АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ

АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ

[Ангеляр] (1-я пол. IX в.- ок. 866), св. равноап. (пам. 27 июля), ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Моравии и Паннонии. Входит в группу т. н. Седмочисленников, состоящую из слав. просветителей и их ближайших учеников - святых Климента и Наума Охридских, Горазда и Саввы (иногда вместо последнего называется Лаврентий). Биографические сведения об А. О. весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греч. житии св. Климента Охридского, написанном в кон. XI в. Феофилактом Охридским (главы 2, 12-16) на основании недошедшего слав. жития. К этому источнику восходят все позднейшие сведения об А. О., сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников слав. просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») св. Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греч. житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам. Судя по имени, более характерному для западнохрист. мира, А. О. был, вероятно, уроженцем Вел. Моравии или Паннонии. Помещение имени А. О. в житии св. Климента в числе особо выделенных учеников святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии А. О. в лит. и переводческих трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. Сведений о сане А. О. текст не содержит. После кончины св. Мефодия в 885 г. А. О. вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу слав. священнослужителей, к-рая по приказу франк. еп. Вихинга и кн. Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Выпущенные (кроме Горазда) из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем нем. воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (совр. Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болг. пограничной крепостью. Городской начальник (боритаркан), знавший о желании св. равноап. кн. Бориса Болгарского иметь в Болгарии слав. священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болг. державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. А. О. поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Позднейшее почитание А. О. в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии св. Климента Охридского. Самостоятельного почитания, отдельного от святых Седмочисленников, А. О. не получил. Житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневек. слав. мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.

Ист.: Теофилакт. Житие на Климент Охридски. София, 1955. С. 61, 65, 69.

Лит.: Палаузов С. Век болгарского царя Симеона. СПб., 1852. С. 76-79; Туницкий Н. Л. Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия. Серг. П., 1918. С. 114-117; Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1927. Т. 1. Ч. 2. С. 223-225; Георгиев Е. Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури. София, 1956. С. 270-272; Киселков В. Проуки и очерти по старобългарска литература. София, 1956. С. 30, 52; Grivec F. Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960. S. 150, 153, 156; Słownik starożytności słowiańskich. Wrocław, 1961. T. 1/1. S. 25; Милев А. Гръцките жития на Климент Охридски. София, 1966. С. 81, 111, 117, 123; Куев К. Черноризец Храбър. София, 1967. С. 221; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. С. 287-288; Stanislav J. Staroslovensky jazyk. Bratislava, 1973. C. 1. S. 171-177; Konecki B. Sedmočislenici // Slovo. Zagreb, 1976. Knj. 25-26. S. 185-191; КМЕ. Т. 1. С. 71-72; Мареш Ф. В. Седмите светители во страрословенската и гръцката книжевност // Климент Охридски и улегата на Охридската книжовна школа на развитокат на словенската просвета. Скопjе, 1989. С. 109-110; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19912. С. 227-229; СтБЛ. С. 25, 403-404; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 167, 186-195; 242-245.

А. А. Турилов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ" в других словарях:

  • БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ… …   Православная энциклопедия

  • Македонская православная церковь — Македонска православна црква …   Википедия

  • Болгарская литература — литература, созданная болгарами, жителями Болгарии, или созданная на болгарском языке. Её можно назвать самой древней из славянских литератур: она восходит к концу IX в. и временам I Болгарского царства. Содержание 1 Народное творчество 1.1… …   Википедия

  • Литература Болгарии — Болгарская литература литература, созданная болгарами или созданная на болгарском языке. Её можно назвать самой древней из славянских литератур она начинается еще в 886 м году, с Преславской книжной школы. Содержание 1 Народное творчество 1.1… …   Википедия

  • БОЛГАРИЯ — (Республика Болгария; болг. Република България), гос во на Балканском п ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел. 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»