АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

Соловецкого мон-ря, расположен в сев.-зап. части Анзерского о-ва, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом м. (Архангельская обл.). Основным источником по начальному периоду А. Г.-Р. с. служит житие основателя скита прп. Иисуса Анзерского (в мантии Иова). Будучи в миру духовником Петра I Алексеевича и его семьи, преподобный был оклеветан и по царскому приказу 3 апр. 1701 г. принял постриг в Соловецком мон-ре. В 1702 г. по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) мон. Иов переселился на Анзерский о-в в Свято-Троицкий скит (см. Анзерский Елеазаров скит) и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. прп. Иисусу в тонком сне явилась Пресв. Богородица с прп. Елеазаром Анзерским, Которая благословила подвижника основать в 5 верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божия предсказала прп. Иисусу, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи горы Голгофы, тогда же получившей свое название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиеп. Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе каменного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божией Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архим. Фирсом была освящена деревянная ц. в честь Распятия Господня с 8-гранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали имп. Петр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна V Алексеевича), кн. А. Д. Меншиков.

Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)

Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)


Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)

Схим. Иисусом в скиту был введен строгий общежительный устав, предполагавший отсутствие у насельников личного имущества, общую трапезу с употреблением лишь овощей и постного масла. Помимо общего иноческого правила каждый насельник в келье читал по 5 кафизм из Псалтири с 500 Иисусовыми молитвами и 300 поклонами. Женщины в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел., кроме пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение.

После кончины прп. Иисуса (Ɨ 6 марта 1720) в 1721 г. его ученики, за исключением иноков Геннадия и Сергия, переселились в Соловецкий мон-рь и Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. А. Г.-Р. с. был объединен с Троицким скитом, в 1764 г. приписан к Соловецкому мон-рю и с этого времени находился под управлением соловецких настоятелей. Несмотря на то что в 1768 г. указом Святейшего Синода в А. Г.-Р. с. была возвращена вывезенная ранее в Архангельск богослужебная утварь, в кон. XVIII - нач. XIX в. скит находился в запустении. «Ведомость о монастырях» 1781 г. сообщает, что в скиту никто не живет и «монашеские самые малые кельи прогнили и развалились». До 1826 г. здесь изредка подвизались соловецкие отшельники: в 1817-1819 гг. жил старец Феофан, оставивший скит после нападения разбойников. В 1768 г. Академия наук вела переговоры с Соловецким мон-рем об устройстве на горе Голгофе обсерватории.

В 1825-1836 гг. трудами архим. Досифея (Немчинова) А. Г.-Р. с. был существенно благоустроен, благодаря чему увеличилось число паломников. В 1828 г. на горе Голгофе была проложена дорога, в 1831 г. построена первая гостиница. 13 сент. 1830 г. архим. Досифеем была освящена новая каменная 2-ярусная 5-главая ц. в честь Распятия Господа и при ней теплый придел в честь Успения Божией Матери, где почивали мощи прп. Иисуса. Деревянный Распятский храм, выстроенный схим. Иисусом, был перенесен к подножию горы и освящен в 1835 г. в честь Воскресения Христова. В архитектурный ансамбль скита вошли также 2-этажный каменный корпус, хозяйственные постройки, трапезная и поварня. В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей возобновил скитский устав схим. Иисуса с тем лишь отличием, что братии разрешалось вкушение рыбы в праздничные дни, т. к., по словам архим. Досифея, «ныне иноки до зела ослабели и никто не хочет без сладостныя пищи в ските жительствовати». В теплом Успенском приделе у гробницы основателя скита было возобновлено непрерывное чтение псалтири, к-рое поручалось 6 инокам, «никаким другим послушанием не занятым».

После закрытия Соловецкого мон-ря и организации в 1923-1939 гг. на Соловецких о-вах СЛОН в зданиях А. Г.-Р. с. располагалось отд-ние лагеря. Общее число заключенных на горе Голгофе составляло ок. 300 чел. Здесь содержалась часть заключенного в СЛОН правосл. и католич. духовенства, а также женщины-уголовницы, больные венерическими заболеваниями, наркоманки, проститутки, воровки. С окт. 1928 г. на Анзерском о-ве находился в заключении вместе с еп. Григорием (Козловым) сщмч. Петр (Зверев), скончавшийся на острове от тифа в 1929 г. и похороненный у подножия скита.

Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в.

Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в.


Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в.

В 60-х гг. XX в. с открытием Соловецкого гос. историко-архитектурного музея-заповедника комплекс сооружений бывш. А. Г.-Р. с. получил статус памятника архитектуры, подлежащего охране гос-ва. К 2001 г. сохранился в полуразрушенном состоянии каменный Распятский храм и отреставрированный Воскресенский храм у подножия горы Голгофы. Близ Воскресенского храма в 1998 г. был выстроен небольшой келейный корпус, в к-ром каждое лето живут неск. иноков Соловецкого мон-ря. 3 июля 1994 г. братией Соловецкого мон-ря был освящен и воздвигнут у подножия горы Голгофы поклонный крест в память правосл. иерархов, содержавшихся в заключении на Анзерском о-ве. В 2000 г. состоялось обретение мощей прп. Иисуса.

24 авг. 2008 г. архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин великого освящения храма Распятия Господня, к этому дню полностью отреставрированного.

Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мон-рь. Оп. 1-5.

Ист.: Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. М., 1892. СПб., 19122; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества / Сост. С. Морозов. М., 2000.

Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Порфирий, архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове. СПб., 1864; Соловецкий Патерик. М., 1906, 1991р. С. 109-136; Православные русские обители. С. 32-35; Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922-1939 гг.: В 3 кн. Б. м. [Франкфурт н/М.], 1979-1987; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 193-203; Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. С. 181-187; Чухин И. И. Каналоармейцы. Петрозаводск, 1990. С. 40-42; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Ист. сборники; Вып. 2); Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 115; Севастьянов С. К. Житие Иисуса Голгофского - малоизвестный памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 4. С. 22-28.

С. В. Михайлов, Л. А. Головкова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»