- КАССИАН
(† ок. 1534(?), Корнилиев Комельский мон-рь), прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Сведения о К. сохранились в Житии прп. Корнилия Комельского († 1538) и в актах Корнилиева Комельского монастыря. Самое раннее упоминание К. в источниках - купчая кн. Нащоки Кемского 1525/26 г. на земли монастыря, заверенная подписями преподобных Корнилия, Лаврентия, К. и Дионисия (оригинал грамоты: СПб. ФИРИ РАН. Ф. 11: Коллекция Археографической комиссии. № 100). Запись К. на этой грамоте - единственный известный его автограф: «По сеи купчеи грамоте меня, Касьяна, денги дошли, и руку приложил».
Согласно Житию, К. был игуменом Комельского мон-ря во время ухода прп. Корнилия в Сурскую пуст., незадолго до поездки вел. кн. Василия III Иоанновича в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (зима 1529). Возвращение прп. Корнилия в монастырь датируется временем не позднее 18 сент. 1531 г., когда вел. князь дал ему жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском у. (РНБ ОСАГ. Оп. 1. № 102). Согласно Житию, уходя, прп. Корнилий передал управление мон-рем 12 старцам, К. стал игуменом позднее по настоянию братии. После возвращения прп. Корнилия в обитель К. «устыдеся отца и остави игуменство» (Житие Корнилия Комельского. 2005. С. 328-329). Когда незадолго до преставления прп. Корнилий вновь ушел в пустынь, условием своего возвращения в мон-рь он поставил избрание игуменом Лаврентия. Исходя из этого, исследователи считают возможным говорить о существовании партий в Комельском мон-ре, во главе одной из них, оппозиционной прп. Корнилию, мог стоять К. (Понырко. 1988. С. 486-487).
В разъезжей грамоте, датированной сент. 1532 - авг. 1533 (7041) г., среди представителей Корнилиева мон-ря первыми названы «Касьян, бывшеи игумен, да Лаврентие уставшик». В др. грамоте, составленной в период с дек. 1533 по авг. 1534 г., фигурирует только «корнильев чернец Лаврентеи», К. уже не упоминается (обе грамоты опубликованы по списку кон. XVII в.: Каштанов. 1996. С. 141-145). То, что в 1-й грамоте К. является главным представителем Корнилиева монастыря, свидетельствует о его высоком авторитете в обители, несмотря на оставление им игуменства. Отсутствие упоминания о нем в более поздней грамоте, возможно, означает, что он к тому времени уже преставился. Имя К. вписано в перечень игуменов Корнилиева монастыря в синодике обители 30-х гг. XVII в. (ВОКМ. № 2008. Л. 23).
К. назван в списках «Описания о российских святых» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; РГБ. Ф. 205. № 212. Л. 167, 1-я пол. XVIII в.); в издании «Описания…» имя К. заменено на имя Кассиана, игум. Спасо-Каменного монастыря. Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. В качестве местночтимого святого К. указан в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 16).
Ист.: Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 97; Каштанов С. М. Из истории рус. средневекового источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 141-145; Житие Корнилия Комельского // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-787.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Верюжский. Вологодские святые. С. 11, 444-446; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 76; Голубинский. Канонизация святых. С. 359; Понырко Н. В. Корнилий Комельский // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 486-487.
А. Г. Сергеев
Иконография
Прп. Кассиан Комельский в группе Вологодских чудотворцев. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ)
Прп. Кассиан Комельский в группе Вологодских чудотворцев. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ)К., по-видимому, не сложилась. О нем, как и о прп. Лаврентии Комельском, не обнаружено упоминаний в иконописных подлинниках, иконы святого отсутствуют в описях Корнилиева Комельского мон-ря 1676 и 1775 гг. (Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты / Авт.-сост.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 310-343). Нет оснований отождествлять с К. изображения к.-л. монахов в клеймах житийных икон прп. Корнилия Комельского, на книжных миниатюрах.
К. представлен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона находилась справа от царских врат, была покрыта серебряным окладом с многочисленными украшениями (упом. в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг.; см.: ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги. 2011. С. 45). В наст. время образ находится под записью XIX в., изображение К. определено предположительно только на основе имени на серебряном венце.
Образ К. включен в группу Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя и ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). К. написан в 4-м ряду (рядом - прп. Корнилий Комельский), с небольшой седой бородой, волосы с проседью, куколь на плечах.
Е. А. Виноградова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.