АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ

[лат. Antonius Patavinus, итал. Antonio di Padova; мирское имя - Фердинанд] (ок. 1195, Лиссабон - 13.06. 1231, Падуя), св. католич. Церкви (пам. зап. 13 июня), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви. Род., вероятно, в знатной семье. После окончания обучения в кафедральной школе Лиссабона в 15 лет стал монахом мон-ря св. Викентия ордена регулярных каноников, через 2 года был переведен в мон-рь Св. Креста в г. Коимбра, строжайшая дисциплина к-рого способствовала углубленной духовной жизни и научным занятиям: за 8 лет, проведенных в этом мон-ре, он приобрел глубокие познания в Библии и толковании ее святыми отцами. В 1220 г. принял сан священника и вступил в орден францисканцев, приняв имя Антоний. Вдохновленный мученическим подвигом 5 миноритов, проповедовавших Евангелие мусульманам, А. П. отправился как миссионер в Сев. Африку, но, заболев лихорадкой, вынужден был вернуться. Изменив из-за бури маршрут, он прибыл на Сицилию, где его приняли во францисканском мон-ре недалеко от Мессины. Нек-рое время жил в уединении недалеко от мон-ря Монте-Паоло (близ г. Форли, на севере Центр. Италии), где открылся его талант проповедника. Замеченный руководством ордена, и прежде всего св. Франциском Ассизским, писавшим: «Хочу я, чтобы ты читал братьям святую теологию, лишь бы среди этих трудов ты не погасил дух молитвы и благочестия» (Послание к св. Антонию // Франциск Ассизский, св. Соч. М., 1995. С. 201), А. П. был назначен лектором во францисканских школах для обучения молодых монахов (он читал лекции в Болонье, Тулузе и Монпелье). Кроме преподавания А. П. занимался адм. деятельностью, был кустодом (1226), а затем и провинциалом (1227) ордена в Сев. Италии. Последние годы жизни он провел в Падуе, по названию этого города получил свое имя. Умер А. П. 13 июня 1231 г. в мон-ре Кампосампьеро. Сразу после похорон его могила, на к-рой совершались чудесные исцеления, стала местом паломничества. А. П. был канонизирован через год после смерти, в 1232 г., папой Григорием IX и стал одним из самых почитаемых святых католич. Церкви. 16 янв. 1946 г. папа Пий XII провозгласил А. П. учителем Церкви, присвоив ему титул «Doctor Evangelicus».

Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)

Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)


Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)

Мощи святого хранятся в базилике св. Антония в Падуе, в отдельном реликварии находится его язык. В 1263 г., при перенесении мощей святого в этот собор, обнаружилось, что язык А. П. остался нетленным. В 1981 г. специальная комиссия, в состав к-рой входили медики, подтвердила нетленность его голосовых органов, установив при этом, что гробница не вскрывалась с сер. XIII в. (Ricognizione del corpo di S. Antonio di Padova: Studi storici e medico-antropologici. Padova, 1981).

Почитание А. П. распространилось и за пределами канонических территорий католич. Церкви. В XIV-XV вв. в генуэзской фактории Тана (близ совр. с. Недвиговка в Ростовской обл.) существовал храм св. Антония Падуанского, действовало братство св. Антония Падуанского. В его честь на территории совр. Белоруссии и Украины было возведено неск. католич. храмов: в Полосне под Слуцком (1598), в Мирополе на Волыни (1600), во Львове (1617), в Витебске (1685); в XIX в. были построены еще 6 храмов. В нач. XX в. сосланными в Сибирь поляками были построены деревянные храмы в честь А. П.: в Мариинске (Томская губ., 1904), в пос. Белостоцкий (Томская губ., 1908) и в пос. Креславский (Иркутская губ., 1908). В наст. время в России существуют приходы св. Антония Падуанского в Городовиковске (Калмыкия), Краснознаменске (Калининградская обл.) и мон-рь в С.-Петербурге. В Служебнике кон. XVII в., находившемся в собрании КДА, имелась служба А. П. на церковнослав. языке (Лебедев А. Рукописи церк.-археол. музея Имп. Киевской Духовной Академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 27-28).

Лит. наследие А. П. составляют 2 собрания проповедей, Sermones Dominicales (Воскресные проповеди) и Sermones festivi (Проповеди на праздники), написанные с целью создать образец - «модель» церковной проповеди для обучения проповедников-францисканцев: проповедь раскрывает смысл евангельского чтения, соответствующего данному празднику литургического года, будучи тесно связанной с интроитом (входным стихом), апостольским посланием и чтением на утрене того же дня. А. П. использует метод аллегорического толкования библейских текстов, причем, как правило, отдельно дается нравоучительное толкование тех же самых отрывков. Главная тема проповедей - покаяние, описываемое в символических образах перехода от мира греха к жизни во Христе, связанного с отвержением привычного образа жизни. Сравнивая грешную жизнь человека с колесом, из к-рого трудно вырваться, А. П. видит истинно кающегося находящимся не внутри этого колеса жизни, но на его «границах», имеющим возможность обозреть весь круг жизни как умирающий для своей прежней жизни и рождающийся для обновленной во Христе. Именно эта новая жизнь способна предоставить верующему истинные блага, к-рые уподобляют человека Христу: смирение, бедность, послушание, обогащенные способностью молитвенного созерцания. Новая жизнь, согласно А. П., включает внимание к слову Божию, молитвенное размышление над ним, воплощение его в жизнь и передачу другим, причем не только путем устной проповеди: слово Божие можно проповедовать примером своей жизни. Истинно кающиеся, являясь проповедниками, побуждают людей к покаянию, отдаляют их от грехов - в этом и заключается подлинная забота о ближнем.

Иконографический образ А. П. сложился не сразу. Самым древним является его изображение в полный рост с книгой в руках, иногда вместо книги он держит лилию - символ победы над грехом. Но доминирующим мотивом стало изображение А. П., держащего на руках Младенца Иисуса. Особенно часто этот сюжет использовался в скульптурных композициях. К образу А. П. в своем творчестве обращались Джотто, Донателло, Фра Анджелико, Тициан, Доменико Кампаньола.

Соч.: S. Antonii Patavini Sermones dominicales et festivi ad fidem codicum recogniti / Curantibus B. Costa, L. Frasson, I. Liusetto. Patavii, 1979. 3 vol.; Антоний Падуанский, св. Проповеди / Вступ. ст., ред. пер. и коммент. В. Л. Задворного. М., 1997.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. (1742). P. 703ff.; Vita prima o «Assidua» / A cura di V. Gamboso. Padova, 1981; Giuliano da Spira. Officio ritmico e Vita secunda / A cura di V. Gamboso. Padova, 1985; Vita del «Dialogus» e «Benignitas» / A cura di V. Gamboso. Padova, 1986; La «Raymundina» e la «Rigaldina» (1293-1300) / A cura di V. Gamboso. Padova, 1992. (Fonti agiografiche antoniane; 1-4).

Лит.: Conconi F. Sant' Antonio di Padova: Saggio storico-critico. Padova, 1932; Bayart P. Les sermons de s. Antoine de Padoue pour l'année liturgique. P., 1944; Herzog G., Hausser W. Antonius von Padua: Sein Leben und sein Werk. Luzern, 1947; Niezgoda C. Antoni Padewski. Warsz., 1984; Poppi A. Le fonti et la theologia dei sermoni antoniani. Padova, 1990; Gamboso V. Antonio di Padova: Vita e spiritualità. Padova, 1995; Гамбосо В. Святой Антоний Чудотворец. М., 1995; Хунерманн В. Св. Антоний Падуанский. М., 1995; Задворный В. Л. Жизнь и соч. св. Антония Падуанского // Антоний Падуанский, св. Проповеди. М., 1997. С. 6-38 [Библиогр. С. 393-399].

В. Л. Задворный


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ" в других словарях:

  • АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ — (1195 1231) святой Католической церкви, монах францисканец, знаменитый проповедник. Память в Католической церкви 13 июня …   Большой Энциклопедический словарь

  • Антоний Падуанский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний, святой. Антоний Падуанский (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa; 15 августа 1195(11950815), Лиссабон  13 июня 1231,… …   Википедия

  • Антоний Падуанский — (1195 1231), святой католической церкви, монах францисканец, знаменитый проповедник. * * * АНТОНИЙ Падуанский АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ, Антоний Лиссабонский (Antonius Patavinus) (1195, Лиссабон 13 июня 1231, Верона), прославленный святой Западной… …   Энциклопедический словарь

  • Антоний Падуанский — (15 августа 1195 13 июня 1231) (лат. Antonius Patavinus), Фернандо де Буйон (порт. Fernando de Bulhões ) католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Биография Будущий великий святой родился в 1195 году в семье… …   Католическая энциклопедия

  • Антоний Падуанский - один из самых почитаемых святых Католической Церкви — День памяти св. Антония Католическая Церковь празднует 13 июня. Он родился около 1195 г. в Лиссабоне, в знатной семье; при крещении получил имя Фердинанд. В 15 летнем возрасте он поступил в монастырь Ордена регулярных каноников св. Августина в… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Антоний Падуанский — святой, род. 16 авг. 1195 в Лиссабоне, поступил сначала в августинский, потом, под влиянием св. Франциска Ассизского, в францисканский орден, успешно преподавал Евангелие африканским маврам, изучал в Верчелли богословие и преподавал его потом с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Антоний Падуанский — (Лиссабонский) (1195 1231) католич. святой; родился в Лиссабоне, в 1210 г. вступил в августинский орден (см. Августинцы), в 1221 г. перешел к францисканцам, был миссионером в Марокко. Особенно был известен своей проповеднической деятельностью,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Антоний Падуанский — АНТÓНИЙ ПАДУÁНСКИЙ (1195–1231), святой католич. церкви, монах францисканец, знаменитый проповедник …   Биографический словарь

  • Святой Антоний Падуанский — Антоний Падуанский (15 августа 1195  13 июня 1231) (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa) Фернандо де Буйон (порт. Fernando de Bulhões )  католический святой, проповедник, один из самых знаменитых… …   Википедия

  • Антоний (святой) — У этого термина существуют и другие значения, см. Антоний. Антоний  имя, которое носили некоторые святые[1][2]: Антоний Великий (около 251, Кома, Египет  356, Дейр Мари)  преподобный, подвижник и пустынник, основатель… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»