АНАЛОЙНАЯ ИКОНА это:

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА

особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение (греч. προσκύνησις) и целование А. и., представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда - святого покровителя храма или местночтимый образ Божией Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления Всел. VII Собора (787). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания (см. Православия неделя), состоявшейся 11 марта 843 г. в соборе Св. Софии К-польской, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы.

Необходимость иметь в храме А. и. для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые - на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, к-рые совершаются в храме (см. Действа литургические). Литургические серии А. и. известны с XI-XII вв. Это сохранившиеся до наст. времени двусторонние полиптихи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае. К ним можно также отнести небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и ГТГ, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы «    » и др. Наиболее полными рус. сериями являются т. н. иконы-таблетки 1-й трети (или 2-й четв.) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (СПМЗ. № 2765, 2766, 2769) и рубежа XV-XVI вв. из собора Св. Софии в Новгороде, столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (СИХМ). Возможно, что упоминание 1-го из этих комплектов («полотенец», как их называют в церковных описях и вкладных книгах), относящееся к кон. XV в., зафиксировано в описи ризницы Троице-Сергиева мон-ря 1575 г.: «Дал вкладу старец Вельямин Плещеев двенадцать праздников в киоте на полотенце, киот обложен серебром» (Николаева. № 151). По описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г., «30 празников на пятинатцати полотенцех, что на налое кладуть, да 2 киота обложены серебром, а в них кладуть праздникы на налое» находились в алтаре соборной церкви (Георгиевский. С. 6). Опись икон Успенского собора Московского Кремля 1621 г. содержит запись о киоте, стоявшем на аналое, в к-ром помещалось 16 «полотенец празников» и 12 «полотенец минеи» (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. стб. 398). Большое число А. и. занесено в монастырские переписные книги и описи церквей XVI-XVII вв. Наиболее полное описание практики использования икон-таблеток на протяжении всего литургического года содержит новгородский Чиновник Софийского собора (окончательная редакция 1626-1634).

Иконография А. и., как показывают самые ранние их серии, восходит к иллюстрациям литургических книг, возлагавшихся при чтении на аналой: Евангелия, Апостола, служебных Миней, Цветной и Постной Триодей, корпус к-рых в основном сформировался к XI в. К этому времени следует отнести и появление типа и особенностей А. и. Не только иконография, но и книжный формат, миниатюрный стиль письма, двусторонняя композиция повторяют приемы книжной иллюстрации. Не случайно сложенные в ковчег иконы-таблетки, по словам архидиак. Павла Алеппского, казались «подобием книги» (Путешествие Патриарха Макария в Россию. С. 130).

Кроме моментов, когда А. и. использовались за богослужением, они хранились в ковчежцах на полках аналоев, покрытых пеленой, или в алтаре или ризнице храма в коробах, ларцах или киотах.

А. и. служили также образцами для иконописцев, о чем свидетельствуют не только иконографические параллели с монументальными образами иконостасов и фресок, но и сведения из монастырских описей и др. документов, упоминающих о наличии двусторонних иконных образцов в составе имущества иконописцев.

Лит.: Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 3. С. 130; Голубцов. Чиновник; Анисимов А. И. Каталог выставки XV всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отд. II (церковный). Новгород, 1911. С. 14; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 6; Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1956-1958. 2 vol.; Weitzmann K. The Studies in Classical and Byzantine manuscript illumination. Chicago; L., 1971. P. 296-300; Лазарев B. H. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. С. 50; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 151; Вздорнов Г. И. Заметки о Софийских святцах // Bsl. 1979. T. 50. N 2; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 301-320; НКС. Т. 4. С. 75; Weitzmann K. Icons programs at Sinai // DXAE. T. 12. 1984. Athens, 1986. S . 108-109; Belting H. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Münch., 1990. S. 122, Note 1; Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the 11th Century) // Sinai: Treasures of the Monastery of S. Catherine. Athens, 1990. P. 99; Новосельская Е. Г. Древнерусские иконы-таблетки из ризницы Троице-Сергиевой лавры // Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея. М., 1990. С. 39-49; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Centuries // Ibid. Р. 104; Евсеева Л. М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора // 125 лет Новгородскому музею: Мат-лы науч. конф. Новгород, 1991. С. 86-93; она же. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 65-80; она же. Афонская книга. С. 125-131; Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Серг. П., 1996. С. 8-10. № 1; Evseeva L. M. Dubbelzijdige lezenaarikonen // Uit het hart van Rusland: Ikonen en miniaturen. Utrecht; Zwolle, 1999. S. 21-30, 48-73. Kat. N 1-12.

И. А. Шалина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АНАЛОЙНАЯ ИКОНА" в других словарях:

  • аналойная икона —     Икона небольшого размера, хранящаяся на полке в алтарной части храма или в ризнице. А. И. возлагают на аналой в дни празднования различных событий церковной истории (например, Двунадесятые праздники) или в дни поклонения святым, которые на… …   Словарь иконописца

  • Аналойная икона — …   Википедия

  • ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… …   Православная энциклопедия

  • БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Боголюбская икона Божией Матери. 3 я четв. XII в. Фотография. 1977 г. Боголюбская икона Божией Матери. 3 я четв. XII в. Фотография. 1977 г.[Боголюбовская], (празд. 18 июня), чудотворный образ 3 й четв. XII в. Первоначально икона находилась в… …   Православная энциклопедия

  • Храм Ризоположения на Донской — Православный храм Храм Ризоположения на Донской …   Википедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • Вологодская иконопись — Богоматерь Умиление Подкубенская. 1 я треть XIV в., ВГИАХМЗ, Вологда Вологодская иконопись  стиль и школа иконописи, сложившиеся в XIV XVI веках в …   Википедия

  • Петропавловский собор (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петропавловский собор (значения).  памятник архитектуры (федеральный) Православн …   Википедия

  • АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ — (2 я пол. XIV в.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля в Соборе Радонежских святых, в 3 ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), основатель череповецкого мон ря в честь Воскресения Господня. Вкладная запись 1567 г. в одной из… …   Православная энциклопедия

  • МУРОМСКИЙ СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь — Владимирская еп., в Муроме. Основан в 1098; перестроен в XVI и XVII вв. Из древних икон были замечательны: Преображения Господня, Спасителя, Богоматери, св. Иоанна Богослова (1637) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693). В… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»