- ИЗМАИЛ
[евр. , греч. ᾿Ισμαήλ], 1-й сын Авраама, рожденный египтянкой Агарью, служанкой его жены Сарры. Родоначальник и предок измаильтян. Значение его имени «Бог услышит» основано на игре слов в обращенном к Агари пророчестве: «...и наречешь ему имя Измаил ( ), ибо услышал Господь ( ) страдание твое» (Быт 16. 11; ср.: Быт 17. 20; 21. 17). Ожидая рождения И., Агарь стала вести себя заносчиво по отношению к своей госпоже, в ответ Сарра выгнала ее из дома. На пути в Египет Ангел Господень явился Агари и приказал вернуться в дом и подчиниться приказам Сарры, пообещав, что она родит сына, к-рый «будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих» (Быт 16. 12). Вероятно, этот стих не содержит описание характера конкретной личности, он написан скорее с этнографическими целями (Knauf E. A. Ismael: Untersuch. z. Geschichte Palästinas und Nordarabiens im 1. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1985. S. 22-24). В поэтической форме (ср.: Иер 2. 24; Ос 8. 9) описывается агрессивная и свободная от социальных условностей жизнь потомков И.- кочевых араб. племен (Westermann. 1985. Vol. 2. P. 246).
И. был обрезан в возрасте 13 лет (Быт 17. 25): подобная поздняя практика совершения этого обряда присуща мн. араб. народам (Elitzur Y. et al. P. 81). Неск. лет спустя Сарра вновь убеждает Авраама изгнать Агарь и И., к-рый насмехался над ее сыном Исааком (ср.: Быт 21. 5-10). Лишь после того, как Господь уверил Авраама, что «в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21. 12), он изгнал из дома Агарь и И., снабдив их пропитанием. Ангел вновь ободряет Агарь, спасая И. от жажды и возвещая обетование от Бога произвести «от него великий народ» (Быт 21. 18). Исполнение этого обетования описано в Быт 25. 12-17, где названы 12 сыновей И., от к-рых впосл. произошли араб. племена. И. поселился с матерью в пустыне Фаран, где Агарь нашла ему жену-египтянку (Быт 21. 21). Он стал метким стрелком из лука (Быт 21. 20; ср. описание арабских племен как искусных стрелков - Ис 21. 17). Исаак и И., несмотря на противостояние в детстве, примирились в конце жизни и вместе похоронили Авраама (Быт 25. 9). И. умер в возрасте 137 лет (Быт 25. 17). Повествование об И. показывает, что божественное благословение относится кроме народа Израиля и к др. народам (Westermann. 1985. Vol. 2. P. 270).
В НЗ ап. Павел дает богословское истолкование истории изгнания И. и Агари, интерпретируя ее как иносказание, демонстрирующее смену 2 заветов (Гал 4. 22-31). Ап. Павел противопоставляет 2 сыновей Авраама: И., как старший, достоин больших почестей, но поскольку он «рожден по плоти», то становится символом прежнего завета с Богом в рабстве в отличие от нового, заключенного свободно, символом к-рого является Исаак, рожденный по обетованию. Возможно, в основе сопоставления сыновей лежит евангельская притча (Лк 15. 11-32 - Brueggemann W. Genesis. Atlanta, 1982. P. 184-185). Истолкование ап. Павла составило суть христ. экзегезы образа И., который рассматривается в качестве символа плотского (рабского) народа, ведущего борьбу с народом духовным (свободным) (см., напр.: Orig. In Gen. hom. 7. 2 // PG. 12. Col. 199-200; а также: Ioan. Chrysost. In Galat. 4. 4).
В раввинистической традиции
И. поначалу изображается отрицательно: он обвиняется в идолослужении, разврате, покушении на жизнь Исаака (Тосефта Сота. 30. 4). Авраам пытался наставить И. на правильный путь, но не смог на него повлиять из-за чрезмерной любви к своему первенцу (Берешит Рабба. 148. 13; Ва элле Рабба. 1. 1). Существует мидраш, посвященный заботе Авраама о выборе подходящей жены для И. Этот мидраш имеет параллели в ислам. традиции (Пирке Рабби Элиезер. 30; Сэфер Йашар. 41a-b). Тем не менее после выбора Авраамом жены для И. сын восстанавливает добрые отношения c отцом и предстает под конец жизни раскаявшимся грешником (Бава Батра. 16б).
В мусульманской традиции
И. обладает 3 особенностями. Во-первых, в отличие от библейской традиции он наделен пророческим даром (Коран XIX 54 и др.). Во-вторых, И., как первородному сыну Авраама (Ибрахима), отдается первенство перед Исааком (Исхаком) (Коран II 134 и др.). В-третьих, И. вместе с Авраамом участвовал в строительстве мусульм. святыни Каабы (Коран II 125-129). При описании жертвоприношения Авраама (Коран XXXVII 99-111) имя его сына не указано, в результате чего в исламе возникло 2 толкования - о принесении в жертву как Исаака, так и И., из к-рых последнее утвердилось в X в.
Характерно, что упоминания И. в Коране (12 раз) можно разделить на 2 группы в связи с его ролью в учении ислама в разные периоды проповеди Мухаммада. В т. н. мекканский период (до хиджры) об И. говорится в сурах 5 раз преимущественно как об одном из пророков второстепенного ряда (лишь 1 раз указано его родство с Авраамом). В т. н. мединский период (после хиджры) И. 5 раз (еще 2 являются повторами) упомянут в отрывке (Коран II 124-140), где формулируется концепция ислама как новой религии, восходящей к Аврааму. И. занимает место 1-го из его потомков, к-рые «предались» ( ) Богу, т. е. фактически приняли ислам.
Впосл. в комментариях на Коран, т. н. историях пророков и др. мусульм. сочинениях образ И. приобрел новые черты, в частности, на основании переработанного библейского сказания о его изгнании в пустыню. Согласно мусульм. версии, Авраам сопровождал Агарь и И. до Мекки, но затем вернулся к Сарре. Агарь, чтобы найти воду и напоить ребенка, пробежала между 2 холмами (это предание лежит в основе обычая сай во время хаджа), но арх. Гавриил (Джибрил) чудесным образом указал им источник воды Замзам, ныне считающийся святым (существуют и др. версии его происхождения). Когда И. вырос, он женился на девушке из поселившегося поблизости племени. По одной из версий, именно у этого племени он обучился араб. языку. Авраам трижды приходил к И. и на 3-й раз пригласил его строить Каабу. Местом погребения И., как и его матери, считается Мекка.
Лит.: Westermann C. Genesis: A Comment. Minneapolis, 1985. Vol. 2: Genesis 12-36; Knauf E. A. Ishmaelites // ABD. Vol. 3. P. 512-520; Firestone R. Ishmael // Encycl. of Qur'an. Leiden, 2003. Vol. 2. P. 563-565; Elitzur Y., Sperling S. D., Hirschberg H. Z. Ishmael // EncJud. Vol. 10. P. 81-82.
А. Е. Петров, С. А. Моисеева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.