- ИГНАТИЙ СЛЕПОЙ
Иером. Игнатий Слепой. Фотография. 1-я четв. XX в.
Иером. Игнатий Слепой. Фотография. 1-я четв. XX в. [Игнатий Духовник; греч. ᾿Ιγνάτιος ὁ ᾿Αόμματος, ᾿Ιγνάτιος ὁ Πνευματικός] (1827, Серры, ныне Серес - 25.10.1927, Афон), иером., старец (в миру Иоанн). Отец Иоанна - болгарин, мать - гречанка. В 20 лет он тайно покинул родительский дом и удалился на Афон в Катунакии к старцу иером. Неофиту Кавсокаливиту (ученику старца Хаджи-Георгия), подвизавшемуся в каливе Успения Пресв. Богородицы. Иоанн принес с собой значительную сумму - 300 лир. Старец Игнатий, желая испытать Иоанна, сказал, что не примет его до тех пор, пока тот не раздаст все деньги бедным монахам и не принесет ему расписки этих иноков об их получении. Раздача 300 лир заняла 4 месяца: большинство монахов не хотели принимать от него денег, и Иоанн обошел весь Афон. Ему приходилось умолять иноков взять деньги, чтобы он скорее окончил свое послушание. Так он возненавидел свое богатство. Однако на этом искушение мирскими благами не закончилось. Бездетная тетка Иоанна, жившая в Серрах, завещала ему огромное состояние и отправила на Афон доверенных лиц, чтобы разыскать любимого племянника. Они описали Иоанну страдания женщины, которая не может смириться с мыслью, что ее богатства достанутся чужим людям. По совету старца Неофита Иоанн написал тетке письмо, в котором убеждал ее разделить наследство на 3 части: одну отдать нуждающимся дальним родственникам, 2-ю - сиротам и вдовам, 3-ю - церквам.Наставник И., старец Неофит, отличался большой строгостью. Как и все ученики Хаджи-Георгия, он ходил босиком, имел только один подрясник и не вкушал рыбы, яиц, сыра и масла даже на Рождество и Пасху. Вместо яиц монахи красили в красный цвет картофелины. Во время Великого поста Неофит и его ученики питались только сухарями и оливками (не больше 10 штук в день). К нему приходили для духовной беседы старцы Даниил, Герасим, Каллиник Исихаст, Христофор Трезвенник, рус. отшельник из Карулии, писатель А. Мораитидис и др. Иоанн возрастал в добродетели, во всем следуя заповедям старца. Лишь раз он ослушался наставника. Плоды олив употреблялись монахами в пищу, а оливковое масло - для лампад или раздачи бедным. Однажды к старцу Неофиту пришли бедняки, и он велел Иоанну принести оливковое масло. Тот, зная, что масло закончилось, сказал об этом старцу, и просители ушли ни с чем. Сразу после их ухода в каливу пришел неизвестный монах и передал Иоанну 500 драхм за сорокоуст. Иоанн, забыв спросить, как зовут монаха, отнес деньги старцу. Тогда Неофит послал его вдогонку узнать имя странника, но тот бесследно исчез. Старец понял, что Господь, видя их маловерие, дал им знать, что Он заботится о каждом человеке и что если бы они пошли за маслом, то нашли бы сосуды полными.
После 6 лет послушничества Иоанн принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Игнатия Богоносца. Когда в Катунакиях был построен храм Успения Пресв. Богородицы, старец Неофит решил рукоположить И. С. во иерея для служения в нем. В течение 40 лет до смерти старца И. С. находился под его духовным руководством.
Когда И. С. стал духовником, он исповедовал не только греков, но и русских и болгар, поскольку знал слав. языки. Мудрый пастырь и богодухновенный старец, он встречал приходящих к нему с любовью и многих наставил на истинный путь.
Воспоминания афонских монахов содержат много чудесных случаев из биографии И. С. (исцеление бесноватых, исхождение неземного света от его лица, дар пророчества, благоухание из его уст). Однажды он велел одному из учеников, по имени Игнатий, прошедшему 7-часовой путь из Кареи в Катунакии с тяжелой ношей и бывшему не в состоянии идти на службу, помазаться маслом из лампады, и его усталость сразу же прошла.
В 1922 г. из-за катаракты И. С. потерял зрение. Последние годы жизни, исполняя послушание, данное церковноначалием, он был вынужден ослабить постничество. Дожив до 100 лет, старец почил мирно и безболезненно. Когда, по афонскому обычаю, спустя неск. лет его могила была открыта, от мощей исходило дивное благоухание.
Лит.: Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон / Братство прп. Германа Аляскинского. Платина (Калифорния); М., 2002. С. 391-462; idem (Χερουβείμ, ἀρχιμ.). ᾿Ιγνάτιος ὁ Πνευματικὸς. ᾿Ωρωπὸς (᾿Αττικῆς), 2004 9. (Σύγχρονες ῾Αγιορείτικες μορφές; 7); Γαβριὴλ Διονυσιάτης, ἀρχιμ. Λαυσαϊκὸν τοῦ ῾Αγίου ῞Ορους. Βόλος, 20043. Σ. 67-70.
О. В. Л.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.