- ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ
Архиеп. Иаков из Варацце. Фрагмент композиции «Распятие». Роспись капеллы Палаццо Тринчи в Фолиньо, Италия. 1421-1424 гг. Худож. О. Нелли
Архиеп. Иаков из Варацце. Фрагмент композиции «Распятие». Роспись капеллы Палаццо Тринчи в Фолиньо, Италия. 1421-1424 гг. Худож. О. Нелли [Ворагинский, из Ворагина; лат. Jacobus de Varagine, Jacobus de Voragine; итал. Giacomo da Varazze, Jacopo da Varazze, Jacopo de Voragine] (ок. 1226 или 1230, Варацце, близ Генуи - в ночь с 13 на 14.07.1298, Генуя), блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), архиеп. Генуэзский, доминиканец, агиограф, церковный историк. Сведения о жизни И. из В. можно почерпнуть из написанной им незадолго до смерти «Хроники города Генуи» (1295/96-1298). Это жанрово неоднородное сочинение с элементами панегирика, всемирной хроники и городской истории завершается сжатой автобиографией и описанием событий в Генуе во время предстоятельства И. из В. С большей осторожностью следует принимать на веру сведения о нем из сочинений доминиканских историков и биографов XV в. Самый ранний достоверно установленный факт из жизни И. из В.- вступление в орден доминиканцев в 1244 г. О его обучении, проповеднической деятельности и карьере в ордене известно немного. По нек-рым данным, он преподавал богословие в доминиканских школах Сев. Италии, к 60-м гг. XIII в. приобрел репутацию талантливого проповедника. Сведения позднейших биографов об обучении И. из В. в Париже и Болонье не находят подтверждения в ранних источниках. К 1267 г. он, вероятно, уже занимал высокое положение в ордене, на генеральном капитуле в Болонье был избран провинциалом Ломбардии (до 1286 с перерывом в 1277-1281). В 1283-1285 гг. был регентом ордена доминиканцев. Оказался вовлечен в конфликт, связанный с новым генеральным магистром Мунио де Самора (1285-1291). Историки расходятся в оценке событий, повлекших за собой отставку магистра (1290). Среди причин отставки называют испан. происхождение и происпан. политику Мунио де Саморы, недовольство Римского папы францисканца Николая IV (1288-1292) ростом влияния ордена братьев-проповедников, строгость и ригоризм магистра, к-рые враждебно настроили против него членов ордена и папской курии, а также сомнительный моральный облик магистра. И. из В. был одним из эмиссаров, доставивших на генеральный капитул в Ферраре (1290) требование папы к Мунио де Саморе сложить с себя полномочия. Капитул признал, что генеральный магистр соответствует своей должности. И. из В. передал отрицательный ответ в папскую курию (часть эмиссаров отказалась сделать это) и подписал петицию в защиту главы доминиканского ордена. По данным поздних биографов, за поддержку опального магистра на И. из В. было совершено покушение: его пытались утопить в колодце. Однако папа Николай IV покровительствовал И. из В. и после упомянутых событий.В 1286 г. папа Гонорий IV послал И. из В. в качестве эмиссара в Геную с заданием вернуть город, раздираемый борьбой между партиями гвельфов (Рампини) и гибеллинов (Маскарати), под контроль Папского престола. Генуя была отлучена от Церкви после того, как город оказал поддержку арагонской части бывш. Королевства обеих Сицилий (папы Мартин IV и Гонорий IV не признали арагонских королей Сицилии и предоставили военную и политическую помощь Карлу Анжуйскому). В том же году И. из В. был избран новым архиепископом Генуи, однако отказался от должности. В течение 2 лет кафедра оставалась вакантной, а в 1288 г. ее занял латинский патриарх Антиохии (после захвата Антиохии мамлюками в 1268 находился в изгнании) Обиццо Фьески, после смерти которого в 1292 г. И. из В. был рукоположен во архиепископа Генуи.
Святые Киприан и Иустина. Миниатюра из «Золотой легенды» Иаков из Варацце. XV в. (Paris. fr. 245. Fol. 109)
Святые Киприан и Иустина. Миниатюра из «Золотой легенды» Иаков из Варацце. XV в. (Paris. fr. 245. Fol. 109)О своей религ. и политико-адм. деятельности в 1292-1297 гг. И. из В. упоминает в «Хронике города Генуи». Он созвал Собор, на к-ром была подтверждена подлинность мощей св. Сира, одного из первых епископов Генуи (IV в.), реорганизовал управление архиеп-ством, добился заключения гражданского мира между генуэзскими гвельфами и гибеллинами (зимой 1294/95 состоялось офиц. примирение враждующих городских группировок, однако уже к кон. года столкновения возобновились). Из-за беспорядков вспыхнул пожар в соборе св. Лаврентия, на ремонт к-рого И. из В. получил деньги из Римской курии (июнь 1296). Одновременно в течение неск. месяцев архиепископ вел переговоры о продлении перемирия с Венецией и с этой целью в апр. 1295 г. прибыл в Римскую курию.
И. из В. был похоронен в Генуе, сначала в доминиканском мон-ре в ц. Сан-Доменико, а в кон. XVIII в. перезахоронен в ц. Санта-Мария ди Кастелло. Папа Пий VII беатифицировал И. из В. в 1816 г. В 1974 г. мощи И. из В. перенесены в Варацце, с того времени они хранятся в ц. Сан-Доменико.
Сочинения
И. из В. перечислены в «Хронике города Генуи»: «Легенды о святых» (Legendae Sanctorum), более известные как «Золотая легенда» (Legenda Aurea), 3 сборника проповедей: о всех святых (Sermones de omnibus sanctis et festis; сохр. более 300 рукописей), о воскресных евангельских чтениях (Sermones de omnibus evangeliis domenicalibus; сохр. более 350 рукописей), о евангельских чтениях Великого поста (Sermones quadragesimales; сохр. ок. 300 рукописей), а также «Книга о Пресв. Богородице» (Liber Marialis; сохр. ок. 70 рукописей) и «Хроника города Генуи от основания города до 1297 г.» (Chronica civitatis Ianuensis ab origine urbis usque ad annum MCCXCVII; сохр. 44 рукописи). Исследователи дополняют этот список рядом агиографических сочинений, о которых И. из В. не упоминает. Речь идет о св. местах и покровителях Генуэзского архиеп-ства (Житие св. Сира Генуэзского, повествование о перенесении мощей Иоанна Крестителя в Геную, история мощей, хранящихся в мон-ре святых Филиппа и Иакова в Генуе, и др.).
С 60-х гг. XIII в. И. из В. работал над «Золотой легендой», сборником житий святых и праздничных чтений, расположенных согласно литургическому календарю. По окончании 1-й редакции (1267) автор неоднократно перерабатывал текст. Изначально задуманное как справочник для проповедников, в ходе редактирования сочинение все более превращалось в книгу для благочестивого чтения образованными людьми. В работе с агиографическим материалом автор отдавал предпочтение древним святым, особенно ранним христ. мученикам, настороженно относясь к святым из мирян, государям и святым каролингской эпохи, к-рых порицал за близость к светской власти. В «Золотой легенде» И. из В. дал неск. архаизированную трактовку святости, на к-рую почти не оказали влияния духовные идеалы нищенствующих орденов.
«Золотая легенда» И. из В.- самый известный пример «легендария нового типа» (legenda nova), жанра агиографических сборников, появившегося в 30-40-х гг. XIII в. и рассчитанного на нужды нищенствующих монашеских орденов. Такие легендарии являлись стандартизированными, внутренне целостными компендиумами сокращенных житий наиболее популярных святых, их можно назвать занимательными агиографическими справочниками. Совместив церковный календарь, литургический легендарий и произведения биографического жанра, подобные сборники стали своего рода энциклопедией Свящ. истории и богословия. Мн. подобные компиляции вышли из-под пера членов доминиканского ордена, к-рые стремились не только приспособить легендарии для нужд странствующих проповедников, но и содействовать процессам консолидации и романизации католич. Церкви в XIII в.
Сохранившись в 1042 рукописях и послужив источником для создания иконографических образов святых, а также фольклорных мотивов, объект многочисленных переводов на народные языки, переложений и подражаний - «Золотая легенда» оказалась в ряду самых читаемых сочинений средневек. Европы. И. из В. переработал агиографический материал в «сумму, достигающую хрупкого равновесия между доктринальной и нарративной составляющей, народной религиозностью и ортодоксальностью, традицией и новаторством, провиденциальным оптимизмом и эсхатологической тревогой» (Boureau. 1984. P. 253-254). Пик популярности «Золотой легенды» приходится на XIV-XV вв., когда она, по статистике, встречается в рукописях в 40 раз чаще, чем аналогичные легендарии Жана де Майи (кон. 30-х гг. XIII в.) и Варфоломея Трентского (1245).
В отличие от средневек. аудитории гуманисты, эрудиты и исследователи Нового времени отнеслись к «Золотой легенде» с долей скептицизма (Reames. 1985. P. 27-71). Крылатым стало выражение Хуана Луиса Вивеса о И. из В. как о человеке, у которого «железные уста и свинец вместо сердца». В кон. XIX в. началась «реабилитация» «Золотой легенды», к-рой больше не ставили в вину художественный вымысел и стереотипность, считая ее «поэтическую правду» выражением «средневекового духа» (И. Делеэ). С 80-х гг. XX в. наметился рост научного интереса к «Золотой легенде», она стала объектом текстологических и структурно-антропологических исследований как целостный текст, появившийся в конкретном историческом контексте.
Соч.: Legenda aurea vulgo historia Lombardica dicta / Ed. J. G. Th. Graesse. Dresden, 1846; Legenda aurea: Con le miniature del codice Ambrosiano C 240 inf. / Ed. critica a cura di G. P. Maggioni. Firenze; Mil., 20073. 2 vol.; Sermones omnes. Antverpiae, 1709-1712. 6 t.; Sermones Quadragesimales / Ed. critica a cura di G. P. Maggioni. Florence, 2005; Sermones de sanctis / Ed. critica a cura di G. P. Maggioni. Florence [в печати]; Mariale aureo / Versione ital., introd. e dizionario di V. Ferrua. Bologna, 2006; Chronica Civitatis Ianuensis // Rerum Italicarum Scriptores / Ed. L. A. Muratorius. Mediolani, 1726. T. 9. P. 5-56; Cronaca della città di Genova dalle origini al 1297 / Trad. di S. Bertini Guidetti. Genova, 1995; Iacopo da Varagine e la sua cronaca di Genova dalle origini al MCCXCVII / Ed. G. Monleone. R., 1941. 3 vol.; Leggenda e inni di san Siro vescovo di Genova // Atti della Società ligure di storia patria. Genova, 1874. Vol. 10. P. 357-383; Due opuscoli di Jacopo da Varagine / Ed. a cura di A. Vigna e L. T. Belgrano // Ibid. P. 465-491.
Ист.: Regesta Pontificum Romanorum / Ed. A. Potthast. B., 1875. T. 2. N 24635. P. 1971; Les registres de Nicolas IV / Ed. E. Langlois. P., 1886. Vol. 1. N 76. P. 13-14; N 142. P. 23; Litterae Encyclicae Magistrorum Generalium ordinis Praedicatorum ab anno 1233 usque ad annum 1376 / Ed. B. M. Reichert. R.; Stuttg.; W., 1900. P. 148-156. (MOFPH; 5); Puncuh D. Liber privilegiorum Ecclesiae Ianuensis. Genova, 1962. N 124. P. 185-186; N 194-195. P. 294-295.
Библиогр.: Pellechet M. Jacques de Voragine: Liste des éditions de ses ouvrages, publiés au XVe siècle // Rev. des bibliothèque. P., 1895. Année 5. P. 89-98; Potthast A. Wegweiser durch die Geschichtswerke des europäischen Mittelalters bis 1500. B., 18962. Bd. 1. S. 634-635 [о ранних изд.]; Kaeppeli Th., Panella E. Scriptores Ordinis Fratrum Praedicatorum. R., 1975. Vol. 2. P. 348-369; 1993. Vol. 4. P. 139-141; Jacques de Voragine. La Légende dorée: Éd. crit., dans la revision de 1476 par J. Batailier, d'après la trad. de J. de Vignay (1333-1348) de la Legenda aurea (c. 1261-1266) / Ed. B. Dunn-Lardeau. P., 1997. P. 1515-1557.
Лит.: Carmarino U. M. Giacomo da Varazze // BiblSS. Vol. 6. Col. 422-425; Boureau A. Le prêcheur et les marchands: Ordre divin et désordres du siècle dans la «Chronique de Gênes» de Jacques de Voragine (1297) // Médiévales. Saint-Denis, 1983. Vol. 4. P. 102-122; idem. La Légende dorée: Le système narratif de Jacques de Voragine (Ɨ 1298). P., 1984; Reames J. S. The «Legenda aurea»: A Reexamination of its Paradoxical History. Madison (Wisc.), 1985; «Legenda Aurea»: Sept siècles de diffusion: Actes du colloque sur la «Legenda aurea», texte latin et branches vernaculaires (Montréal, 11-12 mai 1983) / Ed. B. Dunn-Lardeau. Montréal; P., 1986; Jacopo da Varazze: Atti del I Conv. di Studi (Varazze, 13-14 apr. 1985) / Ed. G. Farris, B. T. Delfino. Cogoleto, 1987; Fleith B. Studien zur Überlieferungsgeschichte der lateinischen «Legenda aurea». Brux., 1991; eadem. Die «Legenda aurea» und ihre dominikanischen Bruderlegendare: Aspekte der Quellenverhältnisse apokryphen Gedankenguts // Apocrypha. Turnhout, 1996. T. 7. P. 167-191; eadem. The Patristic Sources of the «Legenda aurea»: A Research Report // The Receptions of the Church Fathers in the West / Ed. I. Backus. Leiden; N. Y.; Köln, 1997. Vol. 1. P. 231-287; Rhein R. Die «Legenda Aurea» des Jacobus de Voragine: Die Entfaltung von Heiligkeit in «Historia» und «Doctrina». Köln; Weimar; W., 1995; Ricerche sulla composizione e sulla trasmissione della «Legenda aurea»: Actes du colloque intern. de Perpignan / Ed. G. P. Maggioni. Spoleto, 1995; Bertini Guidetti S. Fonti e tecniche di compilazione nella «Chronica civitatis Ianuensis» di Iacopo da Varagine // Gli umanesimi medievali: Atti del Congr. di Firenze, 11-13 sett. 1993. Firenze, 1998. P. 17-36; eadem. I «Sermones» di Iacopo da Varazze: Il potere delle immagini nel Duecento. Firenze, 1998; eadem. Potere e propaganda a Genova nel Duecento. Genova, 1998; La «Légende dorée» de Jacques de Voragine: Le livre qui fascinait le Moyen Age / Ed. B. Fleith et al. Gen., 1998; Il Paradiso e la terra: Iacopo da Varazze e il suo tempo: Atti del Conv. Intern., Varazze, 24-26 sett. 1998 / A cura di S. Bertini Guidetti. Firenze, 2001; De la saintété à l'hagiographie: Genèse et usage de la «Légende dorée» / Ed. B. Fleith, F. Morenzoni. Gen., 2001; Di Pietro Lombardi P., Ricci M., Venturi Barbolini A. R. «Legenda aurea»: Iconografia religiosa nelle miniature della Biblioteca estense universitaria. Modena, 2001; Maggioni G. P. La trasmissione dei leggendari abbreviati del XIII sec. // Filologia Mediolatina. Spoleto, 2002. Vol. 9. P. 87-107.
В. С. Ярных
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.