ИОАНН КАМА

ИОАНН КАМА

Иоанн Ка́ма [копт. iwannhs yamh /yame /kame ] († 20.12.859), св. Коптской Церкви (пам. копт. 25 хойака/кихака (21 дек.)). Житие И. К. на коптском языке было составлено спустя более века после его смерти. Краткие сказания об И. К. находятся в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии. Нек-рые сведения встречаются в Чудесах Пресв. Богородицы, дошедших в переводе на эфиоп. язык (не ранее кон. XIV в.), и в описании святынь (мощей), составленном в 1088 г. в Скиту (Вади-эн-Натрун). Монастырь, основанный И. К., упоминается в «Истории Александрийских патриархов» при описании событий 2-й пол. IX в.

Вторая часть имени И. К. (согласно Житию, так назвал святого ангел) может быть истолкована либо как имя собственное, либо как прилагательное копт. языка со значением «черный». В 1-м случае один из вариантов его написания (yamh /yame ) соотносится с именем аввы Хома (греч. Χομαί); посвященная этому подвижнику греч. апофтегма V в. (PG. 65. Col. 436) почти полностью совпадает с завещанием, к-рое И. К. оставил братии основанного им мон-ря (The Life of Abba John Khamé. 1920. P. 358). Эпитет «черный» может иметь 2 объяснения. Согласно одной версии, И. К. был смуглым, вероятно сирийцем. Второе толкование связано с историей чудесного спасения мон-ря И. К. от разграбления в 966 г.: осаждавших заставило отступить появление большого черного змия.

Местом рождения И. К. Житие называет сел. Джепроменесин (араб. Шубра-Мансина) в окрестностях Арвата в Египте. И. К. был единственным сыном; по настоянию родителей ему пришлось вступить в брак, но он убедил жену хранить девство. Позже он был приведен ангелом в Скит и стал учеником апы Тероти, подвизавшегося при мон-ре св. Макария (Дейр-Анба-Макар) (упоминания об этом подвижнике см.: Zoega G. Catalogus codicum copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. R., 1810. P. 107; Acta Martyrum / Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1907. Vol. 1: Textus. P. 202. (CSCO; 43. Copt.; 3)). Он постриг И. К. в монашество и обучил правилам иноческой жизни и богослужебному уставу согласно наставлениям Агафона Столпника (кон. VII - нач. VIII в.), который был учеником Авраама и Георгия, младших современников Иоанна, игум. Скитского.

Через нек-рое время И. К. оставил апу Тероти и отправился в мон-рь св. Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир). Здесь И. К. вновь явился ангел и повелел основать неподалеку обитель, к-рая будет названа его именем. Пресв. Богородица предсказала И. К., что он построит церковь в Ее честь, и пообещала, что стены нового мон-ря никогда не будут разрушены. В память о посещении Она оставила 3 золотые монеты с изображением Креста, к-рые во время написания Жития И. К. еще хранились в мон-ре.

Слава о подвигах И. К. привлекла к нему много последователей. Когда сложилась монашеская община (ок. 300 чел.), И. К. был вынужден принять сан священника. Он составлял молитвенные правила и монашеские наставления, установил общие ночные псалмопения для всей братии. Во время одного из таких бдений было явление свт. Афанасия Великого, к-рого И. К. особенно почитал. Это послужило поводом для введения особого молитвенного обращения к святителю во время богослужения.

По новому повелению ангела И. К. совершил путешествие в В. Египет. Это дает возможность предположить, что церковь мон-ря Абу-Хиннис на правом берегу Нила, к юго-востоку от развалин Антинои, посвящена И. К. По другой версии, ее посвящение связано с именем прп. Иоанна Колова, но путешествие последнего из Скита было не в В. Египет, а в Клисму, в мон-рь прп. Антония.

Имя И. К. как одного из основателей эфиоп. монашества встречается в эфиоп. источниках, согласно к-рым он был учеником прп. Пахомия Великого († 346), отправившего его на проповедь. Вероятно, в его честь был назван 6-й настоятель мон-ря Дэбрэ-Либанос (XIV в.; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 195-196).

Развалины мон-ря И. К. сохранились к юго-востоку от расположенных рядом мон-рей апы Бишоя (Дейр-Анба-Бишой) и Сирийцев (Дейр-эс-Суриани). Главными зданиями монастырского ансамбля были ц. Пресв. Богородицы и башня-крепость с подъемным мостом. Башня была предназначена для укрытия в случае осады кочевников - в ней были устроены мельница, колодец, кельи и даже часовня на верхнем этаже. Мон-рь был окружен мощной стеной 4-угольной формы, внутри находились огород и сад. Известно о посещении обители копт. Александрийским патриархом Вениамином II в 1330 г.; о ней упоминает в путевых записках Лудольф фон Зухем (XIV в.). Впосл. (1430?) монахи оставили эту обитель и перешли в мон-рь Сирийцев, взяв с собой мощи И. К. и мраморную мемориальную плиту с копт. надписью, в которой указана дата кончины И. К. (помещена на зап. стене клироса ц. Пресв. Богородицы). В наст. время Коптская Церковь имеет храм во имя И. К. в Бирмингеме (Великобритания).

Ист.: The Life of Abba John Khamé / Ed., transl. M. H. Davis. P., 1920. (PO; T. 14. Fasc. 2); SynAlex. Vol. 2. P. 519-522; The Miracles of the Blessed Virgin Mary and the Life of Hanna / Ed., transl. E. A. W. Budge. L., 1900; One Hundred and Ten Miracles of Our Lady Mary / Ed., transl. E. A. W. Budge. L. etc., 1923. P. 147-148; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 2. P. 411-413; Le Synaxaire éthiopien / Éd., trad. S. Grébaut. Р., 1945. Vol. 4 [2]. P. 67-73. (PO; T. 26. Fasc. 1).

Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi'n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 305-308, 396; 1933. Pt. 3: The Architecture and Archeology (по указ.); Martin C. Les Monastères du Wadi Natroun // NRT. 1935. Vol. 62. P. 113-134, 238-252; Meinardus O. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1961. P. 241-244; Bourguet P., du. Jean Khamé // DSAMDH. Vol. 8. Col. 594-595; Ishak F. Dayr Yuhannis Kama // CoptE. Vol. 3. P. 883; Coquin R.-G. John Ka ma , Saint // Ibid. Vol. 5. P. 1362-1363.

Н. Г. Головнина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН КАМА" в других словарях:

  • Пермская губерния* — расположена частью в Европейской, частью в Азиатской России, по обоим склонам Уральского хребта. Граничит на севере с Вологодской губернией, на востоке с Тобольской, на юге с Оренбургской и Уфимской, на западе с Вятской губерниями. Пространство… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пермская губерния — I расположена частью в Европейской, частью в Азиатской России, по обоим склонам Уральского хребта. Граничит на севере с Вологодской губернией, на востоке с Тобольской, на юге с Оренбургской и Уфимской, на западе с Вятской губерниями. Пространство …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия

  • Нижнекамск — Город Нижнекамск Түбəн Кама Флаг Герб …   Википедия

  • Усташи — Ustaše …   Википедия

  • Башкиры — или башкирцы народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине XVI стол. им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Книга Большого Чертежа — объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства. Когда была составлена впервые эта карта, об этом исследователи судят различно. Бутков и за ним Огородников склонны были относить начало К. Б. Ч.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Русская наука: География — Географические исследования Российской империи и развитие географической науки в России. Первые географические сведения о пространстве, составляющем в настоящее время Российскую империю, мы находим у иностранных писателей. Иностранцы были и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТЕРМИНИЗМ — (лат. terminus граница, определенность, имя) позднесхоластическое течение в рамках номршализ ма (14 15 вв.), ориентированное на понятийную аналитику (логика и теория языка) и исследование проблем соотношения логико языковых средств познания с… …   Новейший философский словарь

  • Златоуст — а; м. Шутл. и Ирон. Тот, кто обладает даром красноречия. Кто л. известный з. Салонный з. ● По прозвищу выдающегося византийского проповедника и церковного деятеля Иоанна Златоуста. * * * Златоуст город (с 1865) в России, Челябинская области, на… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»