возможно, они были приобретены при жизни прп. Зосимы, в т. ч. 4 книги, изданные в XVII в., и 25 книг - в XVIII в.).

Благотворители

Первой благодетельницей общины стала надворная советница Бахметева. Московский купец С. Л. Лепёшкин обеспечивал сестер всем необходимым, участвовал в выкупе земли для устройства обители. В сент. 1839 г. предоставил им для сдачи в аренду 2 лавки в Москве, которые приносили доход до 1 тыс. р. серебром, положил на содержание насельниц «навечно» в Московский опекунский совет 15 тыс. р. ассигнациями (с той же целью московская купчиха вдова М. В. Пахомова положила 10 тыс. р. ассигнациями). Лепёшкин вел в монастыре каменное строительство, купил в пользу обители огороды близ Москвы, к-рые ежегодно приносили определенный доход. По его завещанию обитель получила билет Сохранной казны в 10 тыс. р. серебром в пользу сестер. Сын Лепёшкина В. С. Лепёшкин в 1861 г. завещал мон-рю 5 тыс. р. серебром, др. сын, Д. С. Лепёшкин, в 1892 г. завещал 13 тыс. р. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 5. Д. 295. Л. 123; то же: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 676. Д. 371). Благодетельствовали пустыни и московские купцы Самгины, а также груз. князья из рода Багратионов, наличие их имен в числе благотворителей ускорило оформление некоторых документов обители.

Материальное положение

Земля, пожертвованная Бахметевой в пользу сестер, 23 авг. 1827 г. была оформлена в виде купчей на имена «капитанских дочерей Варвары и Матроны Ильиных Верховских» (9 дес. с лесом), а в июле-сент. 1839 г.- на имя груз. царевны Тамары (16 дес.). В янв. 1840 г. царевна Тамара и «из дворян девицы Варвара и Матрена Ильины Верховские» полученные ими от Бахметевой 25 дес. земли с лесом «предоставили навсегда Одигитриевской Троицкой церкви, с тем чтобы оною землею и лесом пользовались поселившиеся при Троицкой церкви лица женского пола, составляющие богоугодное общежительное заведение» (Там же. Оп. 624. Д. 33. Л. 2, 4, 1).

Земельные владения (всего 35 дес.) З. п. прошли межевание 17 авг. 1863 г. (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 248. Д. Ш-14с). В сент. 1862 г. указом Синода мон-рю отводилось также более 151 дес. из казенной дачи Карцевой от соседней дер. Кузнецово. С севера от монастыря располагался участок леса, выкупленный в 1863 г. специально для обители коллежским асессором И. И. Верховским,- ок. 24 дес. строевого и дровяного леса. В 1867 г. владельцы сельца Голохвастова пожертвовали З. п. свыше 81 дес. земли со строениями. Почти все земли вокруг мон-ря выкупила у наследников Бахметевой и подарила мон-рю Е. Д. Бантыш-Каменская: 47 дес.- в 1883 г. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 667. Д. 152) и более 110 дес.- в 1888 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 169. Д. 1212). В том же году монастырь получил в дар 166 дес. земли от подольской купчихи Н. А. Ломтевой, в 1889 г.- 62 дес. от верейского купца П. В. Стрепихеева, в 1894 г.- более 38 дес., смежных с землей мон-ря, от Д. Ф. Самарина. Последний участок из наследства Бахметевой, 64 дес. леса около бывшей кельи старца Зосимы, пожертвовали в 1912 г. дочери тайного советника А. В. и Н. В. Булыгины.

В 1900 г. у З. п. было 580 дес. (пахотной 14, лесной 516, луговой 50), в 1908 г.- 618, в 1911 г.- 729 дес. К янв. 1912 г. мон-рь имел 500 дес. только леса в различных местах. В 1917 г. всех земельных угодий было 778 дес. 1043 кв. саж.; из них пашни - ок. 26 дес., леса - 577, сенокоса - ок. 162 дес.

Первое подворье З. п. в Москве было организовано на участке земли с постройками по ул. Плющихе, пожертвованном в 1888-1889 гг. почетной гражданкой В. Я. Лепёшкиной (Там же. Д. 1294). В 1913 г. подворье было расширено за счет соседнего участка, купленного мон-рем у дворянки А. Ф. Чижевской. Общая площадь подворья на Плющихе составляла ок. 66 кв. саж. земли с 8 жилыми доходными домами. В 1914 г. З. п. получила по завещанию крестьянки вдовы Е. И. Глазовой др. подворье в Москве - на Бутырках. В 1915 г. подворье было продано, с тем чтобы «1000 руб. положить в банк на вечное поминовение Евдокии Глазовой со сродники по ее завещанию, а 5571 руб. 60 коп. употребить на покупку хлеба за наличный расчет»,- шли трудные военные годы (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 698. Д. 451; Оп. 701. Д. 357). В 1904 г. почетный гражданин Москвы В. А. Бахрушин передал З. п. «амбар с землею под ним» в Москве, в Ст. Гостином дворе, на углу ул. Ильинки и Хрустального пер. (Там же. Оп. 689. Д. 155).

В 1888 г. капитал мон-ря на сумму 51 977 р. был обращен в гос. непрерывно-доходные 4-процентные билеты. Из этой суммы в пользу сестер было положено серебром 44 197 р., остальные 7780 р.- на священнослужителей. Кроме того, процентные бумаги были вложены на поминовение вкладчиков гос. 5-процентными билетами выпуска 1860 г.- на сумму 33 950 р., 1861 г.- на сумму серебром 1750 р., 1869 и 1876 гг.- на сумму серебром 500 р., 1881 г.- на сумму серебром 6 тыс. р. Облигации Восточного займа 1876 и 1887 гг.- на сумму 2,8 тыс. р. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 5. Д. 260. Л. 24, 35-36). В 1910 г. страховая сумма всех строений мон-ря составляла 114,3 тыс. р., а вместе с первым московским подворьем - 141,3 тыс. р. (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 875. Л. 64-89).

В 1870 г. общий годовой доход от процентов с билетов, положенных на вечное поминовение, от сдаваемой лавки в Москве и от огородной земли составил 3713 р. (ЦГИАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 15. Л. 2). В июне 1917 г. полугодовой доход только от недвижимого имущества насчитывал 9588 р., в т. ч. доходы от огородной земли - 1,4 тыс. р., от амбара на Ильинке - 3518 р., от подворья в Москве - 4670 р. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 757. Д. 3638. Л. 66).

При З. п. был устроен «песцовый завод, начало которому положили несколько песцов, вывезенных из Сибири с благословения блаженного старца Зосимы. Пух, собираемый дважды в год и употребляемый на вязание перчаток, косынок, шарфов и прочее, составлял для монастыря доходную статью, принося ему ежегодно рублей 600 и более».

1919-1995 гг.

К нач. 1919 г. в З. п. существовала «трудовая община» (ЦГАМО. Ф. 689. Д. 27. Л. 16), к-рой 31 янв. 1920 г. предлагалось «выработать устав, представив таковой со списком входящих в трудовую общину в уездный отдел на утверждение для регистрации». В списке указывалось 206 насельниц бывш. мон-ря, 18 беженок и 9 членов семейств священников (ЦГАМО. Ф. 690. Оп. 1. Д. 7. Л. 26-29). 26 окт. 1920 г. председательницей артели была выбрана игум. Афанасия (Лепёшкина), сохранившая монашеский строй жизни среди сестер - сотрудниц артели.

Зосимова пустынь. Фотография. 2004 г.

Зосимова пустынь. Фотография. 2004 г.


Зосимова пустынь. Фотография. 2004 г.

В описи имущества 1920 г. и в формулярном списке имущества, составленном в марте 1921 г., за артелью числились все монастырские постройки (Там же. Л. 63-64; Ф. 4997. Оп. 1. Д. 717. Л. 1-15). Однако вслед. топливного кризиса 1921 г. в лесах Рудневской вол. работали отряды Москвотопа (подразделения по заготовке топлива для Москвы), и все 2-этажные корпуса З. п. были заняты рабочими Москвотопа. «Утеснение членов артели лежало за пределами санитарных норм» (Там же. Д. 1367. Л. 24-27). После выезда рабочих Москвотопа кирпичные корпуса монастыря были переданы Инвалидному дому № 9. В 1920 г. артель обрабатывала 10,5 дес. земли, в 1921 г.- 22 дес. Во время кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей из храмов З. п. было вывезено 3 пуда 35 фунтов 47 золотников серебра, что составляло треть всего серебра, изъятого в Наро-Фоминском р-не.

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела отмечал: «В политическом отношении с/х артель Зосимова пустынь представляет из себя религиозную общину, состоящую почти из монашенок, выходцев из крестьянского сословия различных губерний, объединенных между собой на почве религиозных предрассудков, с самобытным укладом монастырской жизни и со строго централизованным управлением» (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19).

Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц.Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

Сщмч. Михаил Виноградов служил в З. п. до 1930 г., затем в Знаменской ц. дер. Лисинцево Наро-Фоминского р-на. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Алма-Ату, скончался 31 мая 1932 г. Сщмч. Димитрий Розанов, служивший в З. п. с 1914 г. сначала как сверхштатный, а с 1915 г. как штатный священник, состоял «секретарем» религиозного об-ва, к-рое было зарегистрировано 22 марта 1924 г. при храмах бывш. мон-ря. В 1929 г., когда артель была окончательно ликвидирована, о. Димитрий служил в еще не закрытом Троицком храме. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Казахстан, по возвращении после 1935 г. служил в Скорбященском храме с. Фёдоровского Волоколамского р-на, с февр. 1937 г.- в церкви дер. Нововасильевское Лотошинского р-на. В сент. того же года снова арестован, расстрелян 9 окт. на Бутовском полигоне.

С 1929 г. территорию З. п. занимал Инвалидный дом № 9. В 1933 г. в Троицком храме устроили клуб, в колокольне - водонапорную башню и склад, в 1945 г. Одигитриевский храм был окончательно разрушен. Во время Великой Отечественной войны бывш. обитель служила госпиталем для раненых летчиков с соседнего аэродрома в Сотникове, а после 1945 г. в одном из корпусов размещены инвалиды войны. С 1968 г. на территории З. п. располагался пионерский лагерь Московского метрополитена. 14 янв. 1982 г. постройки З. п. были включены в «Список памятников архитектуры, выявленных в 1982 г.» как «интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса сер. XIX - нач. XX в.». По инициативе общественности Управление Московского метрополитена 22 сент. 1995 г. подписало охранные обязательства (№ 42-95) перед Комитетом по культуре РФ по памятнику истории и культуры «Зосимова пустынь».

1996-2009 гг.

Колокольня с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. 1857 г. Фотография. 2005 г.

Колокольня с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. 1857 г. Фотография. 2005 г.


Колокольня с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. 1857 г. Фотография. 2005 г.

По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) с мая 1996 г. в З. п. благочинный епархиальных мон-рей прот. А. Сложеникин служил молебны, на к-рые собирались более 100 чел. из окрестных селений и Москвы. Указом митр. Ювеналия от 27 авг. 1999 г. на территории З. п. было учреждено подворье московского Новодевичьего мон-ря, настоятельницей назначена мон. Елена (Конькова).

7 марта 2000 г. решением Свящ. Синода З. п. была открыта как самостоятельный монастырь, настоятельницей стала мон. Елена (Конькова). 25 апр. того же года был подписан окончательный вариант Постановления правительства Москвы о передаче Московской епархии РПЦ комплекса монастырских зданий. Отреставрирована колокольня с Предтеченской ц., восстанавливаются Троицкий храм, кирпичная ограда. Сестры проживают в кирпичном 2-этажном корпусе. Заведено хозяйство.

25 дек. 1999 г. в З. п. были проведены предварительные работы по определению местонахождения могилы прп. Зосимы. В правой части центрального алтаря у стены под полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в к-ром находился белокаменный саркофаг, но мощи прп. Зосимы не обнаружены. Восстановлены склепы с захоронениями игум. Веры и схим. Маргариты под полом юж. придела Троицкого храма. Расчищен св. колодец под юго-зап. углом Троицкого храма. Восстановлен Отчин колодец, к к-рому с 2006 г. 23 июля или в ближайшее воскресенье из мон-ря совершается крестный ход. Устраивается крестный ход 9 авг., в предпразднство иконы Божией Матери «Одигитрия», из Кузнецова от поклонного креста (поставленного на месте бывш. часовни) к мон-рю. В З. п. хранятся письма-автографы прп. Зосимы и его учениц, рисунки-портреты старца с натуры, сохраненные схим. Игнатией (Пузик). Среди чтимых святынь - праздничные иконы обители - Св. Троицы на срезе Мамврийского дуба и Божией Матери «Одигитрия» (1834).

6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода на должность начальницы пустыни была назначена мон. Фаина (Кулешова; с 16 окт. игумения).

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 59. Д. 1. Л. 486; К. 60. Д. 1. Л. 305; Ф. 817. К. 69. Д. 40. Л. 19; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-37123; Д. П-37222. Л. 29-30, 68; РГИА. Ф. 796. Оп. 144. Д. 1070; Оп. 169. Д. 1339; Оп. 183. Д. 329. Л. 1-2; Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 85; Ф. 1192. Оп. 4. Д. 4. Л. 67; Оп. 5. Д. 244. Л. 189; Д. 307. Л. 116; ЦГИАМ. Ф. 54. Оп. 160. Д. 88. 1906 г.; Оп. 163. Д. 2. Л. 70-72, 131-141. 1909 г.; Оп. 169. Д. 20. 1915 г.; Ф. 203. Оп. 543. Д. 36. Л. 47; Оп. 259. Д. 36; Оп. 624. Д. 33. Л. 2-6, 28-29, 31, 42; Оп. 639. Д. 11; Оп. 640. Д. 153; Оп. 642. Д. 66. Л. 23; Оп. 645. Д. 124; Оп. 646. Д. 139; Оп. 674. Д. 103; Оп. 678. Д. 149; Оп. 697. Д. 395. Л. 1, 12; Д. 400; Оп. 744. Д. 2123. Л. 45-47; Оп. 746. Д. 957. Л. 137-138; Оп. 757. Д. 3429. Л. 17; Д. 3096. Л. 37-50; Оп. 763. Д. 16. Л. 2, 10; Оп. 780. Д. 493. Л. 95, 102-103; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 316. Л. 4; Ф. 689. Оп. 1. Д. 86. Л. 13; Ф. 718. Оп. 1. Д. 257. Л. 13-14; Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 48-50, 275; Ф. 4570. Оп. 1. Д. 135. Л. 146-165.

Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп. // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития // Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения / ТСЛ. Серг. П., 2006.

Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. / Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст. // ЖМП. 1994. № 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст. // Моск. журнал. 1997. № 3. С. 39-47; 2001. № 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных) // Там же. 1998. № 7. С. 50-57; № 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью // От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст. // Рус. паломник. 2000. № 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм // Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст. // Московские ЕВ. 2006. № 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь» // Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

Мон. Зосима (Верховская)


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»