АРИЛЬЕ

АРИЛЬЕ

Церковь св. Ахиллия. Ок. 1295 г.

Церковь св. Ахиллия. Ок. 1295 г.


Церковь св. Ахиллия. Ок. 1295 г.

[Ариле, серб. Ариље], сел. у впадения р. Велики-Рзав в р. Моравица близ Пожеги (Жичская епархия Сербской Православной Церкви), с ц. в честь прп. Ахиллия, еп. Лариссы, воздвигнутой серб. королями св. Драгутином (см. Феоктист, прп.) и св. Стефаном Урошем II Милутином ок. 1295 г. В научной лит-ре существует мнение, что храм первоначально был посвящен сирмийскому сщмч. Архилию (пам. 6 апр.), культ к-рого после перенесения в Преспу в кон. Х в. из Фессалии мощей Ахиллия слился с почитанием последнего. В пользу этой гипотезы свидетельствует как звучание топонима, так и именование в ряде средневек. серб. рукописей ларисского святителя Архилием (напр., Загреб. ХАЗУ. III с 6, кон. XIII - нач. XIV в.; Дечаны. № 56, посл. четв. XIV в.). Археологические раскопки свидетельствуют о существовании не позднее XII в. на месте храма крупного монастырского архитектурного комплекса. С 1219 г. в А. располагалась кафедра Моравичского епископа, с XIV в. по 1454 г. митрополия. Предполагается, что в кон. XIII - 1-й пол. XV в. при мон-ре существовала книгописная мастерская, к-рой на основании косвенных свидетельств (тексты, посвященные св. Ахиллию, дни памяти в месяцесловах и др.) Л. Василев атрибутирует не менее 5 серб. кодексов этого времени. После падения серб. деспотии в 1459 г. мон-рь пришел в запустение. Монашеская жизнь возродилась лишь спустя век, по восстановлении в 1557 г. Печской Патриархии при св. Патриархе Макарии (Соколовиче). По данным на 1560-1595 гг., в обители проживало постоянно от 1 до 3 насельников. В этот период мон-рь становится значительным книгописным центром. Сохранилось 3 тома служебных Миней из комплекта, переписанного в 1565-1568 гг. при игум. Виссарионе иноком Никифором (Vindob. slav. 12; Печ. Б-ка Патриархата. № 34, 40). В 40-х гг. XVII в. были воздвигнуты 2 келейных корпуса. Во времена австро-тур. войны (1735) мон-рь был вновь опустошен, а храм одно время служил конюшней для тур. войск. В сер. XIX в. церковь получила статус приходской.

Прп. Ахиллий, еп. Лариссы. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.

Прп. Ахиллий, еп. Лариссы. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.


Прп. Ахиллий, еп. Лариссы. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.

По архитектурным особенностям храм относится к рашской школе. Это однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан к-рого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз. Наружный притвор был пристроен ок. 1300 г. В диаконнике расположен придел свт. Николая.

Евсевий, еп. Моравичский, и Евстафий, архиеп. Сербский. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.

Евсевий, еп. Моравичский, и Евстафий, архиеп. Сербский. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.


Евсевий, еп. Моравичский, и Евстафий, архиеп. Сербский. Роспись ц. св. Ахиллия. 1296 г.

Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греч. акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на слав. языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в зап. части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время тур. завоевания. Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в юж. певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В сев. певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневек. Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на зап. стене наоса изображены серб. архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный (см. Симон монах), Стефан Неманя (см. Симеон Мироточивый), Стефан Урош V, Елена, серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и нек-рая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок к-рого подчеркивает живописную монументальность изображений.

Лит.: Окунев Н. Л. Арилье, памятник сербского искусства XIII в. // SK. 1936. T. 8. С. 221-254; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 5-8; Живковић Б. Ариље. Београд, 1970; Чанак-Медић М. Из исторjе Ариља // Саопштење [Републичке завод за заштиту споменика културе]. Београд, 1982. [Т.] 14. С. 25-49; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриаршиjе до 1683. Београд, 1984. С. 40; Васиљев Љ. Ариљски преписивачки центар и култ светог Ахилиjа код Срба // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. [Књ.] 14/1. С. 165-175; она же. Трагом писане речи до ариљских преписивача // Археографски прилози. Београд, 1999. [Књ.] 21. С. 133-162; Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557 године до средине XVII в. Београд, 1999. С. 102-103; Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 130-133.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АРИЛЬЕ" в других словарях:

  • АХИЛЛИЙ — [Греч. ̓Αχίλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия …   Православная энциклопедия

  • Ариле — Город Ариле Ариље/Arilje Герб …   Википедия

  • Ойданич, Эра — Эра Ойданич Ера Ојданић / Era Ojdanić Основная информация Полное имя Андрия Ойданич (серб. Андрија Ојданић …   Википедия

  • Южнославянские страны в XIII—XV вв. Албания — Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — [греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio S. Mariae in templo], один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу.… …   Православная энциклопедия

  • ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… …   Православная энциклопедия

  • БЕССРЕБРЕНИКИ — [анаргиры; греч. ἀνάργυροι; безмездники], люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, к рым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие. Св. бессребреники. Миниатюра из Евангелия (Cod. Dionys. 587 (m) Fol. 159v). 1059… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • ВЛАДИСЛАВ — [тронное имя Владислав Стефан] (ок. 1200 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234 1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), 3 й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах) от брака с Евдокией, дочерью… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»