- АКВИЛЕЯ
-
Соборная базилика в Аквилее. IV в.
Соборная базилика в Аквилее. IV в.[лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата. А. основана в 181 г. до Р. Х. как колония Рима для контроля пути из Италии в Иллирик между отрогами Альп и Адриатикой. В 168 г. по Р. Х. имп. Марк Аврелий сделал А. главным форпостом сев.-вост. рубежей Италии; постепенно город превратился в крупный морской порт и важный торговый центр Средиземноморья. В IV в. А., население к-рой доходило до 100 тыс. чел., называли «вторым Римом», здесь находилась одна из временных резиденций зап. императоров. Город погиб в результате варварских нашествий: в 407/8 г. А. была разграблена вестготами Алариха, в 452 г. жестоко опустошена гуннскими ордами Аттилы, а в 590 г. полностью разрушена лангобардами. Спасшиеся жители укрылись на островах окрестных лагун, в т. ч. на месте буд. Венеции.
Местное предание приписывает обращение жителей А. в христианство евангелисту Марку, хотя документально история Церкви в А. не может быть прослежена ранее III в. Согласно традиции, св. Марк передал паству своему ученику св. Ермагору, акты мученичества к-рого датируются временем не ранее кон. VI в.; правда, следы этой традиции не обнаруживаются у Руфина и блж. Иеронима, происходивших из этих мест. Предполагают, что предание о св. Марке появилось уже при Патриархах А. для обоснования их независимости и титулатуры. Характерно, что после Ермагора епископская преемственность прерывается и сведения о следующем предстоятеле, Иларии, относятся только к 276 г. При еп. Фортунациане (ок. 343-369) А. посетил свт. Афанасий Александрийский. Еп. Валериан (369-388) провел в А. Собор против ариан (381), на к-ром председательствовал свт. Амвросий Медиоланский. Преемник Валериана Хроматий участвовал в споре между Иеронимом и Руфином по поводу отношения к учению Оригена, произнеся вместе с папой и др. епископами анафему на его кн. «О началах». При Валериане и Хроматии А. стала авторитетным церковным центром. В этот период церковная юрисдикция А. распространялась на территорию Венеции, Истрии, Сев.-Зап. Иллирика, вост. части Реции Второй и юж. части Норика. Богослужебная традиция Аквилейской Церкви имела ряд особенностей, что позволяет говорить о существовании Аквилейского обряда.
Фрески в крипте соборной базилики в Аквилее. Кон. XII в.
Фрески в крипте соборной базилики в Аквилее. Кон. XII в.Во время спора о «трех главах» еп. Аквилейский Павлин I, принявший ок. 558 г. титул Патриарха и претендовавший на второе после папы место в зап. церковной иерархии, отверг осуждение «трех глав» на своем местном Соборе (558), что послужило причиной схизмы. Во время нашествия лангобардов (568) Павлин нашел убежище в Градо. С кон. VI в. территория Патриархата была разделена между Византией и лангобардами. Лангобардские герцоги Фриуля поддерживали схизму в своих интересах, и, когда Патриарх Кандидиан восстановил общение с папой Бонифацием IV (606/7), еп. Фриульский тоже был провозглашен патриархом. Епархия разделилась: Патриархат в Градо - Новая А.- на территории, контролировавшейся Византией, состоял в общении с Вселенской Церковью, а кафедра патриархов-схизматиков, Старая А., находилась первоначально в Кормонсе, затем (с VIII в.) в Чивидали, в лангобардском Фриуле. Разделение сохранилось и после окончательного прекращения схизмы в связи с осуждением «трех глав» на Аквилейском Соборе 698 г.: церковная обл. Градо включала сев. и вост. побережье Адриатики с Венецией, а Аквилейский Патриархат охватывал лангобардские владения в Сев. Италии и Альпийские области. После завоевания королевства лангобардов Карлом Великим епископы А. перешли под покровительство франк. королей. Павлин II получил от Карла грамоту с подтверждением прав клира А. избирать себе Патриарха (792). Павлин II участвовал в экспедициях Пипина, кор. Италии, против аваров и славян. Летом 796 г. на Дунае епископы Зальцбургский, Пассауский и Патриарх Аквилейский подписали протокол, в к-ром определялись принципы обращения в христианство славян и аваров. Об активности Аквилейской Церкви в слав. княжестве Карантания (Хорутания; совр. территория Словении и Юж. Австрии), где епископы Зальцбурга вели миссионерскую деятельность с сер. VIII в., нет практически никаких письменных свидетельств - по крайней мере не существует документа, сопоставимого с созданным в 870/71 г. соч. «Conversio bagoariorum et carantanorum» (Обращение баварцев и хорутан), обосновывающим претензии Зальцбурга на слав. земли. Но нек-рые косвенные данные археологии, топонимики, лингвистики, а также литургики позволяют определенно утверждать, что миссионерская деятельность велась из А. на всей территории Карантании. После смерти Павлина, находившегося в дружеских отношениях с архиеп. Арно Зальцбургским, его преемники Урс (805-810) и Максенций (810-837) стремились к восстановлению А. в прежних границах, что привело к конфликту с Зальцбургом.
Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в.
Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. В ходе территориальных споров Урс опирался на синодальный протокол, датируемый временем до лангобардского нашествия, в к-ром определялось, что обл. Карантании подчинена кафедре А., а архиеп. Арно ссылался на более поздние решения пап Захарии (741-752), Стефана II (752-757) и Павла I (757-767), к-рыми Карантания передавалась в церковное управление Зальцбурга. В 811 г. Карл Великий провел границу между спорящими сторонами по р. Драве: Зальцбург, в 798 г. возведенный в ранг архиеп-ства, получил земли к северу от реки. При Патриархе Урсе миссионерская деятельность распространилась также на хорватов Далмации. Вероятно, аквилейские миссионеры действовали также в Паннонии и Моравии. Чивидали, насколько можно судить по слав. именам из Чивидальского Евангелия, являлся местом паломничества для слав. предводителей. А. и Венеция наряду с Римом и К-полем входили в число предполагаемых целей путешествия, предпринятого святыми Кириллом (Константином) и Мефодием для рукоположения своих учеников. Предполагают, что Кирилл и Мефодий перевели на слав. язык наряду с греч. также и лат. богослужебные тексты, бывшие в употреблении в А. и в землях, охваченных ее миссионерской активностью.Патриархи А. с X в. прибегали к помощи герм. императоров. В XI в. их могущество достигло апогея и фактически они стали феодальными государями. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканить собственную монету и вел большое строительство. На Римском Соборе 1047 г. А. занимала 4-е место в зап. церковной иерархии (после Рима, Равенны и Милана). Но соперничество Патриархов Градо и А. развивалось не в пользу последних: в 1053 г. папа Лев IX подтвердил юрисдикцию Градо над Истрией и Венецией, ограничив обл. А. древними границами лангобардских владений. В XIII-XIV вв., после того как местопребыванием патриархов стал г. Удине, начинается упадок Патриархата, вовлеченного в постоянные политические споры Венеции и империи. В 1445 г. он попал под контроль Венеции (где с 1451 находилась собственная патриаршая кафедра, перенесенная из Градо), а в 1509 г.- Австрии. Папской буллой от 16 июля 1751 г., изданной по настоянию императрицы Марии Терезии, Аквилейский Патриархат был упразднен, а вместо него образованы 2 архиеп-ства: Удине (еп-ства Венеция и Истрия) и Гориция (еп-ства Комо, Тренто, Педена и Триест).
Список Аквилейских Патриархов: ап. Марк (42?), св. Ермагор (42-70?), сщмч. Иларий (ок. 276-284), Хрисогон I (ок. 285), Хрисогон II (ок. 295), Феодор (ок. 308), Агапит (ок. 319), Бенедикт (ок. 332-337), Фортунациан (343-369?), св. Валериан (369-388), Хроматий (388-407), Августин (407-434), Максим (434-442), Януарий (ок. 442), Секунд (ок. 454), Никита (454-458), Марцеллиан (ок. 485), Марцеллин (ок. 500), Стефан (ок. 515), Македоний (ок. 539-554), Павлин I (Павел) (ок. 557-569), Пробин (569), Илия (571?), Север (ок. 586), Иоанн, Кандидиан (606), Епифаний (612), Киприан (613), Марциан (623), Фортунат (628), Максим (649), Феликс (649), Иоанн II (663), Стефан II (670), Агафон (679), Иоанн III (680), Христофор (685), Петр (698), Серен (711), Каллист (726), Сигвальд (762-776), св. Павлин II (776-804), Урс (805-810), Максенций (810-837), Андрей (844), Венанций (850), Теутмар (855), Луп (856), Вальперт (873-883), Фредерик (901-2.02.922), Лев (уб. 927), Урс II (928-931), Луп II (932-944), Энгельфред (944-963), Родоальд (963-984), Иоанн IV (984-1017; 1019), Поппо (1019-1044?), Эберхард (1045-1049), Готебольд (1049-1063), Равенгер (1068), Сигехард (1077), Генрих (1084), Фредерик II (1085), Удальрик (1088-1121), Герард (до 1128), Перегрин (ок. 1130-1161), Удальрик II (1161-1181), Годефред (1182-1194), Перегрин II (1195-1204), Вольхер (1204-1218), Бертольд де Меран (1218-1251), Григорий де Монтелунго (1251-1269), Раймондо делла Торре (1273-1299), Пьетро Герра (1299-1301), Оттобоно Рацци (1302-1313), Кастоне делла Торре (1317-1318), Пагано делла Торре (1319-1331), Бертран Сен-Женьезский (1334-1350), Николай Люксембургский (1350-1358), Лодовико делла Торре (1359-1365), Маркварт де Рандек (1365-1381), Иоанн III Собеслав (1388-1394), Антонио Гаэтано (1395), Антонио II Панчьера (1402-1408), Антонио III да Понте (1409), Луи де Тек (1411-1438), Лодовико II Скарампи Меццарота (1439-1465), Марко Барбо, кард. (1465-1491), Эрмолао Барбаро (1491-1493?), Николо Донати (1493-1497), Доминико Гримани, кард. (1497-1517), Марино Гримани (до 1529), Марко Гримани (до 1535), Марино Гримани (вторично, до 1545), Иоанн VI Гримани (до 1550), Франческо Барбаро (1593-1616), Даниеле II Дольфино (1734, с 1752 - титулярный).
Посвятительная надпись еп. Феодору. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в.
Посвятительная надпись еп. Феодору. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в.Искусство
Изучение античных и средневек. руин А. началось уже в XVI в. План древностей был снят в 1693 г.; в 1-й пол. XVIII в. Г. Бертоли раскопал древний баптистерий, часть кладбища, ц. св. Илария Аквилейского и трехнефную ц. святых Феликса и Фортуната. Особенно успешны были работы австр. археологов кон. XIX - нач. XX в.
АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ
АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТЕпископский комплекс А. лежит в стороне от форума и порта. Его центр - соборная базилика (IX-XI вв., окончена Патриархом Поппо в 1031), в к-рой в 1908/09 гг. был открыт мозаичный пол прямоугольного трехнефного зала (37´ 20 м). В древности параллельно этому залу с севера располагался второй зал такой же длины. Они соединялись с запада нартексом, образуя П-образный план, не имели апсид, но были сориентированы осью на восток. Сев. зал был значительно расширен ок. 345 г. (79´ 31 м), но в 452 г. уничтожен. Мозаика юж. зала сохранила изображения животных, рыб и рыбаков в спокойном море (композиция «Иона»), имеет посвятительную надпись еп. Феодору (участнику Собора в Арле в 314); др. части образуют орнаментальную решетку со вписанными в медальоны портретами донаторов и изображениями животных. Юж. здание, согласно символике сюжетов, трактуют как зал собраний и баптистерий, а в сев. видят собственно церковь. Комплекс относят к предконстантиновскому периоду, считая древнейшим специально возведенным городским храмом Италии, предшественником городских соборов. Существует мнение (Дж. Брузин, П. Зоватто), что резиденция построена на месте дома еп. Феодора: ниже уровня мозаик обнаружены кладки, в к-рых видят остатки «дома собраний» (что сомнительно, т. к. вблизи есть целый ряд домов, мозаичные полы к-рых также включают христ. сюжеты). На др. конце порта раскопана еще одна базилика, также с мозаичным полом.
В комплексе существующего собора выделяются романские фрески в круглой крипте кон. XII в. (жития святых Марка, Ермагора и аквилейских мучеников, сцены из жизни Христа и Богородицы); росписи свода апсиды XIII в. (Богородица со святыми, аквилейскими мучениками и донаторами, среди к-рых имп. Конрад II с сыном Генрихом III и женой Гизелой, герц. Альберт Каринтийский, Патриарх Поппо; сцены жития св. Ермагора); «модель» Гроба Господня - мраморная ротонда, с аркосолием и «погребальной скамьей» внутри, нач. XII в.
Лит.: Leicht P. S. La chiesa d'Aquileia e l'impero // Studi e Frammenti. Udine, 1903; Richard P. Aquileia // DHGE. Т. 3. Col. 1112-1142; Paschini P. Storia del Friuli. Udine, 1953-19542. T. 1-3; Studi aquileiesi offerti a G. Brusin. Aquileia, 1953; Schmidinger H. Patriarch und Landesherr: Die weltliche Herrschaft der Patriarchen von Aquileja bis zum Ende der Staufer. Graz; Köln, 1954. Bd. 1/1; Brusin G., Zovatto P. L. Monumenti Paleocristiani di Aquileia e di Grado. Udine, 1957; Brusin G. Aquileia e Grado: Guida storico-artistica. Padova, 1964; Zagiba F. Die Missionierung der Slawen aus «Welschland» (Patriarchat Aquileia) im 8. und 9. Jh. // Cyrillo-Methodiana: Zur Frühgeschichte des Christentums bei den Slawen. Köln; Graz, 1964; Menis G. C. Documenti inediti dell'Archivo Patriarchale di Udine interessanti la storia religiosa degli Sclavi occidentali // Geschichte der Ost- und Westkirche in ihren wechseleitigen Beziehungen / Annales Inst. Slav. Wiesbaden, 1967. Bd. 1-3; Gambler K. Domus Ecclesiae: Die ältesten Kirchenbauten Aquilejas sowie im Alpen- und Donaugebiet bis zum Beginn des 5. Jh.: Liturgiegeschichtlich untersucht. Regensburg, 1968; Mostra di codici liturgici Aquileiesi. Udine, 1968; Hellman M. Bemerkungen zum Evangeliar von Cividale // Siedlung, Macht und Wirtschaft: Festschrift F. Posch. Graz, 1981; Bratož R. Krščanstvo v Ogleju in na vzhodnem uplivnem območju oglejske cerkve od začetkov do nastopa verske svobode. Ljubljana, 1986; Cuscito G. Il primo cristianesimo nella Venetia ed Histria: Ipotesi ed indagini. Udine, 1986. (AAAd; T. 28); idem. Fede e politica ad Aquileia: Dibattito teologico e centri di potere (secoli IV-VI). Udine, 1987; Aquileia e Roma. Udine, 1987. (AAAd; T. 30); Tavano S. Aquileia // RAC. 1986. Suppl.-Lief. 4. S. 522-553; idem. Aquileia e Gorizia: Scoperti-Discussioni-Personaggi (1870-1918). Gorizia, 1997; Gli scavi di Aquileia: uomini e opere. Udine, 1993. (AAAd; T. 40); Marcuzzi L., Zanette M. Aquileia und seine Kunstschatze. Aquileia, 1993; Dopsch H. Zur Missionstätigkeit des Patriarchats Aquileia in Kärnten // Stud. zur Geschichte v. Milstatt u. Kärnten. Klagenfurt, 1997; Dale Th. E. A. Relics, prayer, and politics in medieval Venetia: (Romanesque Painting in the Crypt of Aquileia Cathedral). Princeton, 1997.
О. П. Смирнова, Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.