ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ

ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ

(1024/26 - 3.10.1078, близ Чернигова), киевский кн. (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), 2-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. В крещении И. Я. был назван в честь вмч. Димитрия Солунского. Это подтверждается именованием И. Я. «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в нач. 1075 г. к герм. кор. Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апр. 1076 г. Кроме того, И. Я. обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта-Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения И. Я. в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного мон-ря, основанного И. Я. в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054). В кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XI в. женился на Гертруде, сестре польск. кн. Казимира I Восстановителя. И. Я. приписываются известные в 10 экз. свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения И. Я. в Новгороде.

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ)

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ)


Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ)

По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем И. Я., к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. И. Я. усваивался некоторый объем общегос. прерогатив, главной из к-рых была обязанность служить гарантом политического status quo. В то же время власть И. Я. не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: И. Я., Святослава, кн. черниговского, и Всеволода, кн. переяславского, разделивших между собой земли Ср. Поднепровья и тем самым обязанность защищать юж. рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения И. Я. представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича (1057) (Волынь при этом, видимо, отошла И. Я.), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060), победа над торками (узами) (1060), война против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и его пленение (1067), неудачное противостояние появившимся в южнорус. степях половцам (1068), перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба в построенную И. Я. в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (ок. 1072). Только на севере и на западе И. Я. действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060), И. Я. совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Зап. Буга (1058), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем. После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) И. Я. совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава.

Поражение от половцев летом 1068 г. и отказ И. Я. раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате к-рого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а И. Я. бежал в Польшу. С военной помощью польск. кн. Болеслава II весной 1069 г. И. Я. вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 г. не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой. Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями.

Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И. Я. от прямых контактов с папой показывает, что его целью было всего лишь оказать давление на польск. князя. К последнему в апр. 1076 г. действительно было отправлено папское послание в поддержку И. Я.

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ)

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ)


Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ)

Ситуация переменилась после внезапной смерти Святослава в дек. 1076 г. Летом 1077 г. Всеволод добровольно уступил киевский стол старшему брату. Результатом стало вытеснение Святославичей с их столов: Глеба - из Новгорода, Олега - с Волыни. Новгород отошел И. Я., который посадил там сына Святополка. Третий период киевского княжения И. Я. оказался недолгим. В 1078 г. Олег Святославич с наемными половцами захватил отчий Чернигов, изгнав оттуда Всеволода Ярославича. И. Я. выступил на помощь брату, и осенью того же года войско Олега было разбито (битва на Нежатиной Ниве), но при этом И. Я. погиб, а киевский стол перешел Всеволоду. И. Я. был погребен в Десятинной церкви; существует предположение, что под «цьркъви святыя Богородица» в летописи имеется в виду Софийский собор (В. А. Кучкин). Печерский летописец сопроводил сообщение о гибели И. Я. некрологом, с похвалой отозвавшись о беззлобии и бесхитростности князя: «Бе же Изяслав мужь взором красен, телом великомь, незлобив нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюк же в немь не бе, ни льсти, но прост оумом, не воздая зла за зло». В Житии прп. Феодосия Печерского (согласно Ю. А. Артамонову, составленном Нестором ок. 1107/08) смерть И. Я. охарактеризована как христ. подвиг: «...положи душю свою за брата своего по Господню гласу». Автор Жития пишет о живой вере И. Я.: «Поистине бе тепл на веру, яже к Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистей Матери Его».

О церковной политике И. Я. (помимо упомянутой вынужденной уступки братьям в вопросе о новых митрополиях) известно мало. Согласно Житию прп. Феодосия Печерского, вскоре после вокняжения И. Я. в Киеве возник конфликт князя и его окружения с молодым Киево-Печерским мон-рем из-за пострижения прп. Никоном Печерским без княжеского разрешения евнуха из приближенных князя (прп. Ефрема; впосл. митрополит Переяславский) и сына одного из бояр (прп. Варлаама; буд. игумен Киево-Печерского мон-ря). В гневе И. Я. грозил «раскопать пещеру», а монахов «послать на заточение». Житие приписывает примирение между князем и мон-рем заступничеству Гертруды, жены И. Я., к-рая убедила мужа оставить монахов в покое, т. к. аналогичные репрессии против монашества на ее родине, в Польше, привели в 30-х гг. XI в. к общегос. смуте. Однако дело обстояло, по всей вероятности, сложнее, и мон-рю пришлось пойти на компромисс. Прп. Никон был вынужден покинуть Киев, прп. Антоний Печерский удалился в затвор, а настоятелем мон-ря был избран юный Варлаам. При прп. Варлааме И. Я. выделил печерянам «гору над пещерою» для строительства наземного мон-ря. И. Я. воспринимал Варлаама как своего ставленника, что видно из перевода последнего на игуменство в основанный князем Димитриевский мон-рь ок. 1060 г. По замечанию печерского летописца, князь хотел «створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве». Летописец не преминул подчеркнуть благочестие И. Я., к-рый, став киевским князем и услышав о подвижнической жизни прп. Антония, «приде съ дружиною своею, прося оу него благословения и молитвь». В Житии прп. Феодосия повествуется о мн. встречах святого с «боголюбивым» И. Я. В Киево-Печерский монастырь князь-«христолюбец» приезжал без бояр, только «с шестию или с пятию отрок», слушал наставления святого, ел простую монастырскую пищу. Прп. Феодосий осудил изгнание И. Я. с киевского стола в 1073 г. В науке часто приписывают прп. Феодосию Печерскому 2 послания некоего Феодосия к кн. Изяславу (в к-ром видят И. Я.) о постах и «вере латинской». Однако, вероятнее всего, послания принадлежат печерскому игум. Феодосию, жившему в сер. XII в., и адресованы не И. Я., а киевскому кн. Изяславу (Пантелеимону) Мстиславичу.

Ставленником И. Я. был Ростовский еп. св. Исаия. Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее кон. XV в.), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского мон-ря митр. Иоанном II в 6585 (1077/78) г., т. е. в период 3-го княжения И. Я. в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), к-рая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского кн. Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти И. Я.

Из церковных построек И. Я. известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского мон-ря (ок. 1060) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (нач. 70-х гг. XI в.). Попытка приписать И. Я. обновление Десятинной ц. (Ю. К. Бегунов) лишена оснований.

Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях И. Я. к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся лат. молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, к-рая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г.

Ист.: Sigeberti Gemblacensis Сhronicon / Ed. L. C. Bethmann // MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362; Житие св. Исаии, еп. Ростовского // ПС. 1858. Ч. 1. С. 432; Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku // Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта]; Lamperti monachi Hersfeldensis Оpera / Ed. O. Holder-Egger // MGH. Script. Rer. Germ. 1894. Bd. 38. S. 202, 225-226; Das Register Gregors VII / Hrsg. E. Caspar // MGH. EpSel. 1923. Bd. 2. S. 73-74; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. № 3-9; 1998. Т. 3. № 7-2, 9-2 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым); ПСРЛ. Т. 1; 2 (по указ.); НПЛ (по указ.); Житие Феодосия Печерского // БЛДР. Т. 1. С. 368-374, 384-390, 400-402, 410-412, 420; Modlitwy księżnej Gertrudy z Psałterza Egberta / Ed. B. Kürbis, M. H. Malewicz. Kraków, 2002.

Лит.: Grudzinski T. Polityka papieża Grzegorza VII wobec państw Europy šródkowej i wschodniej (1073-1080). Toruń, 1959. S. 74-105; Poppe A. L'organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles // Byz. 1971. Vol. 40. P. 165-217; Idem // Poppe A. The Rise of Christian Russia. L., 1982 [N 8]; Бегунов Ю. К. Русское Слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция // Slavia. Praha, 1974. Rocz. 43. N 1. S. 38-40; Arrignon J.-P. À propos de la lettre du pape Grégoire VII aux prince de Kiev Izjaslav // RM. 1977. Bd. 3. S. 5-18; Соловьёв. История. 1988п. Т. 1 (по указ.); Кучкин В. А. «Съ тоя же Каялы Святоплъкъ...» // RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 87-113; Назаренко А. В. Древняя Русь на междунар. путях. М., 2001. С. 505-558; он же. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 85-103; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля // ДЬНЄСЛОВО: Зб. праць на пошану дiйсного члена НАНУ П. П. Толочка з нагоди його 70-рiччя. К., 2008. С. 40-50.

А. В. Назаренко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ" в других словарях:

  • Изяслав (Димитрий) Ярославич — старший сын Ярослава I, великий князь киевский; род. в 1024 г. При жизни отца княжил в Турове. По завещанию Ярослава ему достался киевский стол и старшинство между князьями. По видимому, И. не был любим киевлянами. В 1068 г. половцы стали грабить …   Большая биографическая энциклопедия

  • Изяслав-Димитрий Ярославич — вел. кн. киевский, сын Ярослава I Владимировича, основ. Киево Печерский мон.; р. 1024, † 1078 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Изяслав I Ярославич — Запрос «Изяслав Ярославич» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий[1], родился:1024, Новгород † 3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) великий князь киевский в 1054 1068, 1069 1073 и с 1077 …   Википедия

  • ИЗЯСЛАВ (в крещении Димитрий) ЯРОСЛАВИЧ — (1024 03.10.1078), великий русский князь. Сын вел. русского кн. Ярослава Владимировича Мудрого и вел. русской кн. Ирины (до замужества шведской королевны Ингигерд). При жизни отца Изяслав владел Туровской землей. В 1054 он стал великим русским… …   Русская история

  • ИЗЯСЛАВ {(в крещении Димитрий) }ЯРОСЛАВИЧ — (1024 03.10.1078), великий русский князь. Сын вел. русского кн. Ярослава Владимировича Мудрого и вел. русской кн. Ирины (до замужества шведской королевны Ингигерд). При жизни отца Изяслав владел Туровской землей. В 1054 он стал великим русским… …   Русская история

  • Изяслав Ярославич (Димитрий) — Изяслав (Димитрий) Ярославич, старший сын Ярослава I великий князь киевский, родился в 1024 г. При жизни отца княжил в Турове. По завещанию Ярослава ему достался киевский стол и старшинство между князьями. По видимому, Изяслав не был любим… …   Биографический словарь

  • ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ — (кон. 90 х гг. XI нач. XII в. 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146 1149, 1150, 1151 1154), 2 й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был… …   Православная энциклопедия

  • Изяслав Ярославич — Изяслав Ярославич …   Википедия

  • Изяслав Ярославич (князь киевский) — Запрос «Изяслав Ярославич» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий[1], родился:1024, Новгород † 3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) великий князь киевский в 1054 1068, 1069 1073 и с 1077 …   Википедия

  • Изяслав Ярославич великий князь киевский — (Димитрий) старший сын Ярослава I, великий князь киевский; род. в 1024 г. При жизни отца княжил в Турове. По завещанию Ярослава ему достался киевский стол и старшинство между князьями. По видимому, И. не был любим киевлянами. В 1068 г. половцы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»