- АКВИЛЕЙСКИЙ ОБРЯД
[лат. ritus Aquileiensis, ritus patriarchinus - обряд [Аквилейского] Патриархата], древняя богослужебная практика Аквилеи и нек-рых близлежащих городов. Источники по истории А. о. крайне немногочисленны. Важнейшим из них является капитуляр VIII в., приписанный к рукописи древнего лат. перевода Четвероевангелия (Codex Richdigeranus. VI в.). Ж. Морен убедительно показал, что описанный в этом капитуляре литургический календарь (см. Год церковный) на период от Адвента (содержавшего 5 воскресений) до июня отражает А. о. Судя по этим данным, А. о. являлся разновидностью галликанского обряда - напр., в воскресенье перед Пасхой (см. Вход Господень в Иерусалим) и в Великий четверг месса совершалась дважды; в то же время он имел ряд особенностей, присущих вост. обрядам (см. Литургические семьи),- в частности праздник Преполовения Пятидесятницы. Существование церковных связей Аквилеи с Александрией позволяет предположить, что особенности А. о. связаны с заимствованиями из александрийского богослужения. В остальном об А. о. можно судить лишь по отрывочным данным: Руфин Аквилейский (нач. V в.), комментируя Символ веры Аквилейской Церкви, приводит текст (PL. 21. Col. 335), близкий к т. н. апостольскому Символу веры, широко распространенному на Западе; Валафрид Страбон (IX в.) упоминает (De exordiis et incrementis quarundam in ecclesiasticis rerum. 25 / Ed. A. Knöpfler. Münch., 18992) «гимны», составленные Патриархом Павлином Аквилейским (IX в.), использовавшиеся «в частных мессах при предложении жертвы» (Lodi. Enchiridion. P. 1001-1002); известны приписываемый Патриарху Павлину вариант молитвы «Hanc igitur» рим. анафоры в форме литании (Idem. P.1003) и фрагмент использовавшегося в IX в. в А. о. испытания оглашаемых (Idem. P. 1000), практически совпадавший с рим. чином того времени. На основании упомянутых данных можно утверждать, что к IX в. рим. обряд уже постепенно вытеснял А. о. (J. de Puniet).
В XIII-XVI вв. А. о. полностью заменяется рим. Известно, что уже в 1250 г. Петр, еп. г. Кастелло, подчиненного Аквилейской кафедре, желал перейти на рим. обряд. Гораздо раньше своего полного исчезновения А. о. подвергся очень сильному влиянию рим. традиции. Бревиарии и Сакраментарии (Ритуалы), печатавшиеся в XIV в. для Аквилеи, Венеции и Комо и сохранявшие название «ritus patriarchinus» (или patriarchalis), так же как и «Миссал обряда Аквилейской Церкви» (Missale pro S. Aquileyensis ecclesiae ritu. Augsburg, 1494), представляют собой местный вариант рим. обряда. После Тридентского Собора и издания новой редакции Миссала (1570) при папе Пие V рим. обряд установился во всех городах, некогда использовавших А. о. Нек-рые местные особенности сохранялись лишь в ц. св. Марка до падения Венецианской Республики (1807).
Лит.: De Rubeis G. Monumenta ecclesiae Aquilejensis. Strassburg, 1740; Bona G. Appendix de ritu antiquo Aquilejensis patriarchino nuncupato // Rerum litugicarum / Ed. R. Sala. Turin, 1747. T. 1; Farnborough, 1970r; Lebrun P. Ancien rit d'Aquilée appelé le Patriarchin // Explication de la messe. P., 1777. Vol. 3. P. 220 sq.; Haase H. F. Evangeliorum quattor vetus latina interpretatio ex cod. Rehdigerano nunc primum edita. Breslau, 1865; De Puniet J. L'année liturgique à Aquilée // RBen. 1902. T. 19; Morin G. L'année liturgique à Aquilée antérieurement à l'époque carolingienne d'après le Codex evangeliorum Rehdigeranus // idem.; Baumstark A. Liturgia romana e liturgia dell'esarcato. R., 1904. P. 168-173; Cabrol F. Aquilée (Liturgie) // DACL. Vol. 1. Col. 2683-2691; Fortescue A. Aquileian Rite // The Catholic Encyclopedia. http://www.newadvent.org/cathen/16003c.htm [электр. ресурс]; Codaghengo A. Il rito patriarchino e Consuetudini della Chiesa d'Aquileia // Memorie storiche Forogiuliesi, 1960-1961. P. 25-51; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 1964. T. 2. P. 182-184.
М. С. Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.