ИКОНИЙ

ИКОНИЙ

[Икония; греч. ᾿Ικόνιον] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин. Основан фригийцами; впервые упоминается в соч. Ксенофонта «Анабасис» как самый вост. город Фригии (401 г. до Р. Х.; Xen. Anabas. I 2. 19); в то время И. входил в состав сатрапии Каппадокия Персидской державы. После завоеваний Александра Великого и распада его державы в кон. IV в. до Р. Х. И. вошел в состав гос-ва Селевкидов. В 188 г. до Р. Х., после разгрома селевкидской армии Римом и его союзниками в битве при Магнесии (ныне Маниса), И., как и основная часть Центр. Анатолии, был передан Пергамскому царству. В 133 г. владения Пергама отошли Риму, И. стал частью пров. Асия. Город постепенно эллинизировался, получил статус полиса; к I в. по Р. Х. в городе образовалась большая иудейская община. С 25 г. по III в. И. был в составе пров. Галатия. При имп. Клавдии (41-54) получил наименование Клавдиконий, к-рое не прижилось. В рим. колонию И. преобразован, вероятно, при имп. Адриане в 30-х гг. II в. и получил офиц. название Colonia Aelia Hadriana Augusta Iconiensium.

Св. ап. Павел посещал И. дважды во время 1-го и 2-го путешествий (Деян 13. 51, 14. 1, 16. 1-2). По примеру иудейской общины И. обитатели соседней Листры (ныне Золдера) побили апостола камнями (Деян 14. 19-20). После проповеди ап. Павла была образована христ. община И., состоявшая как из иудеев, так и из греков (Деян 14. 1); нек-рые члены общины упоминаются в Послании к Римлянам (Рим. 16. 21, 22), в т. ч. апостол от 70 св. Тертий, бывший одним из первых епископов И. Раннее церковное Предание связывает с Центр. Анатолией историю жизни и исповедания веры св. равноап. Феклы, ученицы ап. Павла (пам. 24 сен). И., вероятно, уже во II в. стал местом особенного почитания этой святой. Между 230 и 235 гг. в И. состоялся Собор епископов ряда областей М. Азии, к-рый принял постановление о необходимости перекрещивать еретиков, в особенности монтанистов, приходящих в церковь (Cypr. Carth. Ep. 75 // PL. 4. Col. 412-414; Euseb. Hist. eccl. VII 7. 5; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 1. Pt. 1. P. 159-161). Один из участников Собора, еп. Фирмилиан Кесарийский, сообщил о Соборе в письме свт. Киприану Карфагенскому. Евсевий в «Церковной истории», в рассказе о временах правления имп. Галлиена (253-268), упоминает кафедру И. и епископа Никомаса в числе «наиболее выдающихся» на Востоке наряду с кафедрами Кесарии Каппадокийской и Неокесарии Понтийской, Тарса, Иерусалима и Кесарии Палестинской (Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). Ок. 256 г. И. был разорен персид. войсками, однако его значение как адм. центра внутренней Анатолии продолжало возрастать. В результате реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. И. вошел в состав пров. Писидия и стал 2-м по значению городом. В 70-х гг. IV в. И.- центр организованной новой пров. Ликаония, к-рая объединила части территорий Писидии, Фригии и Каппадокии. В 354 г. в И. пленные исавры были брошены на съедение зверям в амфитеатре, что вызвало восстание исаврийских племен, с трудом подавленное рим. войсками (Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 1-20). Согласно Житию св. Феклы, город был спасен от мести исавров по ее молитве (Vie et miracles de Sainte Thècle. II 6 / Éd. G. Dagron. Brux., 1978. P. 144f., 298). Вероятно, в это время кафедру И. занимал еп. Иоанн (Vita Amphilochii // PG. 116. Col. 957).

Христ. община И. достигла расцвета при епископстве свт. Амфилохия, к-рый был возведен на эту кафедру в 373 или 374 г. И. многократно упоминается в письмах свт. Василия Великого, особенно в адресованных свт. Амфилохию (Basil. Magn. Ep. 138, 150, 161, 176, 188, 190-191, 199-202, 217-218, 231-236, 248). В творениях свт. Амфилохия (Amphilochius Iconiensis. Opera / Ed. C. Datema. Turnhout, 1978) мало информации о жизни христ. общины И. Свт. Василий (нач. 373 или 374) отправил только что рукоположенному во епископы И. свт. Амфилохию письмо (Ep. 161), в к-ром содержится наставление «соблюсти корабль (т. е. общину) непотопляемым в соленых и горьких волнах зловерия (т. е. арианства)» (см. также: Greg. Nazianz. Ep. 63). В 138-м письме свт. Василий (осень 373 г.) упоминает о том, что И. был недавно выведен из состава пров. Писидия и стал самостоятельным центром новой пров. Ликаония. В 376 г. в И. состоялся Собор епископов провинции под председательством свт. Амфилохия. В соборном послании было подтверждено следование Никейскому Символу веры и осуждение арианства (Amphilochius Iconiensis. Epistola synodica // PG. 39. Col. 93-97). Возможно, Собор сыграл также роль в установлении статуса И. как митрополии во вновь образованной провинции, под чьим руководством оказались местные епархии. В 381 г. свт. Амфилохий принял участие во II Вселенском Соборе в К-поле, будучи признанным первенствующим епископом Ликаонии. Значение его кафедры и личный авторитет были таковы, что по итогам Собора имп. Феодосий I объявил свт. Амфилохия, а также Оптимия, еп. Антиохии Писидийской, хранителями правосл. веры в диоцезе Асия (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8; CTh. XVI 1. 3).

Основной состав епархий Ликаонии, подчиненных И., сложился уже в IV в. На II Вселенском Соборе наряду со свт. Амфилохием присутствовали 12 епископов Ликаонии. К VI в. митрополиту И. подчинялись 15 епархий (по нотиции Николая I Мистика): Листра, Васада (ныне Бостандере), Амвлада (ныне Хисартепе), Уманада, Псивила (Виринуполь), Сопатра (Саватра; ныне Яглыбаят), Кана (ныне Бешагыл), Гданмаа (Гдамава, Евдокиада; ныне Чешмелисебиль), Пирга, Ларанда (ныне Караман), Илистра (Илисира, ныне Йолларбаши), Посала (ныне Озъюрт), Тивассада, Варата (ныне Маденшехир), Перта (ныне Гимир).

Митрополиты И. принимали участие во всех Вселенских Соборах. На Соборе в Эфесе в 431 г. присутствовал митр. Валериан (ДВС. Т. 1. С. 215, 225, 264, 335; Т. 2. С. 184); он же был адресатом письма свт. Кирилла Александрийского о двух природах Христа (Там же. Т. 1. С. 556-565; Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. С. 278-282). Митр. Валериан также просил отцов Собора подтвердить определения К-польского Собора 426 г., направленные против мессалиан-евхитов, еще скрывавшихся среди монашествующих Ликаонии и Памфилии (ДВС. Т. 1. С. 404-405; ACO. T. 1. Vol. 1(7). P. 117-118). Преемником Валериана был Онисифор, присутствовавший на «разбойничьем» Эфесском Соборе 449 г. и на Халкидонском Соборе в 451 г. В 449 г. он вместе с епископами Маринианом Синнадским и Епифанием Пергским пытался защитить свт. Флавиана К-польского, но вынужден был подписать соборные постановления под угрозой взятия под стражу (ДВС. Т. 2. С. 58, 77, 161-162, 175, 222, 245, 272, 289; Т. 3. С. 10, 42, 49, 58, 74, 148, 151). На VI Вселенском Соборе в К-поле в 681 г. присутствовал митр. И. Павел, но на последние заседания отправил вместо себя еп. Константина Варатского (Там же. Т. 4. С. 210, 217, 224, 237, 247). В К-польском Соборе 691 г. участвовал митр. Илия (Там же. С. 299). На VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г.- митр. Лев, причем сначала в качестве обвиняемого, поскольку в годы, предшествующие Собору, он, как и мн. иерархи М. Азии, придерживался иконоборчества. В 786 г. он вместе с епископами Никеи, Родоса, Пессинунта, Антиохии Писидийской и Иераполя Фригийского выступил против созванного в К-поле Собора и в пользу сохранения в силе постановлений иконоборческого Иерийского Собора 754 г. Раскаяние митр. Льва и его переход к иконопочитанию накануне VII Вселенского Собора вызвали на Соборе особое разбирательство. В итоге Лев, как и др. епископы, был прощен, поскольку не был «учителем ереси», но, по словам митр. Ипатия Никейского, он и остальные епископы, «родившись в этой ереси (иконоборчества), в ней были воспитаны и возросли» (Там же. С. 358), следов., кафедра И. в VIII в. приняла иконоборчество с самого начала его распространения в Византийской империи. Восстановленный в правах митр. Лев принимал участие в дальнейших заседаниях Собора и подписал его постановления (Там же. С. 350-367, 399, 414, 479, 585, 593). В 811-812 и 956-970 гг. митрополитам И. приходилось вести борьбу с павликианством и близкими к нему ересями в своей епархии (RegPatr, N 383, 850).

Среди митрополий К-польского Патриархата кафедра И. до кон. IX в. занимала 23-е место (Darrouzès. Notitiae. P. 205, 211, 217, 225, 249, 258). В период VII Вселенского Собора (787) и К-польского Собора 869 г. статус И. был понижен до 28-го места за счет включения в список епархий Кипра, Крита, Македонии, Эпира и возвышения митрополии Мокисса (Каппадокия Вторая) (Ibid. P. 231, 239). Нек-рое время спустя митрополия И. вновь указывается на 23-м месте (Ibid. P. 264, 268). В нач. X в. К-польский патриарх Николай I Мистик понизил статус И. до 24-го места за счет поднятия до 16-го митрополии Фессалоники (Ibid. P. 272, 281); 24-е место И. сохранял до нач. XIV в. (Ibid. P. 291, 301, 321, 342, 348, 360, 375, 381, 389).

В VIII-IX вв. в условиях постоянных араб. вторжений в М. Азию И. стал одним из важнейших центров визант. военной фемы Анатолик. Однако город и его окрестности неоднократно подвергались разорениям. Возможно, временное снижение позиции митрополии И. в этот период связано с упадком самой пров. Ликаония, оказавшейся под военной угрозой. Известно о набеге арабов на И. в 723 г. (Ibn al-Athir. Chronicon quod perfectissimum inscribitur / Ed. C. J. Tornberg. Lugd. Batav., 1871. T. 5. P. 125). В 906/7 г. поднявший мятеж Андроник Дука был осажден визант. правительственными войсками в крепости Кавалла (ныне Гевеле), в окрестностях И. Весной 907 г. Андроник сумел бежать от византийцев в араб. Тарс, но араб. армия дотла сожгла И. (Ibid. 1865. T. 7. P. 552; al-Tabari. Annales / Ed. M. J. de Goeje. Leiden, 1879-1901, 1965r. Vol. 3. P. 2276). В 963 г. войско арабов из Тарса вновь появилось под И., но город они уже взять не смогли (Ibn al-Athir. T. 8. P. 547).

Сохранились 2 письма К-польского патриарха Николая I Мистика, связанные с И. Секретное письмо было отправлено им Андронику Дуке в Каваллу в 906 г.; подлинность документа вызывает сомнения (Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings. [Op. 193] / Ed. L. G. Westerink. Wash., 1981. P. 16; RegPatr, N 599 [601]; Polemis D. I. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968. P. 17-19). 2-е письмо (ок. 916) было адресовано неизвестному по имени митрополиту И. в его поддержку в конфликте с местным динатом из семейства Катафлоронов (Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. [Letter 58] / Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. P. 300; RegPatr, N 688 [690]).

В 1069 г. И. подвергся нашествию тюрок-сельджуков (Miguel Ataliates. Historia / Ed. I. Pérez Martín. Madrid, 2002. P. 102; ῾Η συνέχεια τῆς Χρονογραφίας τοῦ ᾿Ιωάννου Σκυλίτση: Ioannes Scylitzes Continuatus / ᾿Εκδ. Θ. Τσολάκης. Θεσσαλονίκη, 1968. P. 138). В 1073 г., в период кризиса визант. государственности в Анатолии, в И., по свидетельствам Михаила Атталиата и Продолжателя Скилицы, начался мятеж Русселя де Байоля (Miguel Ataliates. Historia. 2002. P. 135-136; ᾿Ιωάννου Σκυλίτση. 1968. P. 157). Согласно сельджукской исторической традиции, И. и Кавалла были первыми крепостями, к-рые не ранее 1075 г. захватил сельджукский султан Сулейман ибн Куталмыш, основатель Румского султаната (Ta rkh-i a l-i Salju q dar Ana tu l / Ed. N. Jala l. Tihran, 1999. P. 79). Первоначально Сулейман признавал сюзеренитет империи, но уже в 1081 г., после захвата визант. престола имп. Алексеем I Комнином, провозгласил себя независимым правителем. Столицей Румского султаната стала Никея; однако в 1097 г. участники 1-го крестового похода захватили город. Преемник Сулеймана Кылыч Арслан I в битве при Дорилее (ныне Эскишехир) 1 июля 1097 г. был разбит. По пути через М. Азию крестоносцы заняли И., не встретив сопротивления (Gesta Francorum / Ed. R. Hill. Oxf., 1962, 2002r. P. 22-24; Albert of Aachen. Historia Ierosolimitana / Ed. S. B. Edgington. Oxf., 2007. P. 140). Вскоре сельджуки вновь захватили И., и султан Малик-шах сделал город столицей Румского султаната. В авг. 1111 г. крестоносная экспедиция графа Гийома Неверского безуспешно штурмовала И.; отсутствие воды и поражение при Германикополе (ныне Эрменек) заставили остатки армии крестоносцев бежать в Антиохию (Ibid. P. 620-624). Новая попытка взять И. с помощью войск герц. Гийома IX Аквитанского и графа Пуатье, герц. Вельфа VI Баварского и графини Иды, вдовы маркграфа Леопольда II Австрийского, также была безуспешной (Ibid. Р. 628-630). Визант. армия неоднократно приближалась к И. (в 1116 и в 1146 под предводительством Алексея I и Мануила I Комнинов), но не захватила город (Anna Comnena. Alexias / Ed. D. R. Reinsch, A. Kambylis. B.; N. Y., 2001. P. 473; Cinnam. Hist. P. 39-46; Nicet. Chon. Hist. P. 52 ff.). В 1190 г. крестоносному войску герм. имп. Фридриха I Барбароссы удалось взять И. штурмом; у султана Кутбаддина Малик-шаха осталась только крепость. Фридрих, однако, предпочел заключить с султаном мир, чтобы пройти с войском далее на восток в Киликию (Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrichs I. / Hrsg. A. Chroust // MGH. Script. rer. Germ. N. S. Münch., 1989. Bd. 5. S. 84-88, 167-171, 176 ff.). С этого момента И., получивший тюркизированное название Конья, навсегда остался мусульм. городом.

Под властью сельджукских султанов город был значительно расширен и украшен новыми постройками, особенно при наиболее могущественном султане Алааддине Кай-Кубаде I (1220-1237). И. стал центром мусульм. иммиграции из Ср. Азии; в И. жил, творил и умер Джалаледдин Руми (1207-1273), основатель суфийского ордена мевлеви, чья мистическая поэма «Маснави» («Парно рифмующиеся строки») была названа «Кораном на персидском». В 1243 г. султан Гийасаддин Кай-Хосров II потерпел поражение от монголов в битве у горы Кёседаг; султанат стал данником Золотой Орды, а после 1256 г.- гос-ва Ильханов в Иране. Установление монг. власти в сельджукской части М. Азии резко ослабило власть султанов, и Румский султанат стал распадаться на бейлики (отдельные полукочевые гос-ва). В 1307 г. султанат был упразднен монголами; с 1322 г. И. находился под упр. бейлика Караманидов (Cahen C. The Formation of Turkey: The Seljukid Sultanate of Ru m: 11th to 14th Cent. Harlow, 2001. P. 227-228).

Османы впервые захватили И. летом 1391 г. (Mehmed Neşri. Kitâb-i cihân-nümâ / Ed. F. R. Unat, M. A. Köymen. Ankara, 1949. Vol. 1. P. 314-315). Осенью 1397 г. османский султан Баязид I стал правителем всех земель Караманогулларов, а эмира Алааддина ибн Халиля, под чьим началом находилась эта территория, казнил (Schiltberger J. Reisen aus München in Europa, Asia und Africa von 1394 bis 1427 / Hrsg. F. Neumann. Münch., 1859. S. 58-61). После поражения османов в битве при Анкаре в 1402 г. эмир Тимур восстановил прежние владения Караманидов, включая И. Город был вновь занят османами только при султане Мехмеде II Фатихе в 1468 г. (Die altosmanische Chronik des ‘A ikpaa za de / Hrsg. F. Giese. Lpz., 1929. Osnabrück, 1972r. S. 162-164; Die byzantinischen Kleinchroniken / Hrsg. P. Schreiner. W., 1975. Bd. 1. S. 477, 536; Babinger F. Mehmed der Eroberer und seine Zeit: Weltenstürmer einer Zeitenwende. Münch., 1953. S. 290-291). В 1475 г. бейлик Караманидов был окончательно завоеван; на месте древней пров. Ликаония возник вилайет Караман Османской империи.

И., перешедший под власть мусульман, стал восприниматься византийцами как враждебный город (в визант. эпосе о Дигенисе Акрите И. перечисляется среди тех городов, к-рые завоевал Дигенис; упомянута дань И., т. е. Румскому султанату - Digenis Akrites / Ed. J. Mavrogordato. Oxf., 1956. Lines 8, 1043). Тем не менее это не означало немедленного упадка правосл. общины И. В то время как мн. иерархи сельджукских областей М. Азии проживали в К-поле, подписи митрополитов И. (митр. Евстафий в 1094-1095, неизвестный по имени митрополит в 1166, митр. Иоанн в 1177 - RegPatr, N 965 (967), 1065, 1134) редко встречаются среди подписей членов Свящ. Синода К-польской Патриархии. Вероятно, митрополит И. не был постоянным членом Синода и несомненно пребывал на своей кафедре. Христиане играли значительную роль в Румском султанате, нередко достигая высоких должностей; сельджукские султаны имели греч. секретарей; наконец, И. был местом, куда часто бежали опальные визант. аристократы. В этих условиях роль митрополита как посредника между христианами и мусульм. властями в Анатолии возрастала: в 1256 г. неизвестный по имени митрополит И. приехал в Никею, чтобы заступиться перед Никейским имп. Феодором II Дукой Ласкарем за опального Михаила Палеолога (буд. имп. Михаил VIII), в то время бежавшего в Рум (Georg. Pachym. Hist. II 4-12. 1984. T. 1. P. 45). Распад Византийской империи после 1204 г. не изменил положения руми (правосл. греков султаната): они признавали своим императором Феодора I Ласкаря (притом что султан оставался их непосредственным повелителем; см. надпись на Карши-килисе в Гюльшехире, Каппадокия: Jolivet-Lévi C. Études Cappadociennes. L., 2002. P. 289), а своим духовным главой - патриарха Никеи. К-польский патриарх Герман II (1223-1240) разбирал случай незаконного захоронения без ведома митрополита некоего Михаила Ксира в нартексе ц. св. Георгия в И. (RegPatr, N 1297-1298), что было бы невозможным без поддержания устойчивых связей между Никеей и И.

Кризисные явления в жизни христиан И. нарастают к кон. XIII в. из-за анархии в султанате и притеснений христиан: К-польский патриарх Григорий II (1283-1289) жаловался на бедность митрополита И. (Ibid. N 1533). В 1327 г. патриарх Исаия передал в ведение митрополита Кесарии Каппадокийской, экзарха всей Анатолии, митрополии Евхаиты, Севастии, И., Мокисса и архиеп-ство Назианз. Это означает, что кафедра И., как и остальные из перечисленных, длительное время вдовствовала (Ibid. N 2133; Hunger. Register. 96. S. 542-545). Аналогичное распоряжение было издано патриархом Филофеем Коккином в 1365 г. (RegPatr, N 2487). Однако митрополит Кесарии оставался в К-поле. Избранный в 1370 г. новый митрополит И. Маркелл также предпочел своей обнищавшей кафедре пост игумена в одном из мон-рей в К-поле, за что и был смещен в 1380 г. (RegPatr, N 2594, 2595, 2602, 2604, 2696, 2706). Невозможность для митрополитов И. или их местоблюстителей осуществлять свои пастырские обязанности привела к тому, что между 1368 и 1370 гг. в И. совершал незаконные рукоположения Павел Палеолог Тагарис, экзарх Антиохийского патриарха, позднее выдававший себя за патриарха Иерусалимского. В 1370 г. в И. из К-поля отправили митрополитов Афанасия Кесарийского и Иоанникия Мокисского (Ibid. N 2598), чтобы отменить рукоположения Тагариса. Поставленный в 1382 г. новый митрополит И. предпочел уехать в Атталию (Ibid. N 2745, 2749, 2767, 2784). Последним известным митрополитом И. визант. эпохи был Феодосий (1392-1393; Ibid. N 2908, 2909, 2921, 2928).

С кон. XIII в. до 1369 г. статус кафедры И. среди митрополий К-польского Патриархата был понижен до 29-го места (Darrouzès. Notitiae. P. 395, 406). Однако митрополия выжила и в числе немногих малоазийских епархий вошла с повышением до 16-го места в списки митрополий К-польского Патриархата периода тур. владычества (Ibid. P. 419). По данным османских кадастров, в 20-30-х гг. XVI в. в И. было лишь 22 двора христиан, что составило 2% от общего числа дворов - Barkan Ö. L. Éssai sur les données statistiques des registres de recensement dans l'Empire Ottoman aux XVe et XVIe siècles // JESHO. 1958. Vol. 1. P. 9-36. Tabl. 4, 7). Своим выживанием митрополия И. обязана тому, что в округе города располагалось немало деревень с греч. населением. Греч. диалект дер. Силле близ И. по своему значению для изучения живого греч. языка османского периода уступает только понтийскому и каппадокийскому греч. анклавам (Dawkins R. M. Modern Greek in Asia Minor: A Study of the Dialects of Sílli, Cappadocia and Phárasa with Grammar, Texts, Translations and Glossary. Camb., 1916. P. 35-37; Anagnostopoulos S. Μικρά ᾿Ασία, 19ος αι.- 1919 οι ελληνορθόδοξες κοινότητες̇ Από το Μιλλέτ των Ρωμιών στο Ελληνικό Εθνος. Αθήνα, 1997. Σ. 173-175). После 1721 г. кафедра И., митрополиты к-рой в тот период часто управляли также митрополиями Тианы и Писидии, была перемещена в г. Нигде. Митрополия была упразднена в 1923 г., после обмена населением между Грецией и Турцией.

В Конье не сохранилось византийских памятников, хотя известно, что здесь находились ц. св. Георгия, храм свт. Амфилохия (XI в.), а в ранневизант. эпоху - храмы Св. Софии и св. Иоанна Крестителя (Vita Amphilochii // PG. 116. Col. 9); утрачена и сельджукская цитадель, в к-рой находился храм Преображения Господня. В окрестностях И. сохранились развалины крепости Кавалла, ц. Богородицы Спилеотиссы и остатки мон-ря св. Харитона (персид.: Дейр-и-Эфлатун, тур.: Акманастыр), где Руми беседовал с монахами и представителями др. церквей, вырубленных в скалах возле Силле (многие из них остаются не идентифицированными, см.: Eyice S. Akmanastir (S. Chariton) in der Nähe von Konya und die Höhlenkirchen von Sille // ByzF. 1967. Bd. 2. S. 162-183).

Ист.: Miklosich, Müller; Hunger. Register; Sathas N. K. Μεσαιωνικὴ βιβλιοθήκη: Bibliotheca graeca medii aevi. Venice, 1872-1894. T. 3. P. 564, 568, 575, 591; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 2. Σ. 381; Τ. 4. Σ. 103, 107, 371; Histoire des Seldjoucides d'Asie Mineure: d'après l'abrégé du Seldjoukna meh d'Ibn-Bîbî: Texte persan / Éd. M. Th. Houtsma. Leiden, 1902. (Recueil de textes relatifs à l'histoire des Seldjoucides; 4) (нем. пер.: Die Seltschukengeschichte des Ibn Bibi / Übers. H. Duda. Kopenhagen, 1959); Shams al-Dn Ahmad al-Afla k al-(?)lsquo;Arif. Mana qib al-(?)lsquo;Arifin / Ed. T. Yazıcı. Ankara, 1976-1980. 2 vol. (франц. пер.: Aflâkî. Les saints des derviches tourneurs / Trad. Cl. Huart. P., 1918-1922, 1978r. 2 vol.); İbn-Bîbî. El-Evâmirü'l-(?)lsquo;Alâ'iyye fî'l-umûri'l-(?)lsquo;Alâiyye / Önsöz ve fihristi hazırlıyan A. S. Erzi. Ankara, 1956; ῾Η Νομικὴ Συναγωγὴ τοῦ Ϫοσιθέου, μία πηγὴ κα ἕνα τεκμήριο / ῎Εκδ. Δ. Γ. ᾿Αποστόπουλος, Π. Δ. Μιχαηλάρης. ᾿Αθῆναι, 1987. Τ. 1. Σ. 147, 209, 381, 390, 421, 429; Ergenç Ö. Osmanlı klâsik dönemi kent tarihçiliğine katkı: XVI yüzyılda Ankara ve Konya. Ankara, 1995; Sak İ. 10 numaralı Konya şer'iye sicili, 1070-1071/1659-1661: Transkripsiyon. Konya, 2003; idem. Şer'iye sicillerinde bulunan Konya vakfiyeleri, 1650-1800. Konya, 2005; idem. 47 numaralı Konya şer'iye sicili, 1128-1129/1716-1717: Transkripsiyon ve dizin. Konya, 2006; idem. 11 numaralı Konya şer'iye sicili. Konya, 2007.

Лит.: Ramsay W. M., Bell G. The Thousand and One Churches. L., 1909. P. 552-555; Turan O. Les souverains Seldjoukides et leurs sujets non-musulmans // Studia Islamica. 1953. T. 1. P. 65-100; Vryonis Sp. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation, from the 11th through the 15th Cent. Berkeley; L., 1971. Passim; Hasluck F. W. Christianity and Islam under the Sultans / Ed. M. M. Hasluck. N. Y., 1973. 2 vol. Passim; Belke Kl., Restle M. Galatien und Lykaonien. W., 1984. P. 176-178. (TIB; 4); Goodwin G. Konya // EI. Vol. 5. P. 253-256; Foss C. Ikonion // ODB. Vol. 2. P. 985; Papadopoullos T. Studies and Documents Relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Aldershot (Hampshire); Brookfield (Vt.), 1990; Stiernon D. Ikonion // DHGE. T. 25. Col. 761-796; Konyalı İ. H. Âbideleri ve kitabeleri ile Konya tarihi. Konya, 1997; An Historical Atlas of Islam / Ed. H. Kennedy. Leiden; Boston; Köln, 20022. Maps 46-52; Bosworth C. E. The New Islamic Dynasties: A Chronological and Genealogical Manual. Edinb., 2004. P. 213-214, 232-233, 239-242.

Епископы и митрополиты И.

(с указанием годов, к-рые упом. в источниках): св. Сосипатр, ап. от 70 (пам. 28 апр., 10 нояб.); сщмч. Тертий (Терентий), ап. от 70 (пам. 21 июня, 30 окт., 10 нояб.); сщмч. Корнут (пам. 12 сент.); Цельс (ок. 10-20-х гг. III в.); Никомас (60-е гг. III в.); Петр (ок. 314); Евлалий (325); Иоанн (50-60-е гг. IV в.); Фавстин (до 372); свт. Амфилохий (373 или 374 - после 394); Валериан (июнь-июль 431); Онисифор (8.08.449 - нояб. 451); Палладий (457); Феодул (536); Пастор (14 мая 553); Феодор (2-я пол. VI в.); Павел (681); Илия (691); Лев (786-787); Константин (сент. 810, 825 или 840); Феофилакт (869-870); Феофил, (нояб. 879); Лонгин (IX-X вв.); неизвестный (916 или 921); Фока (между 956 и 970); Василий (февр. 997); Иоанн (1027-1032); Исаия (1078-1082); Евстафий (1094); Иоанн (7 сент. 1159); Иоанн (1166-1177); неизвестный (1186); Николай (8 янв. 1192); неизвестный (между 1223 и 1240); неизвестный (1256); неизвестный (февр. 1274); неизвестный (1283-1289); Иоанн (2 июня 1294); кафедра на попечении митрополитов Кесарии (1327-1365); Маркелл (1370 - смещен в 1380); неизвестный (1382-1385); Феодосий (1392-1393); Феодор (ок. 1450); Амфилохий II (1484,1488); Харитон (май 1541); Иоасаф (1572-1594); Никифор (1610); Климент I (1624); Леонтий (1625); Афанасий I (1625-1630; кафедра объединена с кафедрой г. Тианы); Аверкий (1630); Парфений I (ок. 1637-1639); Лаврентий (1638); Климент II ( смещен в 1655); Сильвестр I ( 1655-1663); Афанасий II (1666; участвовал в суде над патриархом Московским и всея Руси Никоном); Климент III (1666-1668; узурпатор К-польского престола в 1667); Даниил (до 1680; смещен); Нектарий (1690; смещен); Парфений II (июль 1694); Пахомий (до 1699); Анфим I (1699-1712); Иоаким I (1720-1721; кафедра переведена в г. Нигде); Сильвестр II (1722-1728); Иоаким II (1734-1749); Дионисий (1749-1763); Гавриил (1767); Макарий (1796); Рафаил (1803); Кирилл (Сербедзоглу; 1803-1810); Неофит I (1810-1825); Анфим II (1825-1835); Самуил (1835-1840); Иоаким III (1840-1846); Мелетий (1846-1849); Неофит II (1849-1865); Софроний (Христидис; 1865-1873); Агафангел (1873-1885); Дорофей (Евелпидис; 1885 - июль 1886); Амвросий (Контос; 1886-1889); Афанасий (Илиадис; 1889-1911); Прокопий (Лазаридис; 1911-12 марта 1923).

Д. А. Коробейников


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ИКОНИЙ" в других словарях:

  • Иконий — (Ikónion)         византийское название г. Конья в Турции …   Большая советская энциклопедия

  • ИКОНИЙ —    • Iconium,          Ίκόνιον, столица малоазиатской области Ликаонии (Хеn. Anab. 1, 2, 19), самый восточный город Фригии, населенный и богатый, в прекрасной стране и при озере. Cic. ad. fam. 3, 8. 5, 20. 15, 4. Особенное значение приобретает… …   Реальный словарь классических древностей

  • Иконий — Запрос «Конья» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Город Конья тур. Konya Страна Турция …   Википедия

  • Иконий —          визант. назв. г. Коньи …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Конья — (Konya), город на юге Турции, административный центр иля Конья. 576 тыс. жителей (1994). Цементная, текстильная, пищевая промышленность. Ковроделие. Памятники средневековой мусульманской архитектуры (медресе Индже Минар, 1258, и др.). * * * КОНЬЯ …   Энциклопедический словарь

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В …   Православная энциклопедия

  • Византийско-сельджукские войны — Дата 1048 1308[1] Место Малая Азия, Армения, Сирия, Эгейское море, Фракия Итог Захват турками сельджуками значительн …   Википедия

  • Битва при Филомелионе — Византийско сельджукские войны Дата 1117 Место Филомелиум, соврем. Акшехир ту …   Википедия

  • Иисус — а, муж. Стар. редк.Отч.: Иисусович, Иисусовна.Происхождение: (Др. евр. имя Iesu‘a. Сокращение имени Iehosu‘a Яхве (бог) поможет.)Именины: 19 марта, 14 сент. Словарь личных имён. Иисус Спаситель (евр.). 19 (6) марта – преподобный Иисус (Иов)… …   Словарь личных имен

  • Святая Параскева — «Параскева Пятница», XV в., Вологодский музей Святая Параскева Пятница (греч …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»