ИОАНН VI

ИОАНН VI

патриарх К-польский (кон. 711 (нач. 712) - июль 715). До Патриаршества был диаконом и хартофилаксом в ведомстве Великой ц. в К-поле. В кон. 711 (или нач. 712) г. Собором епископов в К-поле под давлением имп. Филиппика Вардана был низложен К-польский патриарх Кир (конкретные обвинения в его адрес неизвестны) и возведен на Патриарший престол И., человек, зависимый от императора, который пытался реставрировать монофелитство в Византии. К-польский Собор осудил постановления VI Вселенского Собора (680-681) и восстановил монофелитство. Документы К-польского Собора были получены в Риме, но папа Константин I отверг постановления и признал интронизацию И. незаконной, о чем можно судить из жизнеописания преемника Константина I - папы Григория II (715-731) в «Liber Pontificalis».

Отношение И. к монофелитству в период правления имп. Филиппика (до июня 713) остается неясным. В позднейшем апологетическом послании к папе Константину (713) И. доказывал, что никогда не принадлежал к еретикам-монофелитам, но только уступал давлению императора-тирана. Возможно, И. медлил нек-рое время с отправкой окружного послания в Рим, поскольку имп. Филиппик не разрешал писать в Рим по поводу проблем, связанных с вероисповеданием. И. не хотел компрометировать себя промонофелитскими выступлениями и пытался дистанцироваться от политики имп. Филиппика.

3 июня 713 г. в результате мятежа армии имп. Филиппик Вардан был свергнут. Уже на следующий день И. короновал нового императора - патрикия Артемия (Филартемия), к-рый принял тронное имя Анастасий II. Возможно, И. участвовал в заговоре против Филиппика. Анастасий II аннулировал распоряжения Филиппика о монофелитстве и поспешил издать сакру о восстановлении вероучения VI Вселенского Собора; И. и клир К-польской Церкви с одобрением встретили это решение.

Во 2-й пол. 713 г., вскоре после переворота, И. направил папе Константину I синодику и апологетическое послание, в к-ром писал, что поддерживал монофелитов в угоду императору. После низложения Филиппика И. вернулся к православию. Текст апологетического послания И. (᾿Επιστολὴ ἀπολογητική или ᾿Απολογίας γράμματα) сохранился по-гречески в приложении к актам VI Вселенского Собора (Mansi. T. 12. Col. 196-206; PG. 96. Col. 1416-1433), составленном диаконом и хартофилаксом Великой ц. Агафоном, и на латыни в сборнике корреспонденции папы Константина I (Constantinus, papa. Ep. 3 // PL. 89. Col. 341). Апология И. содержит лестные отзывы в адрес Римского престола, к-рый все христиане признают главой священства. И. просил папу принять К-польскую Церковь в общение, что будет способствовать ее исцелению от монофелитства. Он писал, что не стремился стать патриархом, но принял этот сан ради спасения Церкви от нестроений. И. признает, что шел на уступки тирану, но только для того, чтобы избежать большего зла; он не упоминал о решениях VI Вселенского Собора, потому что хотел сохранить незыблемыми догматы Халкидонского Собора. Филиппик ничего не добился уничтожением имп. копии актов VI Вселенского Cобора, т. к. И. сохранил в патриаршем ведомстве копию с подлинными подписями имп. Константина IV и участников Собора. И. просил папу забыть о временном восстановлении монофелитства в К-польской Церкви и выражал надежду, что тот ответит на его послание и синодику. Об ответе папы Константина ничего не известно. Восстановление общения с Римом в тот период, видимо, так и не произошло.

Вскоре после избрания Григория папой Римским И. обратился к нему с посланием, в к-ром заявлял о своей приверженности православию и желании восстановить общение с Римской Церковью. Григорий II ответил, что решение Римского престола относительно И. остается прежним и он отказывается вступать в общение с иерархом, уличенным в ереси. И. безуспешно пытался завязать переписку с папой Римским.

Историк Леонтий Армянский приводит формулу отлучения армян, которая была издана И. 3 апр. 713 г. и должна была зачитываться на Пасху ежегодно. Отлучение было издано И. по инициативе имп. Филиппика и скорее по политическим мотивам, в связи с участием армян в войнах против Византии на стороне арабов (RegImp, N 272).

По свидетельству визант. хрониста Иоанна Зонары (XII в.), И. был низложен и Патриарший престол занял свт. Герман I, бывш. митр. Кизика. Это смещение иногда объясняется давлением Рима на имп. Анастасия II (ActaSS. Febr. T. 2. P. 964; Brooks E. W. On the Lists of the Patriarchs of Constantinople, 638-715 // BZ. 1897. Bd. 6. N 1. S. 53). Визант. хронист Феофан Исповедник (нач. IX в.), чьи сведения являются одним из основных источников, сообщающих о событиях VIII в., не упоминает о низложении И.

Возможно, об И. идет речь в месяцесловной статье под 30 июля Патмосского списка Типикона Великой ц. (IX-X вв.), где упоминается память «иже во святых отца нашего архиепископа К-польского Иоанна» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 98). В др. визант. календарях этот день памяти не встречается. Исследователи затрудняются в отождествлении этого Иоанна с кем-либо из К-польских патриархов (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 231), однако вероятная датировка смерти И. июлем 715 г. (11 авг. 715 на Патриарший престол был возведен свт. Герман) позволяет предположить, что речь может идти о нем.

Соч.: Mansi. T. 12. Col. 189-208; ACO. T. 2. Vol. 2. Pt. 2. P. 901-908.

Ист.: LP. T. 1. P. 391-983; Niceph. Callist. Catalog. // PG. 147. Col. 457; Theoph. Chron. P. 381-383; Niceph. Chronogr. P. 118; Zonara. Annales. P. 244-245; SynCP. Col. 855.

Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 234-235; Hefele K. J., von. A History of the Councils. Edinb., 18962. Vol. 5. P. 257-259; CPG, N 8000; RegPatr, N 320-324; RegImp, N 271-273; Pargoire J. L'Église Byzantine de 527 à 845. P., 1905. P. 166-167; Grumel V. La commémorasion des patriarches Constantin le Nouveau et Jean // AnBoll. 1967. Vol. 85. P. 332-335; Dieten J. L., van. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel. Т. 4: Von Sergius I. bis Johannes VI (610-715). Amst., 1972. S. 166-173; PMBZ, N 2954.

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН VI" в других словарях:

  • Иоанн — Иоанн: Иоанн (имя)  имя древнееврейского происхождения. От него произошло русское имя Иван. Персоналии по имени Иоанн Каппадокийский (лат. Iohannis Orientalis)  префект Востока (532 541) в Византийской империи, патриций и консул… …   Википедия

  • Иоанн ХХІІ — Иоанн XXII лат. Johannes PP. XXII 196 й папа римский …   Википедия

  • Иоанн ХХІ — Иоанн XXI лат. Johannes PP. XXI 187 й папа римский …   Википедия

  • Иоанн XI — (906 декабрь 935) папа римский (март 931 декабрь 935), внебрачный сын Марозии и папы Сергия III. Получив благодаря матери престол почти мальчиком, Иоанн вместе с ней был заключён в тюрьму другим её сыном, Альберихом, и умер в заключении. Папа… …   Википедия

  • Иоанн ІІ — Иоанн II (лат. Johannes PP. II), (? 17 октября 535) папа римский с 2 января 533 по 8 мая 535. Римлянин по имени Меркурий. Стал первым римским папой, сменившим имя при вступлении на престол (в данном случае чтобы не называться именем языческого… …   Википедия

  • Иоанн ІХ — Иоанн IX папа римский (898 900). Родом из Тиволи, монах Бенедиктинского ордена. Его избранию предшествовали Трупный синод и подозрительные смерти двух его предшественников. Иоанн представлял в Латеране партию покойного Формоза, которой… …   Википедия

  • Иоанн I — Иоанн I: Иоанн I Талайя (греч. Πατριάρχης Ιωάννης Α΄ ο Ταλαϊάς)  патриарх Александрийский в 482 году. Иоанн I (папа римский) (лат. Johannes PP. I; ? 526)  папа римский в 523 526 годах. Иоанн I Лемигий  экзарх Равенны в… …   Википедия

  • Иоанн XX — (лат. Johannes PP. XX)  никогда не существовавший папа Римский. Известный исторический казус[1]. Содержание 1 История 2 Иоанн XX в культуре …   Википедия

  • ИОАНН XV — Иоанн XV, папа Римский. Роспись ц. Сан Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. Иоанн XV, папа Римский. Роспись ц. Сан Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. († март 996, Рим), папа Римский (с авг. 985). Сведения о его жизни до избрания на Папский престол скудны.… …   Православная энциклопедия

  • Иоанн — (греч. ф ма (Иоаннес) евр. имени Иоханан, Яхве милостив ): 1) отец Симона Петра (Ин 1:42; 21:15 17, в Синод. пер. везде Иона); иногда встречается кр. ф ма его имени: Иона (Мф 16:17); 2) член первосвященнич. рода, современник апостолов (Деян 4:6); …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иоанн — а, муж. Стар. форма имени (см. Иван).Отч.: Иоаннович, Иоанновна. Словарь личных имён. Иоанн См. Иван. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»