ИННОКЕНТИЙ IV

ИННОКЕНТИЙ IV

(ок. 1195, Генуя– -- 7.12.1254, Неаполь; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист. Жизнеописание И. было составлено его духовником францисканцем Никколо да Кальви (де Карбио) предположительно в сер. 50-х гг. XIII в. Происходил из генуэзского рода графов де Лаванья, представители к-рого в сер. XII - сер. XIII в. занимали высокие церковные и имперские должности в Сев. Италии. Синибальдо был 6-м ребенком в семье, и с юности ему была предназначена церковная карьера. Получил начальное образование в Парме, где его дядя Обиццо Фьески занимал с 1194 г. епископскую кафедру, и там же стал каноником кафедрального собора. Изучал каноническое и гражданское право в Болонском ун-те, предположительно недолго преподавал там. Изложенные в пьемонтской хронике XIII в. сведения о его пребывании монахом, а затем аббатом в бенедиктинском мон-ре св. Бенигна (Фруттуария) близ Турина не подтверждаются. При папах Римских Гонории III и Григории IX быстро сделал карьеру в Римской курии благодаря как связям семьи, так и, вероятно, покровительству Григория IX. Папой Гонорием III в 1225 г. был назначен епископом Альбенгским, но отказался от назначения и работал в Римской курии. В 1226-1227 гг. был судьей-аудитором litterarum contradictarum (см. ст. Audientia). В 1227 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Лаврентия (S. Laurentii in Lucina). В том же году Синибальдо Фьески стал вице-канцлером Римской Церкви. В 1234-1240 гг. ректор Анконской марки и папский легат в Сев. Италии.

После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Папский престол почти полтора года оставался вакантным. Кардиналы, сторонники мирного разрешения конфликта с имп. Фридрихом II Штауфеном, затягивали с избранием нового папы. 25 окт. 1241 г. на конклаве, собравшемся впервые в истории католич. Церкви, был избран Римский папа Целестин IV (скончался через 16 дней после избрания). 25 июня 1243 г. в Ананьи кардиналы избрали папой Синибальдо Фьески, который имел репутацию прагматичного политика, лояльного к императору. 28 июня там же он был рукоположен во епископа и коронован.

Избрание нового папы состоялось в сложных политических условиях. Помимо растянувшегося на десятилетия конфликта с имп. Фридрихом II перед папой стояли задачи организовать защиту христ. мира от монголо-татар (в 1241-1242 они дошли до Далмации, существенно потеснили христ. и мусульм. гос-ва на Ближ. Востоке), оказать помощь лат. гос-вам крестоносцев на Св. земле (в 1244 хорезмийцы захватили Иерусалим, а возглавивший визант. сопротивление латинянам никейский имп. Иоанн III Дука Ватац перешел к наступлению на владения крестоносцев), сделать эффективной борьбу с еретиками, особенно во Франции и в Сев. Италии. Остро стояли вопросы о финансировании этих мероприятий и о материальных ресурсах католической Церкви.

Иннокентий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Иннокентий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)


Иннокентий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Фридрих II, рассчитывавший на разрешение многолетнего конфликта с Папским престолом в свою пользу, направил поздравления новому папе, предложив начать мирные переговоры. Однако ожидания императора и его сторонников не оправдались; события первых месяцев после избрания И. на Папский престол показали, что примирение с герм. императором невозможно. В сент. 1243 г. гвельфы совершили переворот в Витербо, к-рый впосл. был поддержан папой; в окт.-нояб. город выдержал осаду имп. войск. Мирные переговоры, проходившие в Риме, провалились: Фридрих II отказался исполнять заключенный 31 марта 1244 г. договор, согласно к-рому император обязывался вернуть понтифику захваченную им Папскую область в тех границах, к-рые были подтверждены «Золотой буллой» 1213 г. Впосл. Фридрих предпринял новую попытку сближения, однако И., стремясь избежать давления и опасаясь ограничения или лишения свободы и физического насилия со стороны императора, летом 1244 г. тайно бежал в Геную, а оттуда через Альпы в приграничный имперский г. Лион, находившийся в сфере влияния франц. кор. Людовика IX Святого. Там папа объявил, что намерен продолжить политику своих предшественников в отношении Фридриха II и потребовал от императора беспрекословного выполнения всех обязательств перед Церковью.

Летом 1245 г. состоялся Лионский I Собор. Сведения о числе участников Лионского Собора и об их национальном составе разнятся. Папа, стремясь превратить Собор в суд над герм. имп. Фридрихом II, заручился поддержкой епископов, пообещав им определенные политические уступки. Защита представителей императора во главе с Таддео да Свесса, ссылавшихся на нарушение судебной процедуры (MGH. Const. T. 2. P. 508), не принесла результата. С одобрения Собора буллой «Ad apostolice» от 17 июля 1245 г. И. подтвердил наложенное на императора отлучение от Церкви и низложил его (Potthast. RPR, N 11733), опираясь на разработанную средневек. канонистами концепцию о праве Римского папы низлагать светских правителей в случае совершения ими тяжких преступлений против веры и Церкви (вероотступничества, ереси, преследования Церкви и ее служителей, святотатства, клятвопреступления, убийства и т. д.). Фридрих II как гонитель (persecutor) Церкви терял статус законного правителя. Также на Соборе был составлен перечень грамот с привилегиями, дарованными Римской Церкви герм. императорами (Transsumpta) (Potthast. RPR, N 11717-11722). Из 91 пожалования, включенного в перечень, 2/3 принадлежали германским правителям, начиная с Оттона I (936-973, император с 962), и 1/3 - Фридриху II. В соответствии с соборными постановлениями на организацию крестового похода папой Римским и кардиналами выделялись традиц. десятина и 1/20 церковных доходов всех клириков; на помощь Латинской империи - 1/3 доходов папы Римского в течение 3 лет и половина доходов с незамещенных более 6 месяцев бенефициев. Были введены особые выплаты на оборону против монголо-татар и приняты меры по улучшению положения обремененных долгами мон-рей и приходов (Mansi. T. 23. Col. 619-632).

Отлучение Фридриха II от Церкви вызвало оживленную дискуссию среди современников (получивший известность в связи с этими событиями памфлет «Aeger cui lenia» долгое время ошибочно приписывался И.- см.: Herde. 1967; Dolcini. 1975). Изложенная в памфлете трактовка папской власти отличалась от обоснования примата власти папы, сформулированного И. (напр., в послании «Agni sponsa nobilis» кон. марта 1246 (Potthast. RPR, N 12044) и в глоссе к постановлению I Лионского Собора «Ad apostolice») и находившегося в целом в русле идей папы Римского Иннокентия III.

После Собора И. поддержал антиштауфеновскую оппозицию в Германии и Италии, среди прочего он предоставил тем, кто воевали против императора и его наследников, те же привилегии, к-рые были даны крестоносцам (в 1246, 1249, 1251). И. способствовал избранию в Германии антикоролей Генриха Распе (1246-1247) и Вильгельма Голландского (1247/48-1256). До смерти Фридриха II в 1250 г. И. не решался выехать из Лиона: прочные позиции императора в Италии делали невозможным возвращение папы в Рим. Но и император не мог оставить Италию, т. к. в его отсутствие обстановка в регионе становилась нестабильной. Лишь в 1251 г. И. с триумфом вернулся в Папскую область (права папы на эту территорию более никем не оспаривались). Из-за сильной проимп. оппозиции в Риме главными папскими резиденциями стали Перуджа и Ассизи. Уже осенью 1253 г. И. был вынужден уступить требованиям римлян, угрожавшим Ассизи войной, и вернуться в Рим. Его пребывание там было недолгим, вскоре он отправился в Умбрию, а оттуда в Неаполь.

После смерти императора Неаполь и Капуа перешли на сторону папы, однако незаконный сын Фридриха II кн. Тарентский Манфред (сицилийский король в 1258-1266) и нем. кор. Конрад IV (1250-1254) стремились вернуть Юж. Италию под власть Штауфенов. С 1252 г. И. вел переговоры с Карлом Анжуйским и братом англ. кор. Генриха III Ричардом Корнуоллским о передаче короны Сицилийского королевства. Отказ Ричарда от короны был связан с его нежеланием ввязываться из-за нее в войну; Карла Анжуйского не устроили те ограничения, к-рые накладывал И. на внутреннюю политику сицилийского короля (Les Registres d'Innocent IV. N 1819). В окт. 1253 г. войска Конрада IV вновь захватили Неаполь. В 1254 г. И. объявил против Конрада IV крестовый поход (послания от 16 и 17 февр. 1254 - Potthast. RPR, N 15239, 15240) и в Великий четверг отлучил его от Церкви. Вскоре после этого И. утвердил передачу еще не отвоеванного Сицилийского королевства в лен 2-му сыну англ. кор. Генриха III Эдмунду Ланкастерскому.

Умирая, Конрад IV передал регентство над Сицилийским королевством Бертольду фон Гогенбургу. 8 сент. 1254 г. папа отлучил от Церкви Бертольда и Манфреда, кн. Тарентского, и поручил Гильельмо Фьески, назначенному папским легатом на Сицилии и в Юж. Италии, собрать войско для похода против Штауфенов. Вскоре Бертольд передал регентство Манфреду, к-рый 27 сент. 1254 г. заключил с И. мирное соглашение. В соответствии с договором Манфред оставался регентом Сицилийского королевства и правителем своих наследственных земель, однако признавал верховную власть Римского папы. За сыном Конрада IV Конрадином признавались права на Сицилийское и Иерусалимское королевства и герц-ство Швабское (Les Registres d'Innocent IV. N 8023-8025). 27 окт. И. торжественно въехал в Неаполь. Манфред, не удовлетворенный условиями договора, вскоре бежал. Заручившись поддержкой сарацинов, он поднял восстание и 2 дек. 1254 г. разбил папские войска в битве при Фодже.

Борьба И. с имп. Фридрихом II и его сыновьями велась в ущерб остальным направлениям папской политики. Европ. правители не поддержали новый крестовый поход в Св. землю, к которому И. призвал буллой «Terra Sancta» от 6 февр. 1245 г. (Delorme. 1913) и к-рый был провозглашен I Лионским Собором. Средства, собранные с католич. духовенства, тратились на борьбу с герм. императором. В окт. 1247 г. И. приказал прекратить в Германии проповедь крестового похода в Св. землю и вести там антиимп. пропаганду (Les Registres d'Innocent IV. N 3384). В апр. 1245 г. папа позволил Афонсу (впосл. кор. Португалии Афонсу III) использовать армию, собранную им в Юж. Франции для крестового похода, против его брата кор. Португалии Саншу II, отлученного от Церкви в 1238 г. (буллой «Grandi non immerito» от 24 июля 1245 И. передал Афонсу управление королевством - Potthast. RPR, N 11751). Крестовый поход в Св. землю не был поддержан и в Англии. Единственным европ. правителем, отправившимся в 7-й крестовый поход (1248-1254), стал франц. кор. Людовик IX Святой.

Помощь папы гос-вам Латинской Романии, существование к-рых находилось под угрозой в связи с усилением Никейской империи, имела ограниченный характер. И. отправил неск. посланий главам лат. княжеств, призвав оказать поддержку лат. императору в К-поле (Potthast. RPR, N 11388). Папа не оставлял попыток заключить унию с правосл. К-польским патриархом, находившимся в Никее. Весной 1249 г. к никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу была направлена миссия во главе с генералом францисканского ордена Иоанном Пармским. Миссия добилась определенного успеха: хотя К-польский патриарх Мануил II, похвалив папу за стремление закончить схизму, указал на нерешенные догматические противоречия, препятствовавшие заключению унии (Hofmann. 1953), послы, прибывшие позднее от никейского императора, были готовы пойти на признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Доктринальные вопросы, в т. ч. вопрос о Filioque, деликатно обходились. Правосл. Церковь отвергла унию. Т. о., усилия никейской дипломатии достичь соглашения с Римом оказались напрасны.

Иннокентий IV, папа Римский, на I церковном Соборе в Лионе. Фронтиспис кн. Frizon P. Gallia Purpurata. P., 1638

Иннокентий IV, папа Римский, на I церковном Соборе в Лионе. Фронтиспис кн. Frizon P. Gallia Purpurata. P., 1638


Иннокентий IV, папа Римский, на I церковном Соборе в Лионе. Фронтиспис кн. Frizon P. Gallia Purpurata. P., 1638

И. поддерживал колонизаторскую и миссионерскую деятельность Тевтонского (Немецкого) ордена в Прибалтике (особенно в Литве). Через легата кард. Гилельмо да Модена папа учредил в Пруссии 4 новых еп-ства: Кульмское, Помезанское, Эрмландское, Замландское (1243). Посланием от 13 авг. 1243 г. (Preussisches Urkundenbuch. Königsberg, 1882. Bd. 1. H. 1. N 168) И. разрешил ордену вербовать рыцарей в Германии приватным образом, без публичной проповеди (sine predicatione publica). Буллой «Qui justis causis» от 23 сент. 1243 г. (Potthast. RPR, N 11137) И. призвал доминиканцев из Германии, Дании и Польши проповедовать крестовые походы в ливонские земли и приравнял участие в походе в Прибалтику к крестовому походу в Св. землю (впосл. булла неоднократно подтверждалась папами и была включена в булларий Ливонского ордена). И. санкционировал поход дат. кор. Эрика IV (1241-1250) на территорию совр. Эстонии (послание от 20 февр. 1245 - Potthast. RPR, N 11555), предоставив тому и материальное обеспечение (датский король в течение 3 лет должен был получать 1/3 доходов Лундского еп-ства).

В нач. 40-х гг. XIII в. войска монголов разорили Польшу, Венгрию, Чехию, южнослав. гос-ва; монг. разведывательный отряд дошел до Вены. 9 апр. 1241 г. в битве под Легницей были разгромлены объединенные польско-нем. войска; 11 апр. того же года в столкновении на р. Шайо потерпели поражение венг. кор. Бела IV и его брат хорват. герц. Коломан. В самом начале понтификата И. подтвердил провозглашенный Григорием IX крестовый поход против монголов (Potthast. RPR, N 11096; Les Registres d'Innocent IV. N 30). На I Лионском Соборе (Mansi. T. 23. Col. 627-628) с докладом о нашествии монголов выступил «Петр, архиепископ Руси» (по одной из версий, это мог быть Петр (Акерович), к-рого черниговский кн. Михаил Всеволодович поставил митрополитом Киевским). Еще перед Собором И. отправил к монголам 3 посольства во главе с францисканцем Дж. дель Плано Карпини (в Каракорум через Русь), доминиканцами Андреем из Лонжюмо и Асцелином (через Сирию в Персию). Плано Карпини удалось встретиться с великим ханом. Вместе с Плано Карпини в Лион прибыли 2 татар. посла с грамотой от хана Гуюка, в которой содержалось требование признать власть монг. правителя (текст грамоты опубл. в: Pelliot. 1922/1923. P. 11-12; Rachewiltz. 1971. P. 213-214). Андрей из Лонжюмо встретился с сир. султаном ас-Салихом Измаилом и эмиром Хомса аль-Мансуром Ибрахимом, а также провел переговоры близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с предложением признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон сообщал о готовности признать власть Римского папы и призвал его примириться с императором. Посольство доминиканца Асцелина Ломбардского достигло ставки монг. воеводы Байджу в Армении. Пренебрежение правилами монг. этикета настроило Байджу против послов и чуть не привело к их гибели. Послание вел. хана, доставленное Асцелином и 2 монг. эмиссарами, содержало те же требования, что и грамота, переданная через Плано Карпини. Вероятно, схожее содержание имела и грамота Байджу. Т. о., попытки И. установить дипломатические отношения с монг. ханом потерпели поражение.

Ордынская проблема была главной причиной временного сближения с Папским престолом рус. князей, искавших военной поддержки на Западе. Сохранились сведения о посольствах, к-рыми обменялись в 40-х гг. XIII в. И. и верховный правитель Галицко-Волынского княжества Даниил Романович. Зимой 1245/46 г. Плано Карпини, прибывший в Ленчицу и принявший участие в переговорах кн. Конрада I Мазовецкого с краковской кнж. Гремиславой, в присутствии правосл. епископов и бояр и кн. Василька Романовича прочитал письмо И., в котором папа призывал к единству с Римом. Вероятно, тогда в Лион к папе было отправлено посольство. В булле от 3 мая 1246 г. (это папское послание, наверное, было ответом на более раннее письмо Даниила Романовича, к-рое не сохр.,- см.: Флоря. 2007. С. 198) папа выразил радость по поводу стремления «князя Руси» к церковному единству и обещал князю свое покровительство и помощь против Орды (Акты исторические... T. 1. № 62; Potthast. RPR, N 12094). Римский папа назначил легатом «in partibus Russiae» Альберта II, архиеп. Прусского, Ливонского и Эстляндского. Также «по просьбе князя Руси» И. направил к тому доминиканцев Польской пров. ордена - Алексея и Генриха.

Очередной этап переговоров между Романовичами и Римом состоялся в июне 1247 г., когда Плано Карпини возвращался через Галицко-Волынскую Русь после завершения своей миссии. Галицко-волынские князья вновь заявили о желании подчиниться папе и Римской Церкви. Они отправили с Плано Карпини послов - Григория, игум. Святогорского мон-ря под Владимиром на Волыни, доминиканцев Алексея и Генриха, а также свящ. Хазелона из Вильсторфа. Несмотря на то что во главе посольства стоял правосл. клирик, обращения от духовенства к папе он не привез; в чем выражалось участие правосл. духовенства в действиях галицко-волынских князей, остается неясным.

27 авг. 1247 г. И. отправил 3 послания галицко-волынским князьям, в них он подтвердил свое покровительство Даниилу Романовичу, его семье и гос-ву, одобрил намерение князя и его брата отвоевать земли, незаконно захваченные рус. правителями, не состоявшими в единстве с католич. Церковью, запретил крестоносцам предъявлять к.-л. требования Романовичам и приобретать имущество в их владениях, а также разрешил рус. духовенству совершать богослужение на квасном хлебе и сохранять др. греч. богослужебные обычаи (Potthast. RPR, N 12668-12670). На папского легата архиеп. Альберта II была возложена задача принять от Даниила Романовича, а также от др. князей и сановников присягу на верность унии, что, вероятно, не было осуществлено. Очевидно осознав, что реальную военную помощь папа оказать не сможет, и, возможно, ожидая результатов переговоров И. о союзе с никейским императором, князь временно отказался от идеи заключить унию с католич. Церковью. В 1253 г. переговоры об унии возобновились (о причинах см.: Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 254-259). В 1253 или в 1254 г. Даниил Романович под влиянием польск. союзников, к-рые обещали ему военную помощь против монголов, был коронован в Дорогичине папским легатом Опизоном из Медзано. Церковная уния, основанная исключительно на стремлении Даниила получить военную поддержку с Запада, оказалась непрочной, о чем свидетельствует послание 1257 г. папы Римского Александра IV, к-рый упрекает Даниила за отступничество (Potthast. RPR, N 16731).

Сохранились 2 папских послания, адресованные св. блгв. вел. кн. Александру Ярославичу Невскому. В послании «Pater futuri seculi» от 22 янв. 1248 г. (Акты исторические... T. 1. № 78; Potthast. RPR, N 12815) И. призвал князя последовать примеру его отца, к-рый во время встречи с Плано Карпини в Каракоруме продемонстрировал готовность наладить отношения с Римской Церковью, и просил князя сообщать рыцарям Тевтонского ордена о возможных нападениях монголов. В сент. 1248 г. папа отправил новое послание «Aperuit Dominus oculos» (Baluze E. Miscellanea Historica de Baluze / Ed. J. D. Mansi. Lucae, 1761. T. 1. P. 207; Potthast. RPR, N 13023). Он был доволен согласием князя «путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви» и сообщением о строительстве в Пскове кафедрального собора. Исследователи по-разному оценивают текст этого послания: большинство относятся к утверждениям И. скептически, полагая ошибочным отождествление адресата с Александром Невским. Однако, по мнению А. А. Горского, оптимизм послания папы Римского был основан на некоем «нейтрально-дружественном» ответе от находившегося в Орде Александра (Горский. 1993). В связи с этим как поворотный момент в политике новгородского князя следует рассматривать его отказ от принятия католичества, к-рый был дан прибывшим к нему уже после его возвращения из Орды послам (сведения о чем содержатся в Житии князя - Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 8).

Внутрицерковная политика

В последние годы понтификата И. уделял особое внимание инквизиции. В 1252-1254 гг. папа упорядочил и унифицировал инквизиционную процедуру, взяв за основу руководство для инквизиторов «Ordo processus Narbonnensis» (ок. 1244). В 1252 г. буллой «Ad extirpanda» (Mansi. T. 23. Col. 569) для получения признания подозреваемого в ереси была разрешена пытка. Доминиканцы и францисканцы получили от И. право наравне с епископами и аббатами проводить инквизиционные расследования.

Активно поддерживая нищенствующие ордены, папа привлекал их к антиимп. пропаганде в Германии и в Италии, использовал в дипломатических миссиях к монголам и на Восток. В 1245 г. руководство ордена францисканцев обратилось к папе с просьбой разъяснить положения орденского устава, к-рые на практике нередко нарушались, что приводило к конфликтам внутри ордена. 14 нояб. 1245 г. И. отправил францисканцам послание «Ordinem vestrum» (Potthast. RPR, N 11962), которое стало 2-м папским толкованием францисканского устава (после буллы Григория IX «Quo elongati» от 1230): члены ордена получили разрешение покупать все необходимое для удобства (commoda); все движимое и недвижимое имущество ордена объявлялось собственностью Римской Церкви в тех случаях, когда жертвователи не желали сохранить за собой права обладания им, францисканцам даровалось лишь право пользования этим имуществом; были расширены права провинциалов в вопросах приема в братство новых членов и проверки знаний монахов, желавших стать проповедниками. 19 авг. 1247 г. бреве «Quanto studiosius» (Potthast. RPR, N 12653) папа наделил членов ордена правом самостоятельно выбирать синдиков, ведавших хозяйственными делами мон-рей и могущих приобретать, продавать или обменивать вещи, к-рые были переданы или уступлены ордену (прежде синдики назначались папой Римским). Бреве стало причиной ожесточенных споров среди францисканцев. На генеральном капитуле в Меце (1254) по настоянию главы ордена Иоанна Пармского было решено отказаться от этой привилегии, а также признать недействительными те положения послания «Ordinem vestrum», к-рые не соответствовали постановлению «Quo elongati». При И. представители францисканского ордена стали занимать епископские кафедры в Италии и за ее пределами: в 1241 г. францисканец Леоне да Перего стал архиепископом Миланским, в 1247 г. францисканец Эд Риго был избран на Руанскую кафедру.

В последний год понтификата И. отношения с нищенствующими орденами резко ухудшились из-за конфликтной ситуации с францисканскими и доминиканскими преподавателями Сорбонны. В апр. 1253 г. ун-т постановил, что в коллегию магистров может быть принят только тот, кто поклянется точно исполнять предписания университетского устава, против чего выступили 2 профессора, члены ордена доминиканцев, отказавшиеся принести клятву. Представители францисканцев и доминиканцев обратились с жалобой к И., к-рый в июле 1253 г. приказал парижским магистрам принимать в коллегию миноритов и доминиканцев. В 1254 г. магистры во главе с прокуратором Сорбонны Вильгельмом из Сент-Амура, воспользовавшись скандалом с трактатом «Введение в Вечное Евангелие» францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино, разделявшего популярные среди членов этого ордена идеи Иоахима Флорского, смогли скомпрометировать в глазах папы нищенствующие ордены, обвинив их в распространении ереси. 4 июля 1254 г. И. подтвердил изданные магистрами статуты против францисканцев и доминиканцев, а буллой «Etsi animarum» (Potthast. RPR, N 15562) от 20 нояб. того же года сократил их привилегии, запретив им привлекать на свои воскресные службы верующих из приходов, отпускать грехи и хоронить мирян на своих кладбищах. После смерти И. папа Римский Александр IV отменил эти постановления.

В 1244 г. И. даровал неск. группам североитал. аскетов и еремитов устав блж. Августина (см. Августина устав). Утвердил уставы монашеских орденов сильвестринцев (1247) и монахинь-кларисс (1253). И. канонизировал Эдмунда Рича, архиеп. Кентерберийского (1246), Вильгельма, еп. Сен-Бриё (1247), мученически погибшего доминиканского инквизитора Петра Веронского (1253), Станислава, еп. Краковского (1253).

Во время пребывания в Лионе в 1244-1245 гг. И. издал буллу «Quum de diversis» (Potthast. RPR, N 15128), согласно к-рой статус ун-та («studium generalis») получили неск. юридических и богословских школ при папской курии - «Studium (Romanae) Curiae». Однако исследователи не пришли к единому мнению относительно того, был ли «Studium Curiae» отдельным учреждением или относился к Римскому ун-ту («Studium Urbis»), статус «studium generalis» которому был присвоен лишь при папе Римском Бонифации VIII (Paravicini Bagliani. 1989; обзор историографии см.: Grendler P. Universities of the Italian Renaissance. Baltimore, 2002. P. 56-57).

Современники обвиняли И. в чрезмерном увеличении налогов, в высоком уровне коррупции и непотизма в Римской курии. И. возвел в кардинальское достоинство 2 родственников (один из них - Оттобоно Фьески, впосл. папа Римский Адриан V). Вместе с тем он стремился упорядочить работу куриальных судов и канцелярии. Пять из назначенных И. 15 кардиналов были французами, многие из них - теологи и канонисты, получившие образование и преподававшие в Парижском, Болонском и др. ун-тах. При И. в папской канцелярии увеличилось число юристов с университетским образованием (среди них были канонисты Генрих (Энрике) Сузанский, кард.-еп. Остийский, Годрид Транийский, Бернард Младший из Сантьяго-де-Компостела). Считается, что при И. было введено красное облачение для кардиналов.

По распоряжению И. в Риме были построены небольшой укрепленный дворец (к северу от Ватиканской базилики), к-рый мог использоваться как папская резиденция, и новая резиденция рим. викария - ц. Четырех мучеников, знаменитая благодаря освященной 22 марта 1247 г. капелле св. Сильвестра с фресками сцен из Жития Римского еп. Сильвестра и «Константинова дара».

И. был похоронен в Неаполе в бывш. кафедральном соборе св. Лаврентия; в нач. XIV в. его останки перенесли в новый кафедральный собор св. Ианнуария.

Сочинения

И.- крупный канонист, которому принадлежит обширный комментарий «Apparatus» (предположительно между 1245 и 1254) на свод канонического права «Liber Extra» Григория IX (см. Декреталии Григория IX). Комментарий И. имел большое значение для развития канонического права, учений о юридическом лице, о корпорации, о папском примате (plenitudo potestatis) и во многом повлиял на декреталистов XIII в. «Apparatus» сохранился в большом количестве списков и неоднократно переиздавался в Новое время. Декреталия И. «Quia frequenter» о порядке папских выборов из-за противодействия кардиналов не была претворена в жизнь. И. является автором краткого трактата о процессуальных возражениях-эксцепциях («De exceptionibus», 20-е гг. XIII в.). Сохранились более 4,5 тыс. посланий и др. куриальных документов, датируемых временем понтификата И., не считая многочисленных полемических памфлетов против императора и его сторонников. На основе своих декреталий и постановлений I Лионского Собора, посвященных церковному процессуальному и уголовному праву, правам архиепископов и их суффраганов, распределению бенефициев, в 1245, 1246, 1253 гг. в добавление к «Liber Extra» И. издал 41 Новеллу. В XIII в. к Новеллам было составлено ок. 25 сборников глосс и комментариев, в т. ч. «Apparatus». Нек-рые грамоты И. хранятся в РНБ.

И. ошибочно приписываются руководство по ведению судебного процесса «Ordo iudiciarius», политические памфлеты против Фридриха II «Eger cui lenia» (1245/46) и «Liber Apologeticus», а также трактат о покаянной дисциплине «Summa de poenitentia» (или «Summa confessionum»), автором к-рого, вероятно, является Томас Кобем, еп. Вустерский (XIV в.).

Соч.: Commentaria super quinque Decretalium libros: Cum indice peculiari nunc recens collecto, novisque insuper Summariis additis, et Margarita Baldi de Ubaldis Perusini. Francoforti ad Moenum, 1570. Fr./M., 1968r.

Ист.: Nicolaus de Carbio. Vita Innocentii IV // Melloni A. Innocenzo IV: La concezione e l'esperienza della cristianità come regimen unius personae. Genova, 1990. P. 259-293; Pagnotti F. Niccolò da Calvi e la sua Vita d'Innocenzo IV // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1898. Vol. 21. P. 5-120 [Nicolaus de Carbio. Vita Innocentii IV. P. 76-120]; Diplovatatius Thomas. Vita domini Innocentii Papae IV // Innocentius IV, papa. Commentaria super quinque Decretalium libros: Cum indice peculiari nunc recens collecto, novisque insuper Summariis additis, et Margarita Baldi de Ubaldis Perusini. Francoforti ad Moenum, 1570. Fol. 4v-5v; Mattheus Parisiensis. Chronica majora / Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4; Idem / Ed. F. Liebermann // MGH. SS. T. 28. P. 107-389; Les Registres d'Innocent IV publiés ou analysés d'après les manuscrits originaux du Vatican et de Bibliothèque nationale / Éd. E. Berger. P., 1884-1921. 4 vol.; Potthast. RPR. 1875. T. 2. P. 943-1285, 2110-2124; Hofmann G. Patriarch v. Nikaia Manuel II. an Papst Innozenz IV. // OCP. 1953. Vol. 19. P. 59-70; Abate G. Lettere secrete d'Innocenzo IV // Miscellanea Francescana. R., 1955. Vol. 55. P. 317-378; Delorme F. M. Bulle d'Innocent IV pour la Croisade // AFH. 1913. Vol. 6. P. 386-389; MGH. Epp. saec. XIII / Ed. K. Rodenberg. 1887. T. 2; 1894. T. 3; Mansi. T. 23. Col. 605-686; COD. B., 1972. P. 283-293; Acta Innocentii PP. IV (1243 ad 1254) e regestis vaticanis / Ed. Th. T. Hagluscynskyj, M. M. Wojnar. R., 1962; Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым = Historica Russiae Monumenta. СПб., 1841. Т. 1. № 77, 78; Матузова В. И., Пашуто В. Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому // Studia historica in honorem H. Kruus. Tallinn, 1971. С. 136-138; Regesta Imperii. Ser. 5. Abt. 2. Bd. 2-3 / Hrsg. J. F. Böhmer et al. (http://regesta-imperii.adwmainz.de [Электр. ресурс]); La documentacion pontificia de Inocencio IV (1243-1254) / Ed. A. Quintano Pietra. R., 1987. 2 vol.

Лит.: Дашкевич Н. Первая уния Юго-Зап. Руси с католичеством (1246-1254). К., 1884; Berger E. St. Louis et Innocent IV: Étude sur les rapports de la France et du Saint-Siège // Les Registres d'Innocent IV / Éd. E. Berger. P., 1887. Vol. 2. (отд. изд.: P., 1893); Pelliot P. Les Mongols et la papauté // ROC. 1922/1923. Vol. 23. P. 3-30; 1924. Vol. 24. P. 225-335; 1931/1932. Vol. 28. P. 3-84; Kuttner S. Die Konstitutionen des ersten allgemeinen Konzils von Lyon // Studia et Documenta Historiae et Iuris. R., 1940. Bd. 6. S. 70-131; Kessler P.-J. Untersuchungen über die Novellengesetzgebung Papst Innozenz' IV. // ZSRG.K. 1942. Bd. 31. S. 142-320; 1943. Bd. 32. S. 300-383; 1944. Bd. 33. S. 56-128; Pacaut M. L'authorité pontificale selon Innocent IV // Le Moyen Âge. P., 1960. Vol. 66. P. 85-119; Wolter H., Holstein H. Lyon I et Lyon II. P., 1966; Piergiovanni V. Sinibaldo dei Fieschi decretalista: Ricerche sulla vita // Studia Gratiana. 1967. Vol. 14. P. 125-154; Herde P. Ein Pamphlet der päpstlichen Kurie gegen Kaiser Friedrich II. von 1245/46 («Eger cui lenia») // DA. 1967. Bd. 23. S. 468-538; Le Bras G. Innocent IV romaniste: Examen de l'Apparatus // Studia Gratiana. 1967. Vol. 11. P. 305-326; Rachewiltz I., de. Papal Envoys to the Great Khans. L., 1971; Dolcini C. «Eger cui lenia» (1245/46): Innocenzo IV, Tolomeo da Lucca e Guglielmo d'Ockham // Rivista di Storia della Chiesa in Italia. R., 1975. Vol. 29. P. 127-148; A History of the Crusades / Ed. K. M. Setton. Madison, 1975 2. Vol. 3; Setton K. M. The Papacy and the Levant (1204-1571). Phil., 1976. Vol. 1. P. 64-71; Рошко Г. Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия: Послание папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому // Символ. П., 1988. № 20. С. 92-114; Paravicini Bagliani A. La fondazione dello Studium Curiae: Una rilettura critica // Luoghi e metodi di insegnamento nell'Italia Medioevale (sec. XII-XIV). Padova, 1989. P. 57-81; idem. Il corpo del papa. Torino, 1994; idem. Innocenzo IV // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 384-393; Melloni A. Innocenzo IV: La concezione e l'esperienza della cristianità come regimen unius personae. Genova, 1990; Горский А. А. Между Римом и Каракорумом: Даниил Галицкий и Александр Невский // Страницы отечественной истории. М., 1993. С. 7-11; он же. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского // Александр Невский и история России. Новгород, 1996. С. 64-75; Казбекова Е. В. Вклад Иннокентия IV в развитие канонического права XIII в.: На мат-ле Новелл // СВ. 2003. Вып. 64. С. 105-126; Halfter P., Schmidt A. Der römische Stuhl und die armenische Christenheit zur Zeit Papst Innozenz IV. // Le Museon. Louvain-la-Neuve, 2003. Vol. 116. N 1/2. P. 91-135; Bertram M. Die Extravaganten Gregors IX. und Innozenz'IV. (1234-1254) // ZSRG.K. 2006. Bd. 92. S. 1-44; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. М., 2007. С. 198-208.

А. К. Гладков, А. Л. Дунаев, Н. А. Ломакин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ИННОКЕНТИЙ IV" в других словарях:

  • Иннокентий — (Innocentius) Этимологическое значение: «невинный» Иноязычные аналоги: лат. Innocentius Связанные статьи: начинающиеся с «Иннокентий» …   Википедия

  • Иннокентий — я, муж.Отч.: Иннокентиевич, Иннокентиевна и Иннокентьевич, Иннокентьевна; разг. Иннокентьич.Производные: Иннокентьюшка; Ина (Иня); Инюша; Кеня (Кена); Кеха; Кеша.Происхождение: (Лат. innocens (род. п. innocentis) невинный.)Именины: 22 февр., 1… …   Словарь личных имен

  • ИННОКЕНТИЙ V — Иннокентий V, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий V, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1225, обл. Тарантез (совр. Франция) 22.06. 1276, Рим; до избрания папой… …   Православная энциклопедия

  • ИННОКЕНТИЙ IX — Иннокентий IХ, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий IХ, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (20 или 22.07.1519, Болонья 30.12.1591, Рим; до избрания папой Джованни… …   Православная энциклопедия

  • ИННОКЕНТИЙ — ИННОКЕНТИЙ, в миру Борисов Иван Алексеевич (род. ? – ум. 1857, Харьков) – рус. философ, богослов, ректор Киевской духовной академии (с 1830), епископ черниговский (с 1836), архиепископ херсонский, вологодский (с 1841), херсонский и таврический (с …   Философская энциклопедия

  • Иннокентий — преподобный, из рода князей Охлябининых, ученик преподобного Нила Сорского , с которым путешествовал на Восток к святым местам; жил несколько лет в афонских и константинопольских монастырях и возвратился в Кириллов Белозерский монастырь, после… …   Биографический словарь

  • иннокентий — невинный, непорочный; Иннокентьюшка, Ина, Инюша, Кеня, Кеха, Кеша Словарь русских синонимов. иннокентий сущ., кол во синонимов: 2 • имя (1104) • кеша …   Словарь синонимов

  • ИННОКЕНТИЙ — (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800 57) русский православный богослов и церковный оратор. Профессор Санкт Петербургской (с 1824) и ректор (с 1830) Киевской духовных академий, содействовал перестройке духовно учебных заведений. С 1836 епископ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИННОКЕНТИЙ — (в миру Иван Евсеевич Попов Вениаминов) (1797 1879) русский православный миссионер, епископ Камчатский (1840 68), затем Московский и Коломенский. Распространял христианство среди народов Вост. Сибири (алеутов, колошей и др.), при его участии Св.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИННОКЕНТИЙ IV — (ок. 1195 1254) римский папа с 1243. Боролся с императором Фридрихом II, Конрадом IV за верховенство над светской властью. Поддерживал Тевтонский орден …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИННОКЕНТИЙ — (в миру Иван Евсеевич Попов Вениаминов) (1797 1879), православный миссионер, епископ Камчатский (1840 68), затем Московский и Коломенский. Распространял христианство среди народов Восточной Сибири (алеутов, колошей и др.), при его участии… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»