ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ

ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ

(XII в.?), визант. мон. Биография его неизвестна. Коккиновафский мон-рь Пресв. Богородицы, где подвизался И. К., по мнению К. Сторнайоло, находился в Вифинии (аргументов в пользу такой локализации он не приводит). И. К. является составителем сборника из 6 гомилий о житии Богородицы, к-рый сохранился в 2 богато иллюстрированных списках 2-й четв. XII в. (Vat. gr. 1162 и Paris gr. 1208). Согласно колофону, работа над сборником велась в К-поле. Возможно, И. К. составил также сборник из 44 писем по догматическим и нравственным вопросам (Paris. gr. 3039), адресованных супруге севастократора Андроника (Ɨ 1143) Ирине. Основанием для атрибуции служит сходная манера компиляции источников (предмет дискуссии см.: Кирпичников. 1892).

Гомилии И. К.

Святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, мон. Иаков Коккиновафский. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккинофарского. 2-я четв. XII в. (Paris. gr. Fol. 1v)

Святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, мон. Иаков Коккиновафский. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккинофарского. 2-я четв. XII в. (Paris. gr. Fol. 1v)


Святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, мон. Иаков Коккиновафский. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккинофарского. 2-я четв. XII в. (Paris. gr. Fol. 1v)

Первая гомилия посвящена Зачатию Пресв. Богородицы, 2-я - Рождеству, 3-я - Введению во храм, 4-я - Обручению, 5-я - Благовещению и 6-я - испытанию водой обличения. Такая последовательность не соответствует церковному календарю; события, избранные темами 4-й и 6-й гомилий, не являются церковными праздниками. Исследователи делают вывод, что гомилии И. К. создавались не как церковные проповеди, а как Житие Пресв. Богородицы, разделенное на 6 глав и доведенное до центрального события Ее жизни - Рождества Иисуса Христа. Повествование оформлено в виде длинных речей и молитвословий. В его основу были положены апокрифическое Иакова Протоевангелие и 6 гомилий на Зачатие и Введение во храм Пресв. Богородицы Георгия, еп. Никомидийского (IX в.); в меньшей степени использованы сочинения святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста.

Благоговение перед святоотеческой традицией И. К. выражено в 1-й миниатюре, сохранившейся в парижском списке (Paris. gr. 1208. Fol. 1v). Здесь представлены двойной «портрет» И. К. и образы святителей Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Первый из них держит И. К. за руку, перед 2-м он преклоняет колени. При этом оба святителя указывают на стоящие перед ними пюпитры с кодексами, раскрытыми соответственно на начальных словах Евангелия от Матфея и Песни Песней.

Ватиканский экземпляр сборника превосходит парижский размером (330×221 против 230×165 мм), числом миниатюр и тщательностью их исполнения. Большинство писавших о гомилиях И. К. (Ш. Ж. Лабарт, Ш. Р. де Флёри, Н. П. Кондаков, В. Н. Лазарев, И. Хуттер) полагали, что ватиканский список более ранний, чем парижский. Лазарев отнес создание парижской рукописи ко 2-й пол. XII в. Хуттер в 1970 г. датировала парижский вариант 3-й четв. XII в., однако в более поздней работе (1991) она не повторила эту дату, отметив только существующий между рукописями «определенный временной промежуток».

Общепринятая датировка гомилий 2-й четв. XII в. основана гл. обр. на стиле миниатюр, аналогии к-рому составляют: миниатюры из Евангелия 1128 г. (Vat. Urb. gr. 2) - наиболее близкие, вероятно выполненные тем же художником; из Евангелия 1133 г. (Ludwig II 4 - музей Дж. П. Гетти, Малибу, США). Предполагаемое общение мон. Иакова с севастократориссой Ириной (нач. 50-х гг. XII в.) также свидетельствует в пользу датировки гомилий 2-й четв. XII в.

В. Н. Лазарев, основываясь на стиле миниатюр парижской рукописи И. К., считал, что она была создана позднее, в подражание ватиканскому манускрипту. Дж. К. Андерсон датирует ватиканский список И. К. почти 10 годами позднее, чем парижский, учитывая, что рукопись из Ватикана имеет больший формат, 3 дополнительные миниатюры, а также гораздо более богатую орнаментацию в начале каждой гомилии (Glory of Byzantium. 1997. Р. 107-109).

Чрезвычайное сходство ватиканского и парижского манускриптов в стиле и типологии образов позволило А. И. Кирпичникову и О. Вульфу предположить, что над созданием миниатюр трудился один и тот же мастер. По мнению С. Мередит и Дж. Андерсон, первоначальным списком гомилий И. К. был парижский, созданный, вероятно, в 30-х гг. XII в., а ватиканский список - ближе к сер. XII в. Создание миниатюр в обоих манускриптах они приписывают также одному художнику. В технике письма данных списков гомилий И. К. обнаруживается немало общих черт: крупный разреженный почерк без наклона, в к-ром много унциальных форм и заметна тенденция к контрастному противопоставлению прописных букв строчным, вытянутых - широким и т. п. Почерк сборника отличается от доминировавшего в XI в. ровного и гармоничного «жемчужного письма» и близок к др. дуктам XII в., с тяготением к нарочитым, манерным контрастам разных буквенных форм.

Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29)

Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29)


Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29)

Миниатюры в обоих списках гомилий И. К. многочисленны, расположены перед или после соответствующего им фрагмента текста. Количество проиллюстрированных эпизодов превышает число выделенных рамкой миниатюр, где может быть соединено неск. сцен. Зачастую иллюстрации уточняют пространную риторику текста, расставляют акценты, порой вносят новый смысл. Все это свидетельствует об активном участии автора текста в создании иконографической программы иллюстраций. Каждая из 6 гомилий начинается с новой тетради, ее предваряют пышная орнаментальная заставка и полностраничная миниатюра, к-рая занимает всю оборотную сторону последнего листа предшествующей тетради. Остальные миниатюры размещаются в тексте, неизменно совпадая с ним по ширине, но значительно варьируются по высоте. Все миниатюры написаны на золотом фоне и обрамлены простой красной линией. После каждой из миниатюр текст начинается с декоративного инициала, составленного чаще всего из растительных мотивов или фигурок зверей и птиц.

В устоявшуюся схему сюжета во мн. миниатюрах гомилий И. К. вводятся новые сценические элементы и персонажи. Напр., композиция «Рождество Богоматери» включает не только образ Анны на ложе и купание новорожденной, но и фигуры предводителей 12 колен Израилевых. Изображению соответствует пояснительная надпись: «Роды Анны и собрание глав родов Израиля» (Vat. gr. 1162. Fol. 29; Paris. gr. 1208. Fol. 38v).

Предполагается, что в основе иконографической программы гомилий мог лежать не дошедший до наших дней иллюстрированный список «Протоевангелия Иакова». Но далеко не все миниатюры представляют сцены из жизни Богоматери. Мн. ново- и ветхозаветные образы связаны с Ней лишь опосредованно, через различные толкования. Таковы, в частности, «Лествица Иакова» (Vat. gr. 1162. Fol. 22v; Paris. gr. 1208. Fol. 29v), «Неопалимая Купина» (Vat. gr. 1162. Fol. 54v; Paris. gr. 1208. Fol. 73v), «Ложе Соломоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 82v; Paris. gr. 1208. Fol. 109v), «Руно Гедеоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 110v; Paris. gr. 1208. Fol. 149v), «Скиния и процветший жезл Аарона» (Vat. gr. 1162. Fol. 133v; Paris. gr. 1208. Fol. 181v), предпосланные соответственно 2, 3, 4, 5 и 6-й гомилиям. В начале 1-й гомилии (и всего сборника) представлено изображение 5-купольной церкви, в интерьере к-рой воспроизведено «Вознесение», а над ним, в своде,- «Сошествие Cв. Духа на апостолов» (Vat. gr. 1162. Fol. 2v; Paris. gr. 1208. Fol. 3v). Тем самым на миниатюрах, как и в тексте гомилий И. К., жизнь Богоматери показана в контексте общечеловеческой истории и с т. зр. домостроительства спасения.

Стиль миниатюр гомилий представляет собой новаторское явление в визант. искусстве. Его главное отличие - повышенная экспрессия всех элементов. Колорит задуман как декоративное целое контрастных друг другу ярких, красочных пятен, напр. красного и синего. Эмоциональную выразительность усиливают пробела, ярко и динамично положенные на одежды. Краска, подобно эмали, ровно и плотно заполняет отведенное ей контуром место, что вместе с жестким ракурсом делает фигуры похожими на аппликации. Плоскостности изображений способствуют соотношения цветовых пятен, которые ритмично чередуются, складываясь в подобие динамичного узора. Многочисленные персонажи, предметы обстановки и детали архитектуры заполняют поле миниатюры сверху донизу, не оставляя свободного фона. Абрисы фигур, складки драпировок, узор черепицы на крыше и др. самые мелкие детали изображены в динамике. Герои миниатюр чрезвычайно взволнованны. Они напряженно переглядываются, активно жестикулируют: разводят руками, вскидывают их вверх, раскрывая ладони и выразительно складывая пальцы. Тем самым передается состояние потрясения или ликования, бурного переживания события.

Большинство ликов принадлежит к одному типу, для к-рого характерны широкие пропорции головы с густой курчавой шевелюрой, узкий лоб, небольшие округленные глаза, выступающий нос с «заглубленной» переносицей. Художник любит 3/4-ной поворот, создавая подчеркнуто выразительные лики с острыми, направленными в сторону взглядами.

Художественный язык миниатюр из гомилий И. К. отступает от классических норм и принципов. Жизнеподобие уступает место условности, спокойствие и гармония - напряженности и экспрессии. Плавность движений сменяется резкостью, иногда нарочитой односложностью; в трактовке цвета, светотени, состояния персонажей утрачиваются полутона и оттенки. Не имеющие благородства классического, комниновского образа миниатюры гомилий, со свойственным им тяготением к наивно-праздничной красочности, могут свидетельствовать о примитивизации вкусов в среде аристократии. В том же стиле, что и гомилии, оформлено частично или полностью свыше десятка манускриптов 2-й четв. XII в. (список см.: Овчарова. 2008). Со 2-й пол. XII в. стиль, представленный на миниатюрах гомилий И. К., становится ведущим в визант. искусстве.

Изд.: Jacobus Monachus. Orationes encomiasticae // PG. 127. Col. 544-700; Stornajolo C. Miniature delle Omilie di Giacomo Monaco (Cod. Vat. gr. 1162) e dell' Evangeliario greco Urbinate (Cod. Vat. Urb. Gr. 2). R., 1910; Omont H. A. Miniatures des Homélies sur la Vierge du moine Jacques (ms. Gr. 1208 de Paris) // Bull. de la Société française de reproduction de manuscripts à peintures. P., 1927. Vol. 11; Hutter I., Canart P. Das Marienhomiliar des Mönches Jakobos von Kokkinobaphos: Cod. Vat. gr. 1162. Zürich, 1991. 2 Bde.

Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876. С. 220-229; Fleury Ch. R., de. La sainte Vierge: Études archéologiques et iconographiques. P., 1878. Vol. 1. P. 419-437; Кирпичников А. И. Переписка монаха Иакова с императрицей // ЛетИФО. 1892. Т. 2. Визант. отд. 1. С. 255-280; он же. О письмах монаха Иакова: (Письмо к редактору) // ЖМНП. 1893. № 3. Отд. 2. С. 261-262; idem. Zur byzant. Miniaturmalerei // BZ. 1895. Bd. 4. S. 109-124; Васильевский В. Г. О севастократориссе Ирине: Заметка по поводу статьи А. И. Кирпичникова // ЖМНП. 1893. Т. 285. № 1. Отд. 2. С. 179-185; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 629; Hutter I. Die Homilien des Mönches Jakobos und ihre Illustrationen (Vat. gr. 1162 - Paris. gr. 1208): Diss. W., 1970. 2 Bde; Jeffers E. M. The Sevastokratorissa Eirene as Literary Patroness: The Monk Iakovos // JÖB. 1982. Bd. 32. S. 63-71; Anderson J. C. The Seraglio Octateuch and the Kokkinobaphos Master // DOP. 1982. Vol. 36. P. 83-114; idem. The Illustrated Sermons of James the Monk: their Dates, Order, and Place in the History of Byzant. Art // Viator. Berkeley, 1991. Vol. 22. P. 69-120; Buchthal H. A Greek New Testament Manuscript in the Escorial Library // Byzanz und der Westen: Stud. zur Kunst des Europäischen Mittelalters. W., 1984. S. 85-98; Spatharakis I. An Illuminated Greek Grammar Manuscript in Jerusalem // JÖB. 1985. Bd. 35. S. 231-244; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 91, 223. Табл. 253-255; Nelson R. S. Theoktistos and Associates in Twelfth-Century Constantinople: An Illustrated New Testament of A. D. 1133 // The J. P. Getty Museums Journal. Malibu (Calif.), 1987. Vol. 15. P. 53-78; Саминский А. Л. Мастерская груз. и греч. книги в К-поле XII - нач. XIII в. // Музей. М., 1989. Вып. 10. С. 184-216; Nelson R. S., Kazhdan A. James of Kokkinibaphos // ODB. Vol. 2. P. 1031; Овчарова О. В. Образ и стиль в миниатюрах круга Гомилий Иакова Коккиновафского // Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой / Отв. ред.: А. В. Захарова. М., 2008. С. 319-334.

О. В. Овчарова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ" в других словарях:

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия

  • ИОАКИМ И АННА — [греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы. И. и А., как и др. библейские праведники родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»